Методы и приемы работы над средствами языковой выразительности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах (по М.Р. Львову)
В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Нужно использовать все возможности в работе над средствами языковой выразительности художественных произведений. Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить учащихся со стилистическим богатством русского языка.
Как правило, каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся:
а) обнаружение слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;
б) семантизация, занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы» «слова иноязычного происхождения» и т.п.;
в) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и мн. др.;
г) введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр.
Работа над сравнением.Сравнение встречается и в стихах, и в прозе. Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был бы хорошо знаком детям, в противном случае образ не проясняется, а затемняется.
Иногда сравнение, развертываясь, превращается в широкую поэтическую картину, в которой явление природы олицетворяется. Так, во II классе дети читают стихотворение С. Есенина «Пороша», в котором встречаются с таким видом сравнения:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Анализ сравнений не должен сводиться к одной лишь логической работе. Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, предлагаются, например, такие задания: «Представьте себе, как тихо-тихо летят снежинки, обгоняя друг дружку... На что они похожи? Кто видел такой легкий снег? Расскажите». Дети сравнивают снег с легкими пушинками, с тополиным, лебяжьим пухом. Целесообразны также упражнения в самостоятельном подборе сравнений, которые в дальнейшем используются в устных рассказах и письменных сочинениях. Так, учащиеся II класса получили задание найти сравнения в связи с наблюдениями природы осенью. Дети употребили сравнения: «Дуб стоит, как будто раздетый. По воде плавают желтые листья, как кораблики. У плакучей березы веточки длинные, как веревочки, висят. Листья на осине красные, как огоньки. Опята — как малыши в детском садике. Птицы летают стаей, как туча».
Третьеклассникам в сочинении «Хмурый осенний день» создать настроение, соответствующее теме, помогли сравнения: «Днем темно, как будто вечером. Ветер воет, будто жалуется. Мокрые ветки согнулись, будто им тяжело, повисли» и т. д.
Нередко школьники придумывают сравнения непонятные, слишком субъективные, не создающие общедоступного образа: «Дождь как барабан» (возможно, в личном опыте ученика дождь ассоциируется с барабанной дробью, когда он стучит по жестяной крыше); «Солнце светит, как огонь» (здесь оно греет, вернее, жжет, как огонь) и т. п.
Во всяком художественном сравнении всегда есть субъективный элемент. Работа над сравнениями, не должна навязываться детям. Каждое сравнение только тогда будет представлять ценность в речевом развитии, когда оно родилось в сознании учащихся из потребности выразить, передать яркую, впечатляющую картину.
Работа над эпитетом.Учащиеся III класса читают стихотворение С. Васильева «Россия»:
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Здесь прозрачный зной — подлинно поэтический образ, характеризующий своеобразную неброскую красоту и простор русской равнины. Пылающие рябины — это начало осени, красные грозди в зелени лесов. Эпитеты создают яркую, запоминающуюся картину. Очень важно, чтобы дети поняли поэтичность образов.
Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе определен предмет. В стихотворении С. Есенина «Береза» (I класс) дети встречаются с такими определениями-эпитетами: «на пушистых ветках», «сонная тишина» и «золотой огонь». Первоклассники говорят: «Ветки пушистые потому, что они в инее, в снегу. Сонная тишина — очень тихо кругом, как будто все спит, береза стоит в сонной тишине. А когда поднялось солнце, снежинки заблестели. Они как будто горят в золотом огне». Подобные ответы школьников свидетельствуют о поэтическом восприятии стихотворного текста. Очень важно, чтобы образные средства языка были использованы детьми в собственной речи — если не в свободной, творческой, то хотя бы в беседе или пересказе прозаического текста (стихи пересказывать не рекомендуется).
Если в I классе учащиеся просто объясняют значение эпитетов, то во II-V классах следует обращать внимание на эмоционально-экспрессивные оттенки слов, употребленных в роли эпитетов, на общее настроение, создаваемое ими (без употребления термина).
Так, во II классе дети читают стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро»:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
Очень важно, чтобы дети поняли, что слова мутном, бледное, мрачные создают печальное настроение, а эпитет великолепными рядом с определением голубыми отражает радость поэта.
Прекрасно своим лиризмом стихотворение А. Прокофьева, которое дети изучают во II классе:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную...
Классу задается вопрос: «Почему поэт употребляет такие противоположные слова для описания березки: ясная, кипучая - грустная, плакучая! Ребята рассказывают, когда березка может казаться радостной, светлой, а когда грустной, почему ее вид вызывает разные чувства у людей. Сразу же дети получают и следующее задание: подобрать собственные эпитеты (образные слова) для описания березки. Дети приводят примеры: кудрявая, веселая, золотистая, белоствольная.
Во II и III классах проводятся специальные упражнения по подбору эпитетов. Работа состоит в следующем. Учащимся предлагается подумать, как можно сказать о хорошо знакомом им предмете, например: о вечернем небе, разбушевавшемся море, теплом ветерке. В одной из школ третьеклассники подобрали эпитеты: небо огненное, пылающее, багровое, теплое, спокойное; море грозное, свирепое, могучее, жестокое, величественное; ветерок ласковый, мягкий, нежный.
Учащимся предлагается также дать определения птицам, растениям.
Выбор определений сам по себе полезен, так как развивает наблюдательность, образное мышление.
Работа над эпитетами связывается и с грамматическими темами, особенно с темой «Имя прилагательное».
Работа над метафорой. Метафоричность речи свойственна младшим школьникам. «Солнышко спать ушло», «собака любит загорать», «травка пить хочет» — такие выражения часты не только в речи дошкольников, но и первоклассников. С возрастом дети становятся «реалистами» и постепенно отказываются от поэтического, сказочного восприятия мира.
Вряд ли следует бороться против этого закономерного, естественного процесса. Но в то же время важно сохранить у детей умения, связанные с употреблением метафор, создать элементарную теоретическую основу, показать роль метафор в поэтическом языке.
На метафорах строятся многие русские народные загадки: Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Луна.) Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (Двенадцать месяцев.) Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
В каждой загадке образ, метафора исходят из сходства с действительными, реальными признаками, что и помогает отгадывать.
Первоклассникам задается загадка: Черные птички на каждой страничке. Здесь метафора — целая картина. Дети могут ее представить, но в словесных объяснениях нередко испытывают затруднения. Учитель задает вопросы: «Почему в загадке сказано: черные птички? Разве на страничках сидят птички?» («Нет,— говорит первоклассник,— это буквы!») «Почему же в загадке их назвали птичками?» — спрашивает учитель. («Они похожи на птичек, их много».) По аналогии с этой загадкой первоклассники придумывают свои загадки, загадывают их в классе.
Загадки, составленные самими детьми, нередко очень интересны: «Впереди идет жук, а за ним жучата». (Строчка в книге.) — I класс; «Старик самый сильный, но никто его не видел». (Ветер.) — III класс; «На широкой дороге светлячки сидят». (Ночное небо.) — IV класс. Как видим, все эти загадки опираются на метафоры.
Вот, например, стихотворение-миниатюра Е. Серовой:
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
И в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!
Во второй строке слово золотая — эпитет к слову рожь. Учащиеся могут объяснить, что созревшая рожь золотистого цвета. Но четвертая строка золотые руки растят представляет собой метафорическое выражение. Объясняя его, дети говорят: «Если кто-то умело работает, про него говорят золотые руки. Рожь растят люди, а не руки — значит, золотые руки у людей, у тружеников, у колхозников».
Перед учащимися II и III классов следует иногда ставить вопрос: «Почему писатель сказал именно так?» Это поможет детям почувствовать эмоциональные оттенки, которыми окрашена метафора.
Вот стихотворение М. Исаковского «Вишня» (II класс):
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь, и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Стихотворение проникнуто любовью к природе, к людям, которые украшают дорогу, и здесь особенно уместны слова добрые: фразеологизм купаться в цвету обладает положительной эмоциональной окраской.
Часто метафора окрашена юмором, например: «Черный Ивашка — деревянная рубашка. Где носом проведет — там заметку кладет». Черный Ивашка — это карандаш. Эта загадка-шутка возбуждает эмоции, развивает как образное, так и логическое мышление, дает материал для рисования. Дети рисуют карандаш с глазами, ушами, руками и ногами.
Этот же прием — в связи с чтением «Чиполлино»: здесь действуют овощи и фрукты в облике людей. Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах языковойвыразительности. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи.
Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:
а) обнаружение в тексте «образных» слов;
б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;
в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: «Какую картину ты представляешь себе?»;
г) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;
д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.
Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.
Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы на уроке чтения. Следует стремиться к тому, чтобы работа учащихся над средствами языковой выразительности органически вплетались в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.
Этим же целям, в сущности, служат и другие направления в общей системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова (фразеология), многозначность слов; упражнения на их употребление в речи.
На уроках литературного чтения, при анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием средств языковой выразительности.
Приведем примерный анализ фрагмента стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы».
Этап урока - анализ произведения:
1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где осень встречается с зимой.
2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте. На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман.) Как сказано в стихотворении о тумане? (Туман облаками встает.) Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман? (Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? (Веял холод в лицо.) Что еще описал поэт? (Небеса и лес.) Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса.) Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми облаками.) Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени.
3. А что сказано о лесе? (Плакалсумрачный лес.) Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный.) Нам хочется посочувствовать такому лесу. А каким словом описал автор состояние леса? (Плакал.) О ком так можно сказать? (О живом существе.) Автор посмотрел на лес как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дождем. А вместе с автором все это почувствовали и мы, его читатели.
4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки,в которых описаны самые
первые ее шаги. С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый.)Как автор называет такой снег? (Снежок.) «Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-ласкательным значением – снежок.
5. Как же преобразилась за ночь земля? Прочитайте.
- Изменилось ли настроение природы?
- Назовите, что конкретно описано поэтом. (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)
- В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист.)
- Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем.)
- Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день блестит снег? Почему разноцветным огнем? Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса. (Смотрит весело, словно рад.) О ком так обычно говорят? (О человеке.) Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему?
- Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который нарисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? (Смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, горят капли сдержанных слез.)
- Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зеленые ели, которые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри у леса-великана. А на его ресницах-ветках - капли сдержанных слез. Что же это за слезы! Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки воды текли по веткам.) А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мороз - замерзла река.) Что же произошло с каплями дождя? (Они застыли на ветках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю.) А почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами? (Автор относится к лесу, как к живому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)
- Как же выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы, горят.)
- Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы.- Ожегов С.И., Словарь русского языка).
После такого анализа следует предложить детям перечитать ту часть стихотворения, где описаны осенние картины и изменения, произошедшие в природе за ночь. При чтении нужно постараться передать свои чувства, а также смену настроения, связанную с приходом зимы. Как видим, ведущими приемами при анализе лирических произведений становятся такие, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.