Сила личности как фактор личностного самосовершенствования
Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств.
Поль Вайнцвайг выделил «четыре кита», на которых зиждется сила личности: потребность преодолевать трудности, самоконтроль, гармонизация отношений личности с миром и самим собой, способность к идеализации окружающей среды и общества. Рассмотрим основные из них – первые две составляющие силу личности.
Трудности несет в себе сама жизнь. Преодолевать их приходится каждому. Чтобы продолжать намеченный путь, человек должен устранить препятствие, встретившееся на его пути. Но для устранения препятствия требуется приложить определенные психофизические усилия, вызывающие напряжение. В состоянии напряжения человек не может находиться долго: напряжение следует устранить; снять его – значит удовлетворить определенную потребность, стоящую за этим препятствием.
Как бороться с трудностями – препятствиями на жизненном пути?
П. Вайнцвайг утверждает, что каждое неисполненное желание, неудовлетворенная потребность – это неиспользованная энергия человека, которая никуда не девается, а может накапливаться. Разрядиться же эта накопленная энергия может в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте в виде грубости, непонятных слез, ненужного отчаяния. Такие эмоциональные состояния часто называют стрессами. П. Вайнцвайг считает их нормальными в жизнедеятельности человека и предлагает систему «работы со своим стрессом».
Различают физиологические стрессы, связанные с физическими перегрузками, болью, высокой температурой, и психологические стрессы. Психологические стрессы разделяют на информационные и эмоциональные. И те, и другие встречаются в жизни человека достаточно часто.
Информационный стресс – это состояние информационных перегрузок, когда человек не успевает принимать ответственные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за их последствия.
Эмоциональные стрессы, как положительные, так и отрицательные, подробно охарактеризованы в психологической литературе, поэтому мы не будем на них останавливаться. Отметим лишь, что эмоциональные стрессы вызывают такие эмоциональные состояния, как обида, страх, чувство вины, гнев.
Положительные эмоциональные стрессы также могут нести в себе отрицательные заряды: радостное перевозбуждение, неадекватное восприятие действительности и др.
П. Вайнцвайг предлагает рассматривать каждое препятствие как желание, удовлетворению которого что-то грозит. В жизнедеятельности человека это может быть ситуация, когда надо сесть за выполнение взятой на дом работы, но хочется посмотреть интересный видео (телефильм), почитать книгу и т.д.
Рецепт П. Вайнцвайга: а) договориться с самим собой, сделать из возможных отрицательных эмоций положительные; б) найти в возможном отрицательном явлении положительное переживание, а если его нет, то придумать. В нашем случае это может быть время выполнения работы: «В прошлый раз на эту работу у меня ушло 1 ч. 15 мин. Интересно, смогу ли я сегодня уложиться в 1 час?» Выполнение необходимой работы уже осуществляется на положительном эмоциональном фоне и может принести удовлетворение.
И напротив, неудовлетворенность, связанная с работой на дому, ведет к накоплению неиспользованной энергии, которая при повторениях может стать неосознаваемой причиной повышенной раздражительности по отношению к членам семьи и коллегам, к выполняемой деятельности в целом.
Для того чтобы избегать накопления отрицательных переживаний, важно их тут же проанализировать. При этом следует помнить: и положительные, и отрицательные переживания в жизни – это естественный ее ход.
Переживаний избежать нельзя. Важны не сами переживания, а отношение к ним. Эти отношения могут быть неадекватными, когда люди «делают из мухи слона», либо, как страус, прячутся от проблем, отодвигая их решения.
Наиболее плодотворна стратегия, выраженная в форме «Если не можешь изменить факт, то можешь изменить к нему свое отношение».
Откуда же берутся у человека негативные переживания по поводу, скажем, поведения коллег или замечаний администрации?
П. Вайнцвайг считает, что эти отрицательные эмоции имеют в своей основе единые психологические механизмы.
Страх возникает перед влиянием какого-то факта на ближайшее будущее человека. И чем ближе будущее, тем сильнее страх. Он вызывается предвидением лишения удовольствий или удовлетворения потребностей. Если в опыте человека имели место страдания из-за каких-либо лишений, в его сознании молниеносно «рисуется» картина страданий из-за возможного изменения существующего статус кво к худшему.
