Примерные сроки формированияу детей гласных и согласных звуков
Возраст появления звуков (в годах) | 1-2 | 2-3 | 3-5 | 5-6 |
Звуки | АОЭ ПБМ | ИЫУ ФВТДН кгхй | езц IIIЖ Ч Щ | Л Р |
В раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие
собенности в произношении звуков речи, которые уже с самою
яачала нельзя относить к «возрастному косноязычию» («хлмша-
ющее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок; межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих)). Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам.
Необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей (образец для подражания). В случае отсутствия такого образца резко затрудняется или даже становится невозможным усвоение ребенком правильной артикуляции звуков (формируется «семейная картавость», которую ребенок усваивает, подражая родителям). С этой точки зрения и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников нежелательно, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения. Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холосый!») - ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей.
Логопедическую работу в таких случаях надо начинать как можно раньше, чтобы по возможности раньше устранить имеющиеся недочеты.
Риноналия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими изменениями в строении речевого аппарата.
Анатомический дефект проявляется в виде открытой либо прикрытой расщелины между носовой и ротовой полостью - на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе.
Причиной врожденных несращений может быть влияние на эмбрион на раннем этапе внутриутробного развития различных внешних и внутренних факторов (заболевания матери, применение гормональных препаратов, дефицит отдельных микроэлементов в организме матери, наследственный фактор). В речевом развитии у ребенка с ринолалией отмечается обедненность лепета, грубые нарушения звукопроизношения, носовой оттенок голоса, изменено место артикуляции большинства звуков.
Дизартрия - нарушение произносительной и мелодико-иптопациониой стороны речи, обусловленное недостаточной ин-перманпей речевого аппарата.
Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периоде развития. Как отмечают исследователи, основными проявлениями дизартрии являются расстройство артикуляции звуков, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации.
Вторую подгруппу нарушений устной речи составляют нарушения структурно-семантического оформления высказывания.Сюда относят два речевых нарушения: алалию и афазию.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.
Общими характерными особенностямиречевой деятельности при алалии являются: позднее появление речи; ее замедленное развитие; значительное ограничение словаря.
Алалия может проявляться как нарушение произносительной стороны - экспрессивная форма, а также как нарушение понимания речевого высказывания — импрессивиая алалия. Основные характерные особенности обеих форм отражены в табл. 2.5.
Таблица 2.5