Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей школьного возраста

Нарушение слуха прежде всего сказывается на психике школь­ника, своеобразии его общения с людьми и окружающим предмет­ным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредова­ния ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышле­ния, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятель­ности в целом (Выготский Л.С., 1924; Власова Т.А., 1954; Боскис P.M., 1963; Шиф Ж.И., 1968; и др.).

Нарушение слухового восприятия вызывают специфические из­менения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста (Роза­нова Т.В., 1978; Гоголева А.В., 1981). Многие неслышащие школьники с трудом осваивают представления о мерах времени и об отношениях между единицами измерения (Тимохин В.П., 1955; Дьячков А.И., 1957).

Слух теснейшим образом связан с движением. Н.А. Бернштейн (1966), указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализато­ра, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений (Ананьев Б.Г., 1968). Выключение слуха из системы ана­лизаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сен­сорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной кате­гории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость.

Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеоб­разие двигательной сферы глухих школьников:

· недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;

· относительная замедленность овладения двигательными на­выками;

· трудность сохранения у глухих статического и динамическо­го равновесия;

· относительно низкий уровень развития пространственной ори­ентировки;

· замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;

· отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звень­ев тела во времени и пространстве, переключаемость движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокуп­ность которых характеризует нарушения координационных способ­ностей;

· отставание в развитии жизненно важных физических спо­собностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, ха­рактеризующих физическую подготовленность детей и подростков.

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школь­ников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими при­чинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состояни­ем двигательного анализатора, степенью функциональной активно­сти вестибулярного анализатора.

Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на коор­динационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени (Костанян А.О., 1963; Ляхова И.Н., 1992), имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам (Рябичев В.А., 1964; Какузин В.А., 1973).

Большая часть авторов объясняют сниженный уровень двига­тельной сферы глухих и, в частности, координационных способно­стей (особенно равновесия) недостаточной функциональной активно­стью вестибулярного аппарата (Дзюрич В.В., 1975; Бессарабов Н.С., 1979; и др.).

При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечается замедленность, скованность и малая амплитуда движений (Бабенкова Р. Д., 1967).

Ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равнове­сия у глухих школьников является «мышечное чувство». А. О. Костанян (1963) пришел к выводу, что на точность движения влияет не столько состояние вестибулярного аппарата, сколько степень совер­шенства двигательного анализатора. Между тем качественные харак­теристики прямостояния у глухих находятся в прямой зависимости от сохранности вестибулярного аппарата.

По данным В.А. Какузина (1973), И.Н. Ляховой (1992), у глу­хих 7—13 лет величины сагиттального размера пространственного поля устойчивости и коэффициента использования площади не пре­вышали 70—74% тех же показателей слышащих. С возрастом эти различия между глухими и слышащими сокращаются. Глухие в по­казателях динамического равновесия отстают от слышащих сверст­ников во всех возрастных группах. Наибольшие различия (до 89%) отмечаются в младшем и среднем школьном возрасте.

В исследованиях Н.А. Попова (1920) глухонемые показали пол­ное отсутствие ощущения вращения по сравнению со слышащими. Слышащие быстро и отчетливо ощущали перемещение тела, правильно указывали направление вращения. Установлено, что у лиц со сни­женной функцией вестибулярного анализатора не развивается синд­ром укачивания.

Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вес­тибулярного анализаторов приводят к снижению чувства простран­ственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ори­ентации в схеме тела, упражнениях с предметами (Кудряшов В.В., 1978).

При ходьбе с открытыми глазами глухие дети старшего возрас­та держатся так же, как и слышащие. Однако при ходьбе с закрыты­ми глазами между глухими и слышащими обнаружена заметная раз­ница. Расстройства равновесия у глухих при отсутствии зрительного контроля отмечаются у 45,7% глухих.