Основной способ справиться со своим страхом – «размыслить» (П. Вайнцвайг) его сущность. Поразмыслив над сутью произошедшего, приходим к выводу, что в замечании директора, управляющего возникает угроза запланированному будущему (получить, к примеру, внеочередной отпуск и др.). Но это уровень повседневных забот. Ближайшие планы, как и желания, можно и нужно менять, если возникает объективная невозможность их осуществления. При изменении желаний изменяется и само ожидаемое будущее.
Справиться с трудностями (препятствиями) – значит найти безвредный способ их миновать или просто обойти. Безвредным считают тот способ действия, который не причиняет вреда ни самому человеку, ни окружающим его людям и ведет к достижению цели.
Свести до минимума душевные терзания по поводу трудностей, неприятностей, препятствий, выпадающих на долю человека, помогает библиотерапия, суть которой формулируется так: «Если есть проблема – прочти книгу, и найдешь выход из тупика».
Все трудности, неприятности можно воспринимать с конструктивной точки зрения и рассматривать их как стимул для увеличения силы своей личности. Преодолевая трудности, препятствия, человек становится сильнее. Значит, в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.
Итак, относясь к трудностям, препятствиям, «ударам судьбы» (Г.С. Альтшуллер) как к некоему неизбежному и положительному обстоятельству, позволяющему испытать себя, силу своей личности, человек упражняет, развивает способность преодолевать трудности.
Следующей составляющей силы личности П. Вайнцвайг считает самоконтроль. Самоконтроль – это способность человека контролировать свои действия и поступки, быть хозяином времени своей жизни, своей судьбы, карьеры. Он определяет сущность самоконтроля как преобразование хаоса негативных мыслей и чувств, уменьшающих жизненную энергию, в гармоническую структуру. Такое преобразование может осуществляться осознанно. В качестве составляющих самоконтроля П.Вайнцвайг называет, во-первых, храбрость; во-вторых, сострадание; в-третьих, терпение.
Очень бегло остановимся на этих качествах личности. Храбрость – это мужество, решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью. Следовательно, это готовность человека к преодолению препятствий, это его уважение к самому себе, готовность ко встречи со своим будущим… Уже в самом факте готовности к преодолению трудностей «просвечивается» удовлетворенность собой за проявление мужества и решительность.
Сострадание – это взаимопонимание и готовность помочь другому человеку, готовность разделить с ним его страдания, радость и другие чувства. Сострадающий, сочувствующий, участвующий в переживаниях другого получает своеобразную «прививку» на случай, если с ним произойдет нечто подобное: разделив горе с кем-либо, человек свое горе переживает несколько легче, потому что уже приобрел опыт переживания, который несколько сглаживает остроту переживаний.
Терпение – это и способность терпеть, и настойчивость, упорство, выдержка в каком-либо деле.
Терпение кто-то назвал «зимой наших чувств в ожидании их весеннего прорастания». Этот опоэтизированный образ неприятных жизненных коллизий помогает человеку направить ход его мыслей и чувств в психотерапевтическое русло, в котором нет обреченности на бесконечные страдания. Более того, такого рода препятствия, с которыми по ряду причин не может справиться человек сию минуту, можно рассматривать как трудности, преодолеть которые поможет само время.
Естественно, что такая установка эффективна при условии деятельностного подхода человека к своим проблемам. Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни результатов не принесет. В основе эффективного решения проблем лежит объективный анализ жизненных ситуаций, основанный на знании законов и закономерностей, их вызвавших.
Обида как эмоциональное состояние человека психологическим механизмом имеет сравнение его ожиданий с поведением окружающих по отношению к нему. Человек склонен уподоблять их себе, и ждет от них конкретных, определенных реакций на свои действия, сходных с его собственными. Так человек неосознанно моделирует ситуацию, отклонение поведения других от его ожиданий порождает обиду, вызывает страдания.
Нейтрализовать обиду помогает глубокое осознание и понимание корней ее возникновения. Правомерны вопросы к самому себе: почему другие должны думать, как я? Почему они не могут быть непохожими на меня? Могут ли у них быть свои интересы?
