Фрикативные звонкие согласные «В», «3», «Ж»
Движения, которые сопровождают эти звуки, должны быть напряженными, дрожащими.
Звук «В» - прикусываем нижнюю губу верхними зубами, выдуваем с усилием воздух через зубы, произнося протяжно «В____». Обращаем внимание ребенка на свою артикуляцию и на ухо: «Слушай!». Подносим его ручку к вашему рту в момент произнесения «В___», чтобы он почувствовал вибрацию губ и струю воздуха. Стимулируем повторение звука им самим, поднеся его руку к его рту. Если он попытался что-то произнести, особенно если это похоже на «В» или «Ф», хвалим «Молодец!». Ассоциируем этот звук с полетом самолета - покачиваем разведенными в стороны руками, как крыльями и произносим протяжно «В___». Если ребенок произносит глухой звук «Ф____», то после нескольких удачных попыток произнесения «Ф____», хвалим его и кладем одну его руку себе на горло, другую - на его горло в момент произнесения. Он должен почувствовать вибрацию горла вашего горла. Обращаем его внимание, что звук звучит по-другому: «Слушай!». Стимулируем его повторить звук «В___» с контролем участия голоса - рука ребенка лежит на его горле.
Другой способ - 1) руки в стороны, произнося протяжно звук «В____», слегка покачиваем напряженными руками и туловищем из стороны в стороны, изображая самолет.
Звук «З» - губы растянуты, между зубами небольшая щель, произносим долгий звук «З___», одновременно указательным пальцем вращаем у головы, изображая надоедливого комара. Обращаем внимание ребенка на свою артикуляцию и на ухо:: «Слушай!». Подносим его ручку к вашему рту в момент произнесения «З___», чтобы он почувствовал струю воздуха. Стимулируем повторение звука им самим, поднеся его руку к его рту. Если он попытался что-то произнести, особенно если это похоже на «З» или «С», хвалим: «Молодец!». Ассоциируем этот звук с комаром (используем рисунок комара) и щекочим ребенка указательным пальцем, произнося - «З___». Если он произносит глухой «С___», то после нескольких удачных попыток произнесения «С___», хвалим его и кладем одну его руку себе на горло, другую - горла. Обращаем его внимание, что звук звучит по-другому: «Слушай!». Стимулируем его повторить звук «З___» с контролем участия голоса - рука ребенка лежит на его горле.
Другой способ - руки перед грудью, произнося звук «З___» кисти рук вибрируют перед грудью («замерз»).
Звук «Ж» - губы слегка вытянуты вперед и приоткрыты, между зубами небольшая щель, произносим долгий звук «Ж___», одновременно вращаем кулаками рук перед грудью. Обращаем внимание ребенка на свою артикуляцию и на ухо: «Слушай!». Подносим его ручку к вашему рту в момент произнесения звука «Ж___», чтобы он почувствовал теплую струю воздуха. Стимулируем повторение звука им самим, поднеся его руку к его рту. Если он попытался что-то произнести, особенно если это похоже на «Ж» или «Ш», хвалим: «Молодец!». Ассоциируем этот звук с жуком, показывая картинку и повторяя движения рук «Ж___». Если ребенок произносит глухой звук «Ш___» вместо «Ж», то после нескольких удачных попыток произнесения «Ш », хвалим его и кладем одну его руку себе на горло в момент произнесения звука «Ж», другую - на его горло. Он должен почувствовать вибрацию горла вашего горла. Обращаем его внимание, что звук звучит по-другому: «Слушай!». Стимулируем его повторить звук «Ж_» с контролем участия голоса - рука ребенка лежит на его горле.
Другой способ - руки перед грудью, произнося звук «Ж__» резким волнообразным движением опускаем руки вниз.