Тема 6. Возрождение в Германии и Нидерландах

Понятия:северное Возрождение, Реформация и католицизм, проповедь, догматизм, богословие и светская поэзия, бюргерство, памфлет, сатира, схоластика.

Вопросы для обсуждения (устные доклады):

1. Ульрих фон Гуттен и «Письма темных людей».

2. Причины и смысл религиозной Реформации религиозной, ее начало на немецкой почве и общий для всей Западной Европы характер.

3. Бюргерская литература. Сатира Себастьяна Бранта и «Корабль дураков».

4. «Народные книги» XVI в.: «Эйленшпигель», «Доктор Фауст». Тема Фауста в мировой литературе.

5. Религиозное своеобразие нидерландского гуманизма. Роль книгоиздания.

6. Эразм Роттердамский как фигура общеевропейского масштаба в богословии, этике, филологии.

7. Философская сатира «Похвала глупости» - шедевр ренессансной мысли.

8. Э. Роттердамский и Т. Мор

Базовый учебник:

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. – 5 изд., испр. и доп. –М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000. – 228-258.

Обязательные художественные тексты:

Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

Брант С. Корабль дураков.

Гуттен У. Письма темных людей.

Дополнительная литература:

Шайтанов И.О. Зарубежная литература: эпоха Возрождения. М., 2001.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996.

Пронин В.А. Искусство и литература /Учебное пособие. М. 2001

Пинский Л.Е.Эразм Роттердамский и его «Похвальное слово Глупости» // Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002.

Тема 7. Эволюция ренессансной лирики: Петрарка, Ронсар, Шекспир

Понятия: индивидуальная личность, самопознание, рефлексия, национальный литературный язык, петраркизм и поэзия, итальянская и английская сонетная форма, метафора, поэтический цикл.

Вопросы для обсуждения:

1. Петрарка - первый итальянский гуманист, ученый, филолог. Сборник «Канцоньере», новое понимание любви у Петрарки. Жанровое и художественное своеобразие «Канцоньере». Значение Петрарки в развитии лирики.

2. Поэтическое творчество Пьера Ронсара. Любовная лирика Ронсара, ее циклы. Своеобразие поэтического языка Ронсара.

3. Сонеты Шекспира как философское осмысление действительности.

4. Анализ одного из сонетов Петрарки, Ронсара, Шекспира (на выбор).

Базовый учебник:

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. – 5 изд., испр. и доп. –М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000. – С. 172-180, 280-288, 381-403.

Обязательные художественные тексты:

Петрарка Ф. Канцоньере (любое издание)

Ронсар П. Лирика (любое издание)

Шекспир У. Сонеты. (любое издание) перевод С.Я. Маршака.

Дополнительная литература:

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб. 1996

Тема 8. Смеховая литература Возрождения.

Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Понятия:гротеск, пародия, гиперболизация, утопический идеал, карнавальность, смеховая культура.

Вопросы для обсуждения:

1.Ф. Рабле как выдающийся писатель-гуманист французского Ренессанса (индивидуальное сообщение).

2.История создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Фольклорная основа. Традиции жанра народных книг и городской литературы.

3.Основные части романа, место действия и главные герои.

а) Пантагрюэль - идеал человека;

б) Образ Панурга. Его роль в романе;

в) Образ брата Жана. Утопический идеал Рабле.

4. Основные темы романа:

А).Тема воспитания в романе (кн. I, гл. ХХIII-ХХIV; письмо Гаргантюа Пантагрюэлю: кн. II, гл. VIII). Различные методы воспитания (схоластическое воспитание Олоферна, гуманистическое воспитание Понократа).

Б) Два типа правителя-монарха в изображении Рабле: Пикрохоль как воплощение жестокости, деспотизма и авантюризма (гл. XXIII); Грангузье и Гаргантюа как олицетворение гуманистических представлений о монархе-философе (миролюбие, разумная защита национальных интересов, добросердечность: гл. I, XI и др.);

В) Утопия эпохи Возрождения.Телемская обитель.

Г) Педагогические воззрения Рабле.Письмо Гаргантюа Пантагрюэлю (кн. I , гл. VIII) - выражение идей французского гуманизма (восхваление разума, наук, программа гуманистического воспитания).

5.Мотив путешествия как способ организации повествования.

6.Пародийная игра жанров, карнавальная природа гротеска, идеи ренессансного гуманизма.

7.Своеобразие поэтики романа: юмор, сарказм, гротеск, гиперболизация.

Базовый учебник:

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. – 5 изд., испр. и доп. –М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000. –С. 269-279.

Обязательные художественные тексты:

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (любое издание).

Дополнительная литература:

1.Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

2. Евнина Е. М. Франсуа Рабле. М., 1948.

3. Михайлов А. Д. Франсуа Рабле // История всемирной литературы: В 9т. Т. 3. М., 1985. С. 240-250.

Тема 9. Трагедия Шекспира «Отелло»

(Форма – практическое занятие)

Понятия:трагическое, герой-протагонист, «магистральный сюжет», «объективная сторона трагедийной ситуации», «субъективная сторона трагедийной ситуации», трагический конфликт.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о трагедии и трагическом у Шекспира.

2. Итальянские источники сюжета и их преображение в трагедии. «Магистральный сюжет» шекспировской трагедии.

3. «Объективная сторона трагедийной ситуации»: дисгармоническое состояние мира.

4. «Субъективная сторона трагедийной ситуации»: трагический герой – протагонист.

5. Шекспировские характеры и способы их создания.

6. Конфликт трагедии и его характер.

Базовый учебник:

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. – 5 изд., испр. и доп. –М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000. –381-403.

Обязательные художественные тексты:

Шекспир У. Отелло / Перевод Пастернака. Любое издание.

Дополнительная литература:

Аникст А.А. Творчество Шекспира (глава об «Отелло»). М., 1963.

Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974. С. 516-532, 298-386, 115-171.

Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971. С. 101-113.

Шведов Ю.Э. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

Тема 10. Рыцарский роман, плутовской роман и «Дон Кихот» Сервантеса. Становление романной формы

(Форма – практическое занятие)

Понятия:рыцарский роман, плутовской роман, пародия, самосознание героя, мотив безумия, понятие донкихотства.

Вопросы для обсуждения:

1. Испанская культура эпохи Возрождения (индивидуальное сообщение)

2. Замысел романа и его реализация. Жанровые и композиционные особенности «Дон Кихота». Пародийное начало.

3. Образ Дон Кихота: ценностная ориентация, сознание и самосознание героя, портрет, поведение, диалоги и монологи. Двойственность образа Дон Кихота: комическое и трагическое. Мотив безумия.

4. Архетипическая пара - Дон Кихот и Санчо Панса. Взаимодополняемость характеров.

5. Развитие сюжета. Формирование донкихотовского «сюжета-ситуации» в столкновении героя с реальностью. Конфликт в романе.

6. «Дон Кихот» - роман нового типа: обобщение традиций Ренессанса и переход к сознанию Нового времени.

Базовый учебник:

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. – 5 изд., испр. и доп. –М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000. –С. 294-342.

Обязательные художественные тексты:

Сервантес М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский (любое издание).

Дополнительная литература:

Бочаров С.Г. О композиции «Дон Кихота» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1996.

Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002.

Снеткова Н. «Дон Кихот» Сервантеса. М., 1995.

Штейн А.Л. Дон Кихот – вечный спутник человечества. М., 2009.

Пинский Л.Е. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация //Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот.

Наши рекомендации