И.С. Беритов (1956) обнаружил, что глухие при закрывании глаз вовсе лишаются способности ориентироваться в пространстве. У детей школьного возраста отмечается асимметрия при ходьбе. С возрастом степень асимметрии при ходьбе у глухих уменьшается. Различия меж­ду глухими и слышащими особенно выражены в 11 —14 лет. В более старшем возрасте различий в степени асимметрии при ходьбе между глухими и слышащими нет (Хохрякова Е.В., 1959). Причину уменьше­ния с возрастом различий у глухих B.C. Фарфель (1975) объясняет

более длительным стажем ходьбы. При этом глухие отличаются от слышащих чрезвычайной вариативностью шагов. Они расставляют ноги при ходьбе с закрытыми глазами несколько шире, чем слышащие, шаги их короче.

Потеря слуха оказывает значительное влияние на функциональ­ное состояние всех систем. Накопленный материал неврологической симптоматики глухих детей позволяет выделить некоторые пораже­ния периферических и центральных структур, проявляющиеся в за­медленном движении глаз (0,9%), языка (2,7%), акта жевания (0,3%), иннервируемых двигательными черепно-мозговыми нервами. Харак­терная замедленность двигательных актов у большинства неслыша­щих может быть вызвана и нарушениями механизмов координации двигательных реакций.

Эти нарушения прямо или опосредованно влияют на двигатель­ные способности, связанные с быстротой реагирования, темпом дви­жений, скоростными качествами.

Результаты анализа особенностей проявления скоростных ка­честв в условиях, требующих различного уровня концентрации вни­мания, показали выраженные различия между глухими и слышащи­ми. Средние величины скорости сенсорно-двигательной реакции при снижении интенсивности звукового информационного потока оказа­лась меньше, чем при нормальном функционировании слухового ана­лизатора.

Время зрительно-моторной реакции у глухих отличается от ла­тентного периода у слышащих. Разница между средними величинами в этих группах в младшем школьном возрасте составляет 72 мс, в среднем — 43 мс, старшем — 35 мс. Различие в регистрируемых величинах среди лиц в возрасте 18—45 лет составляет всего 6—7 мс. Тенденция изменения скорости реагирования на световой раздражи­тель у слабослышащих такая же, как у глухих.

Анализ индивидуальных показателей позволил распределить всех лиц с нарушением слуха на три группы. В первую вошли лица, у кото­рых латентный период реакции короче, чем у нормально слышащих. Таких оказалось в младшем и среднем возрасте 7%, старшем — 10%, а среди взрослых — 14%. Вторая группа показала результаты, соответ­ствующие среднегрупповым показателям нормально слышащих. По воз­растным группам их количество выражало соответственно 16, 31 и 46%. Испытуемые третьей группы реагировали на световой сигнал с опозданием. Среди детей младшего и среднего школьного возраста та­ких испытуемых обнаружено 53 и 77%, а среди взрослых — 40%.

Сопоставление параметров изменения времени реакции у глу­хих при поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата также не обнаружило существенных различий. Правда, время реакции на световой стимул находится в определенной зависимости от степени глухоты. Среди обследованных с врожденной глухотой время реакции оказалось самым длительным как в среднем, так и в старшем школьном возрасте (355 и 290 мс). Разница по сравнению со средними величинами больше на 64 и 49 мс. У детей с потерей слуха до 4—5 лет (речь в основном утрачена) также имеются опоз­дания при реагировании на световой стимул (348 и 293 мс). Неслы­шащие, у которых потеря слуха наступила к 7 годам, обладают более коротким периодом зрительно-моторной реакции (275 и 229 мс). При сравнительном анализе вырисовывается такая картина: чем дольше остатки слухового восприятия, тем короче период реакции.

Показатели сложной сенсорно-двигательной реакции слабослы­шащих приближаются к показателям у слышащих и носят индиви­дуальный характер.

Количество сенсорно-двигательных реакций, по данным тепинг-теста, за 15 с у глухих 8-ми лет составляет 44,3 ед., а у слышащих — 53,6; в среднем и старшем школьном возрасте (13—17 лет) коли­чество нанесенных черточек в чистом прямоугольнике увеличива­ется у всех обследуемых групп.

Движения рук у глухих медленнее, чем у слышащих: в 13—14 лет _ на 13%, в 15—17 лет — всего на 5%. Развитие быстроты движений у глухих достигает достаточно высокого уровня уже к 13—14 годам. В последующие годы интенсивного улучшения быст­роты движений не наблюдается (Костанян А.О., 1963).