Ответы на эти вопросы помогают «размыслить» обиду, оправдать «обидчиков», моделировать траекторию профессионального поведения с большей вероятностью.
Гнев, как правило, следует за чувством обиды. Это более агрессивная форма отказа Другому в праве быть непохожим на меня, не соответствовать моему эталону, ожиданию, отказ Другому в свободе быть таким, каков он есть.
«Размысливание» причины гневного состояния также идет по логике добровольного признания права человека быть самим собой, непохожим на других.
Самоконтроль – это развиваемая способность человека контролировать свои чувства и действия, не принося вреда себе, окружающим и решению поставленных задач. Самоконтроль можно рассматривать как психотерапию человека в общении с самим собой, как психогигиену его профессиональной деятельности, обеспечивающую ему профессиональное долголетие, успешную карьеру.
Другие составляющие силы личности по П. Вайнцвайгу – гармонизация отношений и способность к идеализации окружающей среды сопоставимы с «достойной целью» (Г.С. Альтигуллер) и являются производными от вышепредставленных компонентов личностной силы – потребности преодолевать трудности и самоконтроля, (См. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990. – С. 16–42,134–181).
Итак, жизнь и профессиональная деятельность человека, его карьера невозможна без самовоспитания в течение всей жизни.
В структуре карьеры человека значимую роль играет его имидж.
Имидж (от англ. image – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж включает в себя как реальные качества человека, так и приписываемые ему.
Имидж может создаваться произвольно («Я такой, какой есть») и формироваться осознанно и целенаправленно. Чтобы включиться в «созидание себя», важно знать составляющие имиджа.
1 группу качеств, формирующих имидж личности, образуют: природные качества личности (лицо, рост), которыми важно уметь пользоваться.
2 группу – социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие).
3 группу – образованность (нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, разрешения конфликтов, профессиональная компетентность).
4 группу – «рабочие» качества, связанные с ориентацией на достижения, ответственностью, обязательностью.
Создание своего имиджа и его поддержание – это также процесс и результат самовоспитания, самосозидания, непрерывной работы человека над собой.
Выводы.
1. Человек ХХI века включен в процесс непрерывного самообразования и самовоспитания самой сущностью бытия человечества, вступающего в мир «изменений», в эпоху глобальных информационных технологий.
2. Системообразующим компонентом личности, способной стать субъектом культуры ХХI века, является педагогическая позиция по отношению к самой себе и творческая направленность в любой деятельности.
3. Карьера человека – это продвижение в сфере профессиональной деятельности, обусловливающее его социальный статус, материальное благосостояние, масштабность форм социальной активности.
4. Важнейшими условиями успешной карьеры по Г. С. Альтшуллеру выступают: постановка Достойных Целей; разработка плана их достижения; достижение высокой работоспособности; умение «держать удар»; анализ промежуточных результатов труда и обеспечение высокого качества конечного продукта. Основу силы личности человека как составляющей его успешной карьеры составляют потребность преодолевать трудности; самоконтроль.
5. Имидж – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека окружающими, коллегами, социальным окружением. Составляют имидж личности природные качества, социальные характеристики, образованность, «рабочие» качества (ответственность, обязательность и др.)
8.1. Творчество как педагогическое явление.
Творчество – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего; это необходимое свойство и функция культурно-исторического развития живой и неживой природы, порождающей новые формы и виды.
Способность к творчеству у человека возникла в процессе трудовой деятельности. Из предоставляемого природой материала он должен был создавать новую реальность, удовлетворявшую многообразие его потребностей. По мере познания закономерностей окружающего мира возможности творчества возрастают. Сегодня выделяют творчество в каждой отрасли производства, науки, искусства и т. д. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (творчество изобретателя, организатора производства, ученого, художника, педагога и т.д.).
Понятие «творчество» обладает широкой объяснительной силой. Оно трактуется и как культурно-историческая функция развития живой и неживой природы, общества; и как основная сфера деятельности научной и художественной элиты (творчество композитора, ученого, скульптора и др.); и как компонент любой человеческой деятельности, требующей принятия решений в ситуации неопределенности, неоднозначности.
