Особенности работы с печатными изданиями.
1. Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
• конспектирование;
• составление плана текста;
• тезирование;
• цитирование;
• аннотирование;
• рецензирование;
• составление справки;
• составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного),
•составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме),
• составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).
2. Учебник — важный источник знаний учащихся, если учитель научит учащихся пользоваться им.
Прежде всего необходимо добиться овладения учащимися техникой чтения и понимания смысла прочитанного.Лишь пройдя первый и наиболее трудный этап овладения техникой чтения, ребенок становится неразлучным с книгой. Успех дальнейшего обучения учащихся во многом будет зависеть от того, насколько прочными будут навыки сознательного, вдумчивого, сосредоточенного чтения и воспроизведения прочитанного, осознания текста и лексического разбора его трудных мест, логического разбора текста в связи с заданиями учителя и учебными потребностями детей, уяснение идейного смысла читаемых статей, рассказов. В I классе дети учатся составлять план прочитанного. В III классе они уже умеют составить план большого рассказа или отрывка, формулируя пункты плана в виде назывных предложений. Дальнейшая работа с учебником и книгой, готовит детей к восприятию текста, водружает их умением вдумываться в название статьи, вырабатывает у детей навыки внимательного чтения с выделением основной цели. Не менее важное значение имеет привитие школьникам навыка самостоятельной работы над статьей,тщательный контроль со стороны учителя за правильностью понимания учащимися прочитанного, выяснение отношения детей к событиям, действиям, поступкам героев.
Работа над текстом строится в зависимости от его характера. При изучении делового текста учитель концентрирует внимание учащихся на усвоении его содержания и тех сведений, которые в нем сообщаются.
В работе над художественным текстомучитель главное внимание уделяет восприятию и запечатлению в сознании учащихся ярких образов и картин, нарисованных автором, учит детей пользоваться художественными средствами при запоминании материала, оценивает качество и полноту восприятия художественного образа при проверке знаний. Такой подход к организации занятий будет способствовать развитию эстетического восприятия, образного мышления, обогащению речи школьников. Не менее важное значение имеет подготовка учащихся к усвоению основ теории литературы. В работе над художественным текстом учитель учит детей проводить простейшие теоретико-литературные наблюдения.
Наглядные методы обучения
Понятие и цели метода
Демонстрация
3. Иллюстрация
ВидеометодI
1. Цели метода наглядности в начальной школе:
• обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей,
• развитие наблюдательности,
• изучение конкретных свойств предметов,
• создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного.
В начальных классах применяется наглядность
• естественная,
• рисунковая,
• объемная,
• звуковая,
• графическая.
К наглядным относятся демонстрация, иллюстрации, видеометод.
2. Демонстрация служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектовобычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.
Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда осуществляется активный познавательный процесс — дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимого
Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:
• все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;
• могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;
• нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.
3. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.
В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств.
Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое число иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения.
В современной начальной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства.
4. Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации:
• видеоскопов,
• проекторов,
• киноаппаратов,
• учебного телевидения,
• видеопроигрывателей и видеомагнитофонов,
• а также компьютеров с дисплейным отражением информации.
Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.