Современные требования к руководителю школы и организации его труда
Практико-ориентированные задания по модулю «Педагогика-2»
Задание 1.
Выберите из предложенных ситуаций, те, в которых наблюдение можно отнести к методам научно-педагогического исследования:
- дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой;
- педагог фиксирует уровень развития воображения школьников, изучающих геометрию с помощью компьютерным программ;
- педагог систематически фиксирует уровень тревожности школьников;
- классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников;
- на экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведением муравьев.
Задание 2.
Выберите из предложенных ситуаций, те ситуации, в которых беседу можно отнести к методу научно-педагогического исследования:
- классный руководитель беседует с родителями о воспитании детей в семье, чтобы выявить определенную закономерность;
- учитель беседует с опоздавшими на урок учениками;
- педагог беседует с учениками о правилах техники безопасности;
- директор делает выговор мальчику, обидевшему девочку;
- завуч беседует с учителями, выявляя эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.
Задание 3.
Установите последовательность этапов развития целостного педагогического процесса:
- реализация с диагностикой и коррекцией;
- анализ достижения целей;
- целеполагание, определение последовательности действий;
- отбор содержания и средств деятельности.
Задание 4.
Определите последовательность этапов управления педагогическим процессом:
- контроль и регулирование;
- организация;
- анализ;
- целеполагание и планирование.
Задание 5.
«Мотивация современного школьника к учению определяется скорее влиянием сверстников, нежели педагогическими усилиями учителя».
Насколько Вы согласны или не согласны с этим утверждением? Аргументируйте ответ или приведите пример из собственного опыта, ваших наблюдений и/или прочитанной научно-педагогической литературы, чтобы объяснить свою позицию.
Задание 6.
Исходя из известных Вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке. Значение каких наук возрастет? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?
Задание 7.
Сформулируйте приоритетные задачи образовательной политики и педагогической науки, укажите, что в рамках решения этих задач должно стать и предметом исследований конкретных научных дисциплин и отраслей педагогики (например: дидактики, профессиональной педагогики, этнопедагогики и др.), а также других наук, изучающих проблемы человека, общества, научного познания.
Задание 8.
Опираясь на свои знания и представления о биологических законах, действием которых обусловлены психофизиологические изменения в человеке, а также на свой ученический и студенческий опыт, сформулируйте перечень табу – запретов на то, что может повредить здоровью ребенка, внести дисгармонию в его развитие. Представьте эти табу в виде кратких тезисов-аксиом – истин, не требующих доказательств.
Задание 9. Опишите возможные траектории личностно-ориентированного обучения (их сущность и содержание).
Задание 10. Создайте проблемную ситуацию на уроке (на выбор студента). Какой из приемов Вы использовали? Ответ обоснуйте.
· Преднамеренное столкновение имеющихся у учащихся знаний, представлений и требований задачи.
· Постановка вопроса таким образом, чтобы для ответа на него потребовалась пере-
· стройка, новая организация имеющихся знаний, умений и навыков.
· Постановка перед учащимися до изучения темы такой задачи, для решения которой
· потребуются знаний и умения, заключенные в новой теме.
· Столкновение двух или нескольких взглядов на сущность изучаемого вопроса
Задание 11.
Академик А.В.Петровский, утверждая, что характер взаимоотношений взрослых и детей имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, выделил пять основных стилей, или, как он их называет, - «тактик семейного воспитания»:
· Диктат
· Опека
· Конфронтация
· Мирное сосуществование
· Сотрудничество
Сформулируйте определения для каждой из перечисленных тактик и дайте оценку соответствующему стилю (типу, тактике) взаимоотношений взрослых и детей в семье.