Сущность творчества относится к числу наиболее сложных проблем, неизменно привлекающих внимание философов, психологов, социологов, антропологов, культурологов, педагогов.
Рассмотрим вначале проблему творчества с позиций философов и психологов. Это поможет на новом материале проследить взаимосвязи педагогики с другими науками и показать ее практико-преобразующую роль в жизнедеятельности человека и общества.
Понимание творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, является общепризнанным. Столь же единодушны исследователи в признании духовно-личностной природы творчества. И. Кант (1724-1804гг.) – немецкий философ, ученый определял сущность творчества как высшую форму самореализации личности в процессе ее жизнедеятельности.
Творчество осуществляется в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него влияние, обусловленное формами уже созданной культуры. Субъект творчества всегда включен в «разветвленную сеть» современной ему культуры. Поэтому истоки творческих процессов трактовались по-разному в различные исторические эпохи. Так, древнегреческий философ Платон (428-347гг. до н.э.) объясняет творчество как «волевой акт богоподобного человека», для которого потребность постижения мира, его преобразования проявляются как «одержимость».
Эпоха Возрождения, проникнутая безграничной верой в возможности человека, рассматривает творчество как создание произведений искусства.
Будучи разумным и духовным, человек не может не быть творческим. Творческое начало человека проявляется во всех сферах жизнедеятельности.
В психологии проблема творчества исследуется в двух основных направлениях: 1) изучение свойств личности, включенной в процесс творчества, личности творца; 2) психологический процесс создания (творения) нового, оригинального продукта. Природу творчества определяют как проявление личностных качеств человека, выделяют различия между творческими и нетворческими личностями. Для творческой личности свойственна устойчивая направленность на поиск нестандартных, оригинальных решений. Ее отличает высокий уровень творческих способностей, позволяющий достигнуть социально и лично значимых результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Являясь культурно-историческим и духовно-личностным образованием, творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом), распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.
Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок.
Психологи выделяют три вида способностей: 1) общие – при помощи которых обеспечивается относительная легкость и продуктивность работы, требующей интеллектуального напряжения; 2) специальные – имеющие четко выраженную специализированную направленность (к музыке, к спорту, к математике и т.д.); 3) практические – к ним относят конструктивно-технические, организаторские, исполнительские способности, которые обеспечивают успех в привычной деятельности.
Творческие способности рассматриваются исследователями на нескольких уровнях: генетическом, интеллектуальном, эмоциональном. На генетическом уровне – это личностные качества человека, имманентно присущие ему как представителю Homo sapiens. В образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность».
«Креативное Я» (теория Альфреда Адлера) – это первопричина движения человека к совершенству; свое совершенство человек творит сам из «сырого материала наследственности и опыта». Развитие человека как творческой личности генетически обусловлено и проявляется в порождении уже ребенком знаков, символов. Поэтому он уже с младенчества выступает как субъект культуры.
Креативность понимается как плодотворность личности, для которой свойственен творческий тип деятельности в любой из сфер, в которые личность включена.
Творческие способности могут проявляться как творческое исполнение кем-то заданной деятельности; в этом случае речь идет о творческом исполнительстве. Исполнение деятельности, алгоритм которой пока неизвестен, определяется как собственно творческая.
В «индивидуальной психологии» А. Адлера творческое «Я» личности рассматривается как основной элемент в жизненном проявлении человека. Творческое «Я» - это высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. Более того, «Я» ищет тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности; если его найти невозможно, творческое «Я» старается его создать».
Уникальность человеческой личности проявляется в уникальности системы ее мотивов, ценностей, черт характера. В каждом действии человека запечатлен свойственный только ему стиль жизни, начиная с самого раннего детства.
Основным упражнением, развивающим творческие способности ребенка, он считал следующее: «Пытайтесь каждый день думать, как вы сможете кому-то сделать приятное».
