Глава 1. психолого-педагогические основы формирования художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.. 7
1.1. Понятие и особенности формирования художественной культуры.. 7
1.2. Роль и место изобразительного искусства во внеклассной и внешкольной работе 10
1.3. Эффективность и целесообразность проведения внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству. 17
Выводы по первой главе. 23
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 26
2.1 Цель и задачи внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе. 26
2.2 Особенности изобразительной деятельности младших школьников во внешкольной работе. 35
Выводы по второй главе. 42
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.. 44
3.1 Методика работы с детьми в условиях внешкольной и внеклассной деятельности по методике Т.А. Копцевой. 44
3.2 Работа кружка по изобразительному искусству в школе на материале художественной культуры родного края. 55
3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы.. 60
Выводы по третьей главе. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 73
Приложения. 77
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития, демократизации и коренной трансформации общества осознание угрозы, которая кроется в бездуховности, эмоциональной недоразвитости людей и юношества, низкого уровня креативности, возникает насущная необходимость поиска новых и нетрадиционных форм работы в процессе внеклассной и внешкольной деятельности и поиска особых средств воздействия на духовность личности. Среди последних в общем движении за гуманизацию системы образования постепенно возрастает роль искусства.
Воспитательный потенциал искусства содержится в самой его сути и объясняется тем, что эмоциональная сторона сознания, эстетические идеалы личности первичны по отношению к интеллекту в формировании духовных интересов, отношения к миру вообще и родного края в частности (в рамках патриотического воспитания).
В аспекте указанного проблема радикального улучшения эмоционально-эстетического и духовно-нравственного воспитания диктует такое распределение акцентов задач в преподавании изобразительного искусства, среди которых воспитательное и художественное развитие были бы ведущими не только в учебные время, но и вне его. Ведь именно решение художественно-развивающих задач прежде всего формирует уровень художественно-творческого сознания индивида, и определяет степень включения учащихся в глобальные культурогенные процессы.
В педагогической науке есть немало исследований, посвященных внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству.
В частности эта проблема освещена в трудах П. Белецкого, Н. Виноградовой, Н. Кириченко, В. Сухомлинского, Я. Чернецкого, Д. Эльконина и др.
Особенно актуальной и значимой эта проблема является сегодня, когда перед школой стоят важные задачи: творчески развить ребенка, сформировать эстетический вкус, как выразитель духовного развития личности, сохранить в душе ребенка прекрасное и искреннее отношение ко всему окружающему, в рамках патриотического воспитания и прививания любви к родному краю. Реализацию вышеназванных задач следует начинать с раннего возраста. Мало времени, отведенного для изучения изобразительного искусства во время основных занятий, ограниченность непосредственного приближения ребенка к объектам изобразительной деятельности обусловливают необходимость систематической внеклассной и внешкольной работы во всех классах начальной школы.
Учитывая актуальность данной проблемы была определена тема данного исследования: «Формирование основ художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству в начальной школе на материале художественной культуры родного края».
Цель исследования- рассмотреть возможности формирования у детей младшего школьного возраста художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству на материале художественной культуры родного края.
Объект исследования- внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству в начальной школе.
Предмет исследования- формирование основ художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству в начальной школе на материале художественной культуры родного края.
Гипотеза исследования: художественная культура родного края будет способствовать эффективному формированию основ художественной культуры младших школьников по изобразительному искусству во внеклассной и внешкольной работе, если:
- будет своевременно выявлен уровень сформированности знаний о художественной культуре у детей младшего школьного возраста;
- использованные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися будут способствовать повышению уровня их знаний о художественной культуре;
- проведенная система работы будет стимулировать детей к дальнейшему изучению и познанию художественной культуры.
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
- определить роль и место во внеклассной и внешкольной работе изобразительного искусства;
- выяснить эффективность и целесообразность проведения внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству;
- определить особенности внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству школе на материале художественной культуры родного края;
- описать разновидности внешкольной и внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе.
Методологической основой исследования: явились труды таких исследователей, как Л.Г. Васильева, Т.Г. Казакова, О.С. Ушакова (специфика становления творчества в разных видах продуктивной деятельности)
Методы исследования.Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, абстрагирование, анализ, синтез, конкретизация и другие.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов и учителями предметниками во внеклассной и внешкольной работе при разрешении проблем формирования художественной культуры у младших школьников.
Опытно-экспериментальной базой исследования является Филиал МБОУ Дивеев - Усадской СШ - Маресевская ОШ.
Структура исследования.Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