Экологические и трудовые воспитательные дела

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, кото­рую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна.

Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими воспитательными делами, а соединить их в цепь непрекращаю­щихся природоохранных действий, слить с трудовым воспитани­ем. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений.

Дополненные местным материалом и преподнесенные долж­ным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее бра­ли. Если ребенок, подросток поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей за­висят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Основной смысл экологических воспитательных дел — конкретная практическая природоохранная деятельность. Объ­ектами этой деятельности становятся все источники жизне­деятельности человека — земля, вода, воздух, животные, рас­тения. Потребности региона, Местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел — таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и жи­вотных, селекционеров редких растений.

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формиру­ется его личность. Поэтому учебный труд предполагает в том числе воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и эконо­мического развития предъявляет высокие требования к личнос­ти производителя: отношение к труду как к важнейшему обще­ственному и личному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; постоянное прояв­ление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умст­венных и физических сил; стремление строить труд на принци­пах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.

В основе новых технологий трудового воспитания — принцип вариативности программ, методов и организационных форм об­разования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которым оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей, строго сохраняя един­ство базового компонента трудовой культуры. Базовый компо­нент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, уме­ния и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогичес­кой деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду, трудолюбия. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретатель­ства.

Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесооб­разно строить обучение на доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобре­тает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

Акцент в новой технологии трудового воспитания делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умение решать практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход к решению нестандартных задач, стремление повысить технико-экономические и социальные показатели.

Изменения в классно-урочной деятельности по трудовому вос­питанию делают необходимой перестройку внеклассной и внеурочной воспитательной деятельности. Она становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и об­ществу. В практику работы классных руководителей проникают активные воспитательные дела трудовой направленности, вы­званные к жизни социально-экономическими процессами. Среди трудовых воспитательных дел есть как традиционные, так и новые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, волонтерство, озеле­нение и благоустройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт доброволь­цев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, тру­довой десант, ремонтная школьная бригада и др.

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) — об­щее название для процессов воздействия на детей со стороны ро­дителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осу­ществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребен­ка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ре­бенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно четкую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на вос­питание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: ка­кова семья, таков и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет тру­да, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.

Подытоживая эти в общем-то хорошо известные воспитатель­ные функции семьи, приходим к следующим выводам:

•Влияние семьи на ребенка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не ут­рачивается полностью.

•В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.

•Семья осуществляет социализацию личности, является кон­центрированным выражением ее усилий по физическому, мо­ральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены об­щества: какова семья — таково общество.

•Семья обеспечивает преемственность традиций.

•Важнейшей социальной функцией семьи является воспита­ние гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослуш­ного члена общества.

•Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии. В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выра­жается в том, что семья все хуже реализует свою главную функ­цию — воспитание детей. Причины кризиса лишь отчасти связа­ны с ухудшением экономической ситуации в стране — у них более общий характер. Большинство специалистов приходит к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разру­шению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принци­пов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным об­разом отражаются на воспитании детей.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В боль­шинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное фор­мирование и развитие детей. По данным социологических иссле­дований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни — 30 мин. Духовное общение ро­дителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Обще­ние родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль — к выяснению того, какие оценки получены.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспи­тания детей в семье отметим следующие:

—невысокий экономический уровень большинства трудовых се­мей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т. д.);

—низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;

—двойная нагрузка на женщину в семье — в плане работы и семейных отношений. Обследование показало, что трудовая на­грузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 ч в неделю, в том числе дома — 36 ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 ч;

—высокий процент разводов как следствие многих социаль­но-бытовых и моральных причин. Развод — это всегда пробле­ма воспитания детей;

—бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет поло­жение, при котором воспитание детей остается святой обязанно­стью матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;

—обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Сообщения об убийствах на бы­товой почве не исчезают с газетных страниц;

—увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная об­щеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные ин­ституты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.

Впервые за последние 70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей (5—6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуж­дено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стра­не постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют ты­сячам детей родительский кров.

Что же может предложить педагогика для преодоления кризи­са семьи и повышения ее воспитательного воздействия? Педагоги перестраивают свою деятельность по отношению к семье в плане гуманизации отношений. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя — когда людям нечего терять, эти меры не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позво­ляют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей. Далее, происходит объединение усилий школы и церкви в духов­ном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях. Наконец, необходима координация усилий школы и гуманитарных фондов, обществ, волонтерских организаций, в част­ности организаций Красного Креста, разработка совместных бла­готворительно-воспитательных программ.

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Сколько семей, столько особенностей воспитания, и тем не менее можно выделить типичные модели отношений межу взрос­лыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоиз­менение отношений как одной из фундаментальных характери­стик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Роди­тели знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развива­ют интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, неза­висимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи — по­рядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюб­ными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют соб­ственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими пробле­мами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубин­ные, сокровенные связи могут нарушаться.

Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уде­ляется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью — чтобы поступить в вуз. Духовный мир ро­дителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощ­ряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взросле­ют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.

Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Де­ти это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбивают­ся о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обес­печить будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторон­ние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — с аморальными поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разо­браться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное ува­жение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические барьеры об­щения: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия, различие характеров, противоборствующих желаний, отрицательные эмоции.

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянству­ют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг с другом и с детьми. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомни­тельным развлечениям, водке.

Острые конфликты могут возникать из-за эмоциональной глу­хоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в мину­ты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие таких переживаний взрослыми ведет к обоюдно­му отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, особенно отцов. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешен­ности отца от семьи. На то существуют и объективные и субъ­ективные причины, но детям от них не легче. Исследования Г. А. Филатовой показали, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и только 20% — к отцам: «отец пьет мно­го», «не заботится о семье», «не хочет помогать материально».

СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Содержание воспитания в семье определяется генеральной це­лью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллекту­ально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направ­ления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотичес­ким, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается в том, что при­оритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Фи­зическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, за­нятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Разви­тие познавательных интересов, способностей, наклонностей и за­датков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отноше­ний, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и ува­жения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие нрав­ственные качества: разумные потребности, дисциплинирован­ность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или как минимум давать им представление о прекрасном в окружающей жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложен­ную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей в семье закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудить­ся, путь один — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от тру­дового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень оп­рятны», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети уди­вительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отда­вали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжири­ванию времени. Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве воспитания. Для родителей семейное воспитание — про­цесс сознательного формирования физических и духовных качеств своих детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и тре­бование разумного, взвешенного подхода к решению воспита­тельных задач.

Наши рекомендации