Близка к генетической концепции творчества теория адаптивной функции эмоций Е.Л. Яковлевой. Автор исходит из посыла, что человеку как существу социальному, разумному, духовному и креактивному врождены специфические потребности и способности. Среди них выделяют потребность и адекватную ей способность «достигать самопревышения; стремиться достичь такого состояния, которого еще нет; проявлять свою активность, равняясь на определенный идеал, эстетические и нравственные ценности. Человеческая субъективность при этом проявляется в эмоциональных реакциях и состояниях, то есть в отношениях к явлениям окружающего его мира, к самому себе и своему месту в мире. Самому человеку эти отношения представляются как чувства; как субъективное отношение к чему-либо, его эмоциональные отношения.
Эмоциональные реакции и состояния могут рассматриваться как самодостаточные проявления индивидуальности – уникальности личности. Они являются «индикатором», указывающим на истинное отношение человека к происходящему, в том числе и к своим успехам, поведению.
Осознание человеком своих истинных чувств, а также сложность их адекватного выражения является непременным условием гармонии человека с окружающим миром; развития его потенциальных творческих способностей.
Интеллектуальная природа творчества и творческой личности в психологии исследуется Д.Б. Богоявленской. Она считает, что системообразующим качеством творческой личности является стремление к интеллектуальному успеху. В качестве единицы анализа творческой личности вводится интеллектуальная активность личности (ИАЛ). Интеллектуальная активность включает в себя, во-первых, интеллектуальные способности; во-вторых, неинтеллектуальные, а личностно-мотивационные факторы умственной деятельности. Реальным проявлением интеллектуальной активности является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, не обусловленного ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. История выдающихся деятелей науки, культуры дает тому массу подтверждений.
В таблице 7 представлены качества, отличающие творческих людей.
Таблица 7
Доминирующие качества творческой личности
Автор | Что должно доминировать |
Бернштейн С.М. | нестандартность подхода к решению задачи |
Богоявленская Д.Б. | интеллектуальная активность |
Капица П.Л. | самостоятельность мышления |
Маврова Р. | самостоятельность при выборе пути и средств решения задачи |
Яковлева Е.Л. | эмоциональная раскрепощенность |
Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы и методы. Творческий подход к деятельности затрагивает все подсистемы личности и сферы ее жизни. Обращение к творчеству соответствует природной и социальной сущности человека, его потребности в познании и преобразовании окружающего мира, в общении и взаимодействии с другими людьми.
Процессуальные характеристики творчества включают в себя интерес, замысел, состояние предрешения, подготовку к реализации решения, озарение, решение, проверку. По отношению к себе процессуальные характеристики творчества отражают реализацию человеком своего личностного роста и такими понятиями, как «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание».
В любом творческом процессе «работают» такие интеллектуальные способности, как способность наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, импровизировать, обобщать, систематизировать, делать выводы и заключения.
Но поскольку творчество осуществляется в конкретных социокультурных условиях, общий алгоритм творчества всегда спроецирован на конкретную сферу деятельности.
Теперь рассмотрим творчество как явление педагогическое. Как гуманитарный феномен оно представляет собой фрагмент реальной действительности, возникающий там и тогда, где и когда есть отношения «учительства-ученичества», «обучающего-обучающегося», «преподавания – учения».
Педагогическое явление всегда включает такие элементы, как: педагог – учащийся (студент) – средства образования (обучения, воспитания) – среда (культурно-образовательная), в которой это явление разворачивается. С педагогической точки зрения важны ответы на следующие вопросы:
1 Что представляет собой учащийся (студент) как цель, субъект и объект творчества?
2 Каков педагог – организатор учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала личности своих учащихся (студентов)?
3 Какими средствами обеспечивается развитие творческого потенциала учащихся (студентов) в реальном педагогическом процессе?
4 Какой должна быть культурно-образовательная среда, обеспечивающая развитие творческого потенциала учащихся, их способностей?
Педагогический подход к формированию творческой личности аккумулирует все психологические теории творчества и творческой личности.
Для педагогики как науки о закономерностях развития личности в сфере образования свойственен уход от крайностей, от абсолютизации одной какой-то теории. Она интегрирует конструктивные идеи различных концепций и определяет свой объект исследования. Педагогика в качестве своего объекта исследует творческую направленность личности в любой сфере деятельности. Творческая направленность личности – это совокупность креативных представлений человека о себе и способах их проявлений. Творчески направленной личности присущи такие качества, как:
1 активно-преобразовательное отношение к миру;
2 чувствительность к проблеме;
3 чувство новизны;
4 жажда познания;
5 способность разрешать противоречия по принципу целесообразности и оптимальности.