В игровой деятельности, где требуется комплексное проявление скоростных качеств, самое большое отставание от слышащих школь­ников по уровню развития быстроты наблюдается в младшем и частично в среднем школьном возрасте. Скорость движений, прыгу­честь, мышечная сила в них на 20—60% ниже (Бессарабов Н.С., 1979). Автор утверждает, что именно эти качества и координацион­ные способности нужно развивать в младшем и среднем школьном возрасте. У подростков 13—16 лет их рост незначителен, а у дево­чек стабилизируется к 13—14 годам. 11 —12-летним глухим школь­никам автор рекомендует на общеразвивающие упражнения отво­дить 25%, на специальные — 35%, на обучение и совершенствование игровых действий — 40% времени урока.

Г.Ф. Козырнов (1972) при исследовании особенностей развития быстроты глухих подростков установил, что занятия фехтованием поло­жительно влияют на повышение скорости простой двигательной реакции глухих на световой сигнал, значительно приближая результаты глухих фехтовальщиков к результатам слышащих спортсменов 17—18 лет.

Глухие школьники по мышечной силе отстают от слышащих в 9, 11, 12 лет до 33% по показателям абсолютной силы, но динамика ее возрастного развития почти совпадает с показателями слышащих сверстников.

Н.И. Букун (1986) отмечает, что мышечная сила у глухих ниже, чем у слышащих. До 13 лет сила мышц ежегодно увеличивается на 1—4 кг, а в 14—15 лет прирост составляет 5—9 кг. До 13—14 лет показатели силы имеют одинаковую величину и тенденцию роста у мальчиков и девочек. Отмеченная разница силы мышц между веду­щей и неведущей рукой недостоверна. Показатели асимметрии бо­лее выражены у глухих (разница достигает у них 1—5 кг, у слыша­щих — 0,5—2 кг).

Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее выраженными являются прыжковые упражнения. У глухих мальчиков от 8 до 10 лет прирост прыгучести равен в среднем от 2,1 до 4,1 см, с 10 до 13 лет — от 1,9 до 4,4 см, от 15 до 17 лет равен 4,5 см (Н. Г. Байкина, B.C. Багрин, О.В. Касьян).

У детей с недостатками слуха статическая выносливость в возрасте 7—8 лет ниже, чем у слышащих. К 9—10 годам глухие по уровню выносливости к мышечным усилиям приравниваются к слы­шащим. В возрасте 13—15 лет у всех школьников наблюдается невы­раженное снижение статической выносливости, а к 16—17 годам их показатели приближаются к результатам их слышащих сверстников.

Слабослышащие по показателям общей выносливости прибли­жаются к слышащим. Если в динамике силы мышц резкий рост наблюдается в 14—15 лет, то выраженный скачок выносливости ха­рактерен в 17—18 лет.

Межиндивидуальные колебания выносливости у глухих и слы­шащих 8-ми лет выражаются соответственно в 9—26 с и 17—28 с. В последующие возрастные периоды (13—16 лет) колебания статичес­кой выносливости составляют 14—21 и 30—44 с у глухих и 23—31 и 36—50 с у слышащих.

Рассмотренные изменения мышечной силы, статической и об­щей выносливости характеризуют внешнюю форму деятельности двигательного аппарата, точнее, сократительную возможность мышц и их готовность к нагрузкам.

К 16—17 годам уровень общей выносливости подростков с не­достатками слуха почти сравнивается с уровнем выносливости слы­шащих и зависит главным образом от состояния кардиореспиратор-ной системы.

Таким образом, своеобразие психического и физического разви­тия глухих и слабослышащих детей обусловлено рядом причин: функ-

циональным нарушением отдельных физиологических функций, об­щей соматической ослабленностью, отставанием в психическом раз­витии (иногда сопровождающимся задержкой психического развития, умственной отсталостью), недоразвитием или отсутствием речи. Последнее в работе с глухими школьниками приобретает особую значимость, если иметь в виду то исключительное влияние речи на психическое и физическое развитие глухих детей, которое было пока­зано в исследованиях общей и специальной психологии (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Лубовский В. И., Лурия А. Р.).

Наши рекомендации