Анализ существующих сборников рассказов А. И. Куприна
Рассказы Куприна о растительном и животном мире чаще всего публикуются в сборниках, предназначенных для детей дошкольного
и младшего школьного возраста, есть издания, включающие одно произведение (ориентированы на дошкольный, младший школьный и школьный возраст). Некоторые рассказы о животных вошли в сборники рассказов разной тематики, адресованные, как детям среднего и старшего школьного возраста,
так и взрослому читателю.
Для анализа сборников рассказов А. И. Куприна были отобраны следующие издания.
Сборники для детей младшего школьного возраста
1. Куприн А. И. Рассказы / Илл. И. Харчевича. - Л.: Детская литература, 1968. - 64 с.
2. Куприн А. И. Ю-ю: Рассказы о животных / Илл. Т. Шишмаревой. -
М.: Детская литература, 1975. - 64 с.
Сборники для детей среднего и старшего школьного возраста
3. Куприн А. И. Белый пудель: Рассказы / Илл. Н. Воробьевой. -
М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 224 с., илл. (Серия «Библиотека школьника»).
4. Куприн А. И. Изумруд: Рассказы. Повесть / Илл. Г. А. В. Траугот. - Переизд. - Л.: Детская литература, 1987. - 608 с.
Моноиздания
5. Куприн А. И. Слон / Илл. Д. Бровского. - Л.: Детская литература, 1972. - 24 с.
6. Куприн А. И. Белый пудель / Илл. В. Костицына. - М.: Советсткая Россия, 1988. - 48 с.
Краткая характеристика данных изданий приведена в таблице
ниже (табл. 1).
Таблица 1 «Характеристика анализируемых изданий А.И. Куприна»
№ | Название издания | Читательский адрес | Переплет, обложка | Формат и доля листа | Объем (стр.) | Кол-во произв. |
Рассказы | младший школьный возраст | обл. (тип 1) | 70x901/16 | |||
Ю-ю: Рассказы о животных | младший школьный возраст | обл. (тип 1) | 70x901/16 | |||
Белый пудель: Рассказы | школьный возраст | пер. (тип 7) | 84x1081/32 | |||
Изумруд: Рассказы. Повесть | средний и старший шк. возраст | пер. (тип 7) | 70x1001/32 | |||
Слон | дошкольный возраст | обл. (тип 1) | 60x901/8 | |||
Белый пудель | младший школьный возраст | обл. (тип 1) | 60x901/8 |
В оформлении всех анализируемых изданий наблюдается закономерность при выборе переплета или обложки: для изданий небольшого объема
и адресованных младшему школьному возрасту в оформлении используется обложка тип 1, а для изданий большего объема и предназначенных для детей среднего и старшего возраста – переплет тип 7. К первым относятся моноиздания и сборники, включающие не более 6 произведений, ко вторым - сборники, включающие около 10 и более произведений.
Выбор формата издания соответствует рекомендациям
С.М. Болховитиновой [2], которая предлагает выбирать для изданий, предназначенным детям младшего школьного возраста, форматы настольного
и портативного вида (60×90/16, 70×90/16, 60×84/16, 84×108/32).
В анализируемых изданиях используются гарнитуры с засечками, например: Таймс, Школьная и др. Размер шрифта в изданиях, предназначенных для детей дошкольного и младшего школьного возраста, составляет 12,
14, 18 пунктов. А в изданиях, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста – 10, 12 пунктов.
В оформлении изданий, предназначенных для детей младшего школьного и дошкольного возраста, используется выделение заголовков другим цветом, например, в сборнике «Ю-ю. Рассказы о животных» названия рассказов выделяются ярким оранжевым цветом. Иллюстрации в этих изданиях в отличие от изданий, предназначенных для детей постарше, более детализированы,
их изобразительность передается через тона и мазки, например, рисунки
Т. Шишмаревой в сборнике «Ю-ю. Рассказы о животных». Рисунки
в изданиях, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста абстрактны, показаны только основные детали. Несмотря на разные подходы к иллюстрациям, они не утрачивают своей значимости: выполняют воспитательную и дополняющую содержание функции. По общей площади иллюстраций в издании лидируют издания для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Согласно требованию С.М. Болховитиновой иллюстрации в изданиях
для детей младших классов могут иметь «… частично метафорический
или символический характер» [2; 90], то есть допустимо небольшое
опущение деталей и отсутствие цвета. Этому требованию соответствуют рисунки Н. Воробьевой, использованные в сборнике рассказов
Куприна «Белый пудель. Рассказы». В основе иллюстраций
Н. Воробьевой лежат простота и краткость деталей, но они не теряют своей реалистичности и образности. Иллюстрации передают основную идею рассказа и дополняют его содержание. Рисунки художника подрисуночных подписей
не имеют, однако их расположение устанавливается сюжетом рассказа.
К каждому из рассказов сборника Куприна предлагаются три и более иллюстрации, что значительно увеличивает интерес юного читателя.
В изданиях младшего школьного возраста используется самый простой вариант оформления аппарата издания, рекомендованный С.Г. Антоновой
в своем пособии [1], в результате которого толкование непонятных слов
и выражений дается в подстрочных материалах. Также в оформлении изданий данной читательской группы используются подрисуночные подписи, приводится вступительная статья Б. Киселева. Статья адресована юным читателям, повествует о том, как автор писал рассказы, вошедшие в сборник. Она написана простым понятным ребенку языком, авторский текст в ней дополняется отрывками из рассказов А.И. Куприна.
Содержание анализируемых изданий всех читательских групп простое, располагается в конце издания.
Все рассказы и повести в изданиях размещаются с новой страницы, имеют заставки и концовки (группа читателей младшего школьного возраста) либо буквицы, оформленные под миниатюры (группа читателей среднего
и старшего школьного возраста: например, сборник «Изумруд. Рассказы
и повести»).
Таким образом, оформление изданий соответствует их читательской аудитории и удовлетворяет рекомендациям специалистов.