Диагностика художественной выразительности детского рисунка

Для успешного анализа детского рисунка подготовьте таблицу-схему, используйте следующие показатели и критерии.

Уровни Показатели и критерии Оценка (балл)
КАЧЕСТВО РИСУНКА (СТЕПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ ЛИНИЕЙ, ФОРМОЙ, ОБРАЗПРОИЗВЕДЕНИЕМ)
Низкий уровень Рисунок примитивный, неполный, чаще всего непонятен другим; очень условный, схематичный, содержит только намек на предмет.   1 балл
Нет точной передачи формы, отсутствуют важные основные детали. Вероятны случайные линии, элементы, образ не выявляется или выявляется очень слабо. 2 балла
Средний уровень Намечается ясность формы, конфигурация, переданы основные части, есть важные детали, но более подробные части отсутствуют. Недостаточно точно выявлены пропорции, соотношения по величине основных частей образа; улавливается движение, просматривается образная выразительность; рисунок понятен окружающим, хорошо читается. 3 балла
Высокий уровень Точная передача формы, намечаются пропорции, ясно просматривается движение, понятно, что человек делает; возрастает подетальность, выразительность. 4 балла
Психологизм, сознательно изменяется линия, форма для придания рисунку выразительности. 5 баллов
КОМПОЗИЦИЯ РИСУНКА
Низкий уровень Одна низкая линия горизонта в самом низу листа бумаги. Верхняя часть листа не заполнена 1 балл
Есть некоторые элементы вверху6 солнце, облака и т.д. 2 балла
Средний уровень Ритмическое размещение образов по всему листу бумаги или большое одинаковое изображение в центре 3 балла
Высокий уровень Масштабное соотнесение рисунка с листом бумаги, заполненность пространства, соотнесение свободных и заполненных мест; уравновешенность по массе и цвету; присутствует передний и задний план, простейшая перспектива 4 балла
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЦВЕТА
Низкий уровень Цвет рисунка грязный, вялый, невыразительный, много черного, ребенок рисует красками как карандашом; рисунок контурный, не закрашенный. 1 балл
Рисунок закрашенный, но очень яркий, крикливый и негармоничный в цвете. 2 балла
Средний уровень Рисунок насыщенный по цвету, яркий, гармоничный по отношению к фону; есть тенденция к использованию цвета как выразительного средства 3 балла
  Высокий уровень Цвета подобраны гармонично между собой и по отношению к фону; намечена теплая или холодная тональность; цвета используются для передачи настроения и характера; есть полный ритм цветовых пятен. 4 балла
Тонкие цветосочетания, однотональность, используются пастельные сочетания, цвет психологичный, создает настроение и отношение к рисунку, образу. 5 баллов
ОБРАЗНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РИСУНКА
Низкий уровень Рисунок не имеет содержания, случайность линий, формы, цвета, образа произведения. 1 балл
Средний уровень Есть пробы соединить цвет и линию, чтобы придать большую выразительность образу, но материал пока что используется случайно. 2 балла
Сознательно используются отдельные цвета, формы, линии для создания выразительности рисунка. 3 балла
Высокий уровень Как дополнение: используется и продумывается в качестве отдельного выразительного элемента рисунка; видны выразительность жестов, поз; есть дополнительные элементы одежды, головных уборов и т. д.; возможна экспрессивность рисунка. 4 балла
Сознательное перевоплощение формы, цвета, своеобразное построение рисунка, возможна стилизация, преувеличение; выбор материала и техники выполнения обусловлены характером, настроением образа, явления. 5 баллов
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ РИСУНКА
Низкий уровень Типовое содержание и выполнение: дом, дерево, солнце и т. д. 1 балл
Наблюдается связь с определенным опытом, наблюдениями ребенка, что можно увидеть в некоторых деталях, но выполнение рисунка стереотипное. 2 балла
Средний уровень Отображение сюжета со своей интерпретацией и своим, это значит индивидуальным методом выполнения. 3 балла
  Высокий уровень   Есть элементы фантазийного, необычного.   4 балла
Необычность содержания и выполнения, неповторимость, исключительность рисунка по разным параметрам, в том числе и оригинальность художественного видения. 5 баллов

Как видно выразительность детского рисунка может быть на трех уровнях: низком, среднем и высоком. Однако возможен и очень высокий и очень низкий уровень. Когда рисунок не набирает 6 баллов, значит, он находится на очень низком уровне, от 6 до 11 – просто на низком уровне; от 12 до 17 – на среднем уровне. Выразительность рисунка на высоком уровне – от 18 до 22 и очень высокий – от 22 до 25 баллов.

Оформление дневника.

Дневник оформляется на отдельных листах А4 и впоследствии брошюруется в чередовании с конспектами зачётных занятий, сценариями вечеров, текстами консультаций и т.п. согласно датам проведения работы.

1 смена

Дата Проведение/просмотр Самоанализ/анализ Самооценка/оценка
Утро Содержание работы    
Индивид. работа Категория воспитанников    
Занятия Время, программные задачи, форма, методические приемы Результативность реализации задач, коррекционная деятельность по результатам занятий  
Дополнительная деятельность Содержание работы    

2 смена

Дата Проведение/просмотр Самоанализ/анализ Самооценка/оценка
14 - 15.30 Содержание работы    
15.30 – 17.30 Категория воспитанников    

План –конспект занятия

Вид изобразительной деятельности:

Тема занятия:

Вид занятия:

Форма проведения:

Цель:

Задачи:

Материалы и инструменты:

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход занятия:

Наши рекомендации