Тема 3. Характеристика биографических источников

Источники биографического метода. Многообразие биографических материалов. Типология биографических источников.

Дневники. Дневник как интимный документ и как фиксация развития личности ребенка. Жанр дневников в литературе XXYIII века. Методические трудности использования дневников. Исследование дневников (Ш. Бюлер, Н.А. Рыбников, М.М. Рубинштейн). Особенности ведения дневников в юношеском возрасте. Функции и основные темы дневника.

Автобиографии. Становление автобиографии. Теоретические основы автобиографии (В.Дильтей, Г Миш). Типологии автобиографических источников. Автобиографическая анкета в познании внутреннего мира в подростковом возрасте. Функции автобиографии в развитии человека.

Биографическое интервью. Биографическое интервью и автобиография: тождество и различие. Типология интервью: лейтмотивное, биографическое фокусированное, свободное. Метод дневникового интервью. Технология проведения биографического (нерративного) интервью.

Письма. Характерные черты письма как личного документа. Разновидность писем. Исследование писем Г. Олпорта, А. Болдуина. Этапы работы с письмами.

Воспоминания. Роль ранних воспоминаний в жизни человека (З. Фрейд, А. Адлер). Технология анализа ранних воспоминаний в адлерианстве.

Продукты деятельности (свидетельские показания, официальные биографические документы).

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2- томах. М., 1980.

2. Березина Т.Н. Методики исследования глубинных особенностей личности. М., 1997.

3. Биография как вид исторического исследования. Тверь, 1993.

4. Грищенко Н.А. Исследование личности биографическим методом // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. М., 1990.

5. Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках. Дисс.канд. псих.наук. Л., 1975.

6. Life Line и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993.

7. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., 1976.

8. Рубинштейн М.М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.

9. Рыбников Н.А. Автобиографии рабочих и их изучение. Материалы к истории автобиографии как психологического документа. М-Л., 1920.

10. Хубач В.Г. Биография и автобиография: проблема источников и изложения. М., 1970.

Тема 4. Биографический метод в контексте

Гуманитарного знания

Гуманитарное знание и его специфика. Становление методов познания в гуманитарных науках. Номотетический и идеографический методы. Биографический метод и проблемы обществознания.

Биографический метод в философии. Развитие биографического жанра в социокультурном контексте. Место биографического знания в системе наук и его бытие в общественном сознании. Детерменированность биографического знания образом человека, творимым в каждую эпоху философией и культурой. Место биографии в историко-философских исследованиях. Герменевтика и феноменология как основа биографического метода. Понятие «смысловая биография».

Биографический метод в социологии. Количественный и качественный методы сбора информации. Актуальность качественных методов исследования. Исследования У. Томаса и Ф. Знанецкого и его значение в развитии качества социологии. Биографические исследования в Чикагской школе социологии. Нарративный анализ в социологии.

Биографический метод в исторической науке. Биографика как область исторического знания и ее связь со вспомогательными и специальными дисциплинами (генеалогией, геральдикой и т.д.). Влияние традиций агиографии на становление биографики. Проблема биографии в рамках идей «психоистории» и социальной истории. Школа анналов во Франции. Направленность биографического метода на воссоздание исторической перспективы событий.

Биографический метод в литературоведении. Параллельные жизнеописания Плутарха и их роль в развитии биографического жанра. Два типа античной биографии (энергетический и аналитический).

Связь биографии и античного романа. Биографический метод Сент-Бева. Теоретические основы «новой биографии» Л. Стрэйчи, А. Моруа, Х. Николсона. Биографический роман И. Стоуна. Различные формы биографического жанра.

Биографический метод в психологии. Влияние гуманитарных наук на становление биографического метода в психологии. Биографические исследования Г. Гейманса, Ф. Гальтона, Ш. Бюлер. Биографические исследования и характерология. Психоанализ и развитие биографического метода в психологии. Биографический метод и психография. Автобиографическая память как проблема психологического исследования.

Литература:

1. Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М. 1994.

2. Валевский А.Л. Методологические основания биографии. Дисс. кан. философ. наук. Киев, 1990.

3. Жуков Д. Биография биографий. Размышления о жанре. М., 1980.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997.

5. Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1975.

6. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М. 1998.

7. Проблемы биографического жанра в советской исторической науке. М.1988.

8. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л. 1976.

9. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М. 1972.

10. Рыбников Н.А. Биографический метод. М. 1918.

11. Смит Д. Биография педагогов прошлого – как способ познания предмета //История педагогики как учебный предмет. М. 1997, с. 132-141.

12. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн. 1996.

13. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М. 1996.

Наши рекомендации