Т е м а 1. возникновение и развитие
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Примерный план
1. Зарождение воспитания в первобытном обществе.
2. Воспитание и обучение в древнейших государствах Востока.
3. Воспитание и образование в античном мире.
4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения.
5. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до 17 века).
Происхождение воспитания, его становление как осознанного, целенаправленного процесса. Зарождение приемов и организационных форм воспитания. Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытно-общинного строя.
Общее и особенное в генезисе школы и воспитания в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. «Дома табличек» в Междуречье (Месопотамии). Школа в Древнем Египте. Воспитание и школа в Древней Индии. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
Зарождение письменности в условиях эгейской культуры. Воспитание детей и юношества в архаической Греции 9-8 вв. до н. э. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в 6-4 вв. до н. э. Просвещение в эпоху эллинизма (3-1 вв. до н. э.). Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме. Зарождение христианской традиции воспитания.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века. Развитие церковной культуры. Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения. Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.
Практика и образование в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья. Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского Востока и их влияние на развитие мировой культуры. Просвещение на территории средневековых государств Закавказья. Воспитание и школа в средневековом Китае. Воспитание и педагогическая мысль в средневековой Индии.
Образование в Русском государстве 14-17 вв. Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.
Задания для самостоятельного усвоения темы
1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?
2. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
3. Расскажите об основных факторах возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока.
4. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?
5. Какие основные этапы развития воспитания и образования Вам известны в истории цивилизаций Античного Средиземноморья?
6. Заполните таблицу:
Афинская система воспитания | Спартанская система воспитания |
Экономико-географические факторы | |
Социально-демографические факторы | |
Культурные факторы | |
Идеал воспитания | |
Содержание образования | |
Система образования |
7. Назовите и охарактеризуйте главные этапы развития педагогической мысли и образования в средневековом Исламском мире.
8. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования? Как они проявились в педагогической мысли и практике воспитания и обучения?
9. Проследите эволюцию схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы.
10. Дайте характеристику педагогических идей европейского Возрождения. Подробнее проанализируйте взгляды его представителей.
11. В чем Вы видите общеславянскую традицию воспитания и образования в средневековую эпоху? В чем проявлялась взаимосвязь между культурой и образованием славянского мира и культурой и образованием остальной Европы?
12. Что Вы знаете о литературных памятниках Киевской Руси как источниках сведений о педагогической мысли этой эпохи?
Библиографический список
1. Античная Греция: В 2 т. – М.: Наука, 1983. Т. 2. – 543 с.
2. Античное наследие в культуре Возрождения. – М.: Наука, 1984. – 285 с.
3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIY-XYII вв. / Сост.: С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.
4. Григорян, С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока / С. Н. Григорян. – М.: Наука, 1966. – 352 с.
5. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени: (Исследования и материалы): Сб. науч. трудов / Под ред. К.И. Салимовой, Б.Г. Безрогова. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – 200 с.
6. Домострой. – М.: Сов. Россия, 1990. – 304 с.
7. Жураковский, Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 510 с.
8. Зеньковский, В. В. История русской философии: В 4 т. Т. 1. Ч. 1 / В. В. Зеньковский. – Л.: Эго, 1991. – 221 с.
9. Крамер, С. История начинается в Шумере: Пер. с англ. / С. Крамер. – М.: Мысль, 1991. – 233 с.
10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XYII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989. – 480 с.
11. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учеб. пособие: В 2 ч. – М.: Высш. шк., 1980. – Ч. 1. – 328 с.
12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – 528 с.