Эти качества определяют относительно устойчивое поведение человека в разнообразных жизненных ситуациях.
Для формирования творческой направленности личности учащихся имеются генетические предпосылки, которые в педагогике определяются как ее творческий потенциал.
Творчество, творческий потенциал – это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens. Они осознаются как ценности гуманистической педагогики.
Различают объективное и субъективное творчество. Объективное творчество предполагает создание (творение) качественно нового, оригинального, общественно значимого продукта (новые теории, произведения искусства, научные открытия). Субъективное же творчество рассматривает в качестве творческого продукта овладение новыми для данной личности способами познавательной деятельности, постижение новых смыслов в прежней деятельности.
Продуктами субъективного творчества в учебной деятельности учащихся являются такие личностные новообразования, как:
1 способность открытия нового знания;
2 появление новых мотивов, целей учебной деятельности;
3 владение новыми (для личности) способами деятельности;
4 импровизационность как способность внезапно принять решение;
5 расширение поля интеллектуальной активности;
6 креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности личности (мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, нравственно-эстетический, коммуникативный) при условии, что учебно-творческая деятельность поощряется.
Педагог как субъект учебно-воспитательногопроцесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов) – это личность, профессионал, осознающий, что творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, и в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в которую всегда включен субъект.
Повышенный интерес к вопросам творческого развития личности сегодня объясняется назревшей социальной необходимостью как в творцах-созидателях, так и творческих исполнителях. Необходимость развития творческих способностей связывается с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции; личной удовлетворенностью трудом; проблемой свободного времени; гармонизацией семейных отношений; отношений с миром в целом.
Проблема развития творческого потенциала личности относится к числу не только важнейших, но и сложнейших. Сложность ее обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. Эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы: первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности; вторая – все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей; третья – зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности, в которую включена растущая личность.
Среди позитивных факторов социальной среды выделяют: доброжелательность окружающих, поддержку со стороны руководства, помощь и понимание близких людей.
К тормозящим формирование и проявление творческой личности факторам относят: позицию маститых представителей сферы творчества, которые противятся идеям молодых; соперничающие школы (группы), отрицающие у своих противников все достоинства, в том числе и новые идеи; штампы, стандарты, запрещающие выход за пределы нормы; информационную перегрузку людей; механизацию труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям.
Творчество как педагогическое явление рассматриваетсякак ценность личности, общества и государства. Педагогика оперирует понятием «творческая направленность личности» и рассматривает эту направленность как системообразующий компонент жизненного проявления человека.
Педагогика исходит из того, что творчество – это не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в любой профессии, в разных сферах общественного производства. Творчество – это единственная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специфических способностей к той или иной конкретной деятельности. Существует творчество гениев и творчество в выполнении простых повседневных дел. Творчество не сводимо только к труду писателя, художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в приготовлении пищи, и в торговле, и в любой другой деятельности. Творчество рассматривается как некоторый специфический стиль деятельности, а не вид ее деятельности. Следовательно, все дети потенциально креативны, и задача педагогической теории и практики – помочь учителю и родителям разглядеть своеобразную индивидуальную креативность ребенка; а затем помочь ему развить свой творческий потенциал.
Как педагогическое явление, творчество осознается субъектами педагогического процесса как ценность личности, защищающая ее свободы и реализующаяся через создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих каждому возможность для субъективного(открытие для себя нового знания, порождения новых способов деятельности, новых познавательных мотивов, импровизационности) и объективного(создание принципиально нового, оригинального продукта деятельности) творчества.
В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:
1 выражает активно-преобразовательное отношение к миру;
2 интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;
3 выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;
4 объективирует собственную индивидуальность для Другого;
5 реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;
6 защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.
Развивать заложенную в каждом ребенке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать либо как исполнитель, либо как творец (как этого и требует реальная жизнь) – значит воспитать поколение, которое будет преодолевать инертность, застылость форм и методов в любой работе, застойные явления, препятствующие развитию общества в целом.