Научно-теоретические основы

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики...................................... 6

1.1. Специальная педагогика и общая педагогика........................................... 6

1.2. О понятийном аппарате специальной педагогики................................... 13

1.3. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.... 31

1.4. Систематика специальной педагогики и статистика специального образования 34

1.4.1. Классификации нарушений развития.............................................. 34

1.4.2. Статистика специального образования.......................................... 36

1.5. Предметные области современной специальной педагогики............... 40

Глава 2. Философия и специальная педагогика........................................ 44

2.1. Философские основания специальной педагогики.................................. 44

2.2. Этические основы специальной педагогики ............................................. 59

Глава 3. Социологические и социокультурные основы специальной

педагогики................................................................................................... 68

3.1. Социологические основы специальной педагогики ............................... 68

3.2. Специальное образование людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как социокультурный феномен................................................................................................................................. 76

3.3. «Социальное включение» людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности — социальная

и образовательная интеграция..................................................................... 88

Глава 4. Правовые основы специального образования........................................... 93

4.1. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека 93

4.2. Право на образование в системе прав и свобод человека..................... 95

4.3. Государственно-правовые основы социальной политики России

по защите прав инвалидов........................................................................... 107

Глава 5. Медико-биологические основы специальной педагогики. 121

5.1. Общепатологические аспекты..................................................................... 121

5.2. Клинические аспекты.......... '.......................................................................... 132

5.2.1. Профилактика....................................................................................... 132

5.2.2. Диагностика........................................................................................... 134

5.2.3. Клинические аспекты абилитации и реабилитации.................. 138

Глава 6. Психологические основы специальной педагогики............................... 143

6.1. Предмет и задачи специальной психологии........................................... 143

6.2. Проблема компенсации в психологии....................................................... 144

6.3. Общие и специфические закономерности психического развития .... 157

6.4. Диагностика в специальной психологии ................................................. 167

Глава 7. Психолингвистические основы специальной педагогики.................... 174

7.1. Развитие речи в онтогенезе........................................................................... 174

7.2. Функции речи................................................................................................... 181

Глава 8. Экономические проблемы специального образования.......................... 189

8.1. Краткая история благотворительности................................................... 189

8.2. Экономическая политика СССР в отношении специального образования 191

8.3. Проблемы экономического обеспечения специального образования 193

Глава 9. Методология и методы научного познания в специальной

педагогике................................................................................................. 197

9.1. Методология научного познания в специальной педагогике ........... 197

9.1.1. Становление методологии научного познания

в гуманитарных науках..................................................................... 197

9.1.2. Современные методологические основания специальной
педагогики — общефилософские, общенаучные

и частнонаучные................................................................................. 201

9.2. Методы научных исследований в специальной педагогике.............. 216

РАЗДЕЛ II

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Глава 10. Особые образовательные потребности и содержание

специального образования.................................................................... 225

10.1. Обучение, развитие, саморазвитие.......................................................... 225

10.2. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия 228

Глава 11. Принципы специального образования.................................................. 233

Глава 12. Формы организации специального образования.................................. 243

12.1. Организация специального образования в структуре

специальных (коррекционных) образовательных учреждений ... 243



12.2. Развитие организационных форм специального образования —

интеграция и дифференциация.................................................................. 246

Глава 13. Воспитание в системе специального образования.............. 257

13.1. Воспитание как составная часть специального образования.......... 257

13.2. Содержание воспитания............................................................................. 262

13.3. Общие и специальные принципы воспитания детей

с ограниченными возможностями............................................................ 269

13.4. Методы воспитания...................................................................................... 277

13.5. Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов............ 281

Глава 14. Обучение в системе специального образования................... 286

14.1. Дидактические принципы специального обучения .......................... ,286

14.2. Обучение и учение в специальном образовании................................. 292

14.3. Технологии и методы специального обучения..................................... 295

14.4. Средства обеспечения учебного процесса в системе специального образования 301

Глава 15. Педагог системы специального образования:

профессиональная деятельность и личность....................................... 317

15.1. Краткая история становления профессиональной подготовки дефектологов 317

15.2. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога.................. 321

15.3. Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов.................. 324

15.4. Личность педагога-дефектолога............................................................... 329

Предметный указатель.......................................................................................... 333

Примерные темы рефератов и курсовых работ............................................. 344

Наши рекомендации