Диагностика художественной выразительности детского рисунка
Для успешного анализа детского рисунка подготовьте таблицу-схему, используйте следующие показатели и критерии.
Уровни | Показатели и критерии | Оценка (балл) |
КАЧЕСТВО РИСУНКА (СТЕПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ ЛИНИЕЙ, ФОРМОЙ, ОБРАЗПРОИЗВЕДЕНИЕМ) | ||
Низкий уровень | Рисунок примитивный, неполный, чаще всего непонятен другим; очень условный, схематичный, содержит только намек на предмет. | 1 балл |
Нет точной передачи формы, отсутствуют важные основные детали. Вероятны случайные линии, элементы, образ не выявляется или выявляется очень слабо. | 2 балла | |
Средний уровень | Намечается ясность формы, конфигурация, переданы основные части, есть важные детали, но более подробные части отсутствуют. Недостаточно точно выявлены пропорции, соотношения по величине основных частей образа; улавливается движение, просматривается образная выразительность; рисунок понятен окружающим, хорошо читается. | 3 балла |
Высокий уровень | Точная передача формы, намечаются пропорции, ясно просматривается движение, понятно, что человек делает; возрастает подетальность, выразительность. | 4 балла |
Психологизм, сознательно изменяется линия, форма для придания рисунку выразительности. | 5 баллов | |
КОМПОЗИЦИЯ РИСУНКА | ||
Низкий уровень | Одна низкая линия горизонта в самом низу листа бумаги. Верхняя часть листа не заполнена | 1 балл |
Есть некоторые элементы вверху6 солнце, облака и т.д. | 2 балла | |
Средний уровень | Ритмическое размещение образов по всему листу бумаги или большое одинаковое изображение в центре | 3 балла |
Высокий уровень | Масштабное соотнесение рисунка с листом бумаги, заполненность пространства, соотнесение свободных и заполненных мест; уравновешенность по массе и цвету; присутствует передний и задний план, простейшая перспектива | 4 балла |
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЦВЕТА | ||
Низкий уровень | Цвет рисунка грязный, вялый, невыразительный, много черного, ребенок рисует красками как карандашом; рисунок контурный, не закрашенный. | 1 балл |
Рисунок закрашенный, но очень яркий, крикливый и негармоничный в цвете. | 2 балла | |
Средний уровень | Рисунок насыщенный по цвету, яркий, гармоничный по отношению к фону; есть тенденция к использованию цвета как выразительного средства | 3 балла |
Высокий уровень | Цвета подобраны гармонично между собой и по отношению к фону; намечена теплая или холодная тональность; цвета используются для передачи настроения и характера; есть полный ритм цветовых пятен. | 4 балла |
Тонкие цветосочетания, однотональность, используются пастельные сочетания, цвет психологичный, создает настроение и отношение к рисунку, образу. | 5 баллов | |
ОБРАЗНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РИСУНКА | ||
Низкий уровень | Рисунок не имеет содержания, случайность линий, формы, цвета, образа произведения. | 1 балл |
Средний уровень | Есть пробы соединить цвет и линию, чтобы придать большую выразительность образу, но материал пока что используется случайно. | 2 балла |
Сознательно используются отдельные цвета, формы, линии для создания выразительности рисунка. | 3 балла | |
Высокий уровень | Как дополнение: используется и продумывается в качестве отдельного выразительного элемента рисунка; видны выразительность жестов, поз; есть дополнительные элементы одежды, головных уборов и т. д.; возможна экспрессивность рисунка. | 4 балла |
Сознательное перевоплощение формы, цвета, своеобразное построение рисунка, возможна стилизация, преувеличение; выбор материала и техники выполнения обусловлены характером, настроением образа, явления. | 5 баллов | |
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ РИСУНКА | ||
Низкий уровень | Типовое содержание и выполнение: дом, дерево, солнце и т. д. | 1 балл |
Наблюдается связь с определенным опытом, наблюдениями ребенка, что можно увидеть в некоторых деталях, но выполнение рисунка стереотипное. | 2 балла | |
Средний уровень | Отображение сюжета со своей интерпретацией и своим, это значит индивидуальным методом выполнения. | 3 балла |
Высокий уровень | Есть элементы фантазийного, необычного. | 4 балла |
Необычность содержания и выполнения, неповторимость, исключительность рисунка по разным параметрам, в том числе и оригинальность художественного видения. | 5 баллов |
Как видно выразительность детского рисунка может быть на трех уровнях: низком, среднем и высоком. Однако возможен и очень высокий и очень низкий уровень. Когда рисунок не набирает 6 баллов, значит, он находится на очень низком уровне, от 6 до 11 – просто на низком уровне; от 12 до 17 – на среднем уровне. Выразительность рисунка на высоком уровне – от 18 до 22 и очень высокий – от 22 до 25 баллов.
Оформление дневника.
Дневник оформляется на отдельных листах А4 и впоследствии брошюруется в чередовании с конспектами зачётных занятий, сценариями вечеров, текстами консультаций и т.п. согласно датам проведения работы.
1 смена
Дата | Проведение/просмотр | Самоанализ/анализ | Самооценка/оценка |
Утро | Содержание работы | ||
Индивид. работа | Категория воспитанников | ||
Занятия | Время, программные задачи, форма, методические приемы | Результативность реализации задач, коррекционная деятельность по результатам занятий | |
Дополнительная деятельность | Содержание работы |
2 смена
Дата | Проведение/просмотр | Самоанализ/анализ | Самооценка/оценка |
14 - 15.30 | Содержание работы | ||
15.30 – 17.30 | Категория воспитанников |
План –конспект занятия
Вид изобразительной деятельности:
Тема занятия:
Вид занятия:
Форма проведения:
Цель:
Задачи:
Материалы и инструменты:
Оборудование:
Предварительная работа:
Ход занятия: