Правовые последствия аттестации. Гарантии для работников при аттестации
Основы аттестации отражены в постановлении Совета Министров СССР31, а также в положении о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденным постановлением ГКТ и Госкомтруда СССР32.
В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами аттестации подлежат:
- педагогические и руководящие работники государственных и муниципальных образовательных учреждений (Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изм. от 08.12.2010);
- спасатели (ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изм. от 25.11.2009);
- государственные гражданские служащие РФ (Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. №110);
- эксперты Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (приказ Федеральной таможенной службы № 1457 от 5 августа 2010 г.) и др.
Трудовой кодекс РФ не регулирует вопрос об аттестации. П. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 г. разъясняет, что аттестация может проводиться в порядке, предусмотренном не только федеральным законом или иным нормативным правовым актом, но и в порядке, закрепленном в локальном нормативном акте организации. Проведение аттестации - это право работодателя, которым он может воспользоваться в отношении определенной категории работников в соответствии с установленным порядком. В положении об аттестации должны быть отражены следующие разделы:
1. общие положения,
2. подготовка к аттестации,
3. проведение аттестации,
4. оценка аттестуемого работника,
5. круг лиц, не подлежащих аттестации,
6. правовые последствия аттестации,
7. порядок рассмотрения трудовых споров.
51 Постановление СМ СССР от 26 июля 1973 г. № 531 «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (с изм. от 21.02.1986)//СП СССР. - 1973.-№ 18.-Ст. 103. 32 Постановление ГКТ и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (в ред. от 22 октября 1979г.) (с изм. и доп. от 14.11.1986) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. -1974. - № 1. Действует в части, не противоречащей ТК РФ.
На основании действующих нормативных актов можно выделить следующие этапы аттестации:
- подготовка к аттестации;
- проведение аттестации;
- принятие решения аттестационной комиссией.
Так, в Положении о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий,утвержденном постановлением Правительства33 установлено, что для проведения аттестации федеральный орган исполнительной власти образует аттестационную комиссию, составляет списки руководителей подведомственных предприятий, подлежащих аттестации, и график ее проведения, готовит необходимые документы для работы аттестационной комиссии, утверждает подготовленный аттестационной комиссией перечень вопросов для аттестационных тестов.
Аттестации не подлежат руководители предприятий, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, и беременные женщины.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. К работе аттестационной комиссии могут привлекаться эксперты с правом совещательного голоса.
График проведения аттестации утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти и доводится до сведения каждого аттестуемого не позднее чем за месяц до начала аттестации. В графике указываются дата и время проведения аттестации и дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов.
Аттестация проводится в форме тестовых испытаний и (или) собеседования. Аттестационная комиссия готовит перечень аттестационных вопросов, составляет и утверждает аттестационные тесты, устанавливает количество (либо процент) правильных ответов, определяющих успешное прохождение аттестации. Количество правильных ответов, определяющих успешное прохождение аттестации, не может быть менее двух третей общего их числа.
Решение аттестационной комиссии принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса. Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствует не менее половины ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании.
Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается присутствующими на заседании членами аттестационной комиссии.
В результате аттестации руководителю предприятия дается следующая оценка:
33 Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (с изм. от 31.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 13. - Ст. 1373.
- соответствует занимаемой должности;
- не соответствует занимаемой должности.
Таким образом, аттестация состоит в том, что она является основной юридической формой проверки и оценки необходимых качеств работников, способствуя тем самым постоянному выявлению наиболее компетентных и высококвалифицированных кадров.