Формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Образовательные задачи:
обогащать представления детей о человеке как социальном существе, о человеческом обществе, основных «правилах» жизни и поведения человека в обществе; содействовать формированию представления детей о мире как обществе людей, населяющих нашу планету, и о родной стране; воспитывать патриотические и гражданские чувства; продолжать знакомить с государственной символикой;
• систематизировать и углублять представления о людях, проявлениях их половозрастных и некоторых национальных отличий, нравственных качествах, социальных и профессиональных ролях;
• знакомить в доступной форме с другими странами и народами; воспитывать толерантное отношение к людям, имеющим другую культуру, язык, традиции;
• формировать опыт социально одобряемого поведения; знакомить с речевым этикетом и формировать навыки его адекватного применения;
• расширять представления о семье, родственных отношениях, семейных ценностях и традициях; поддерживать желание знакомиться с историей своей семьи;
• продолжать развивать представления ребенка о себе; формировать представления об изменении позиции в связи с взрослением; укреплять положительную самооценку, уверенность в себе и своих силах, чувство собственного достоинства; углублять представления детей об их обязанностях дома, в группе детского сада, в общественных местах, на улице, в природе;
• формировать опыт социально одобряемого поведения; знакомить с речевым эти-
кетом и формировать навыки его адекватного применения;
Содержание психолого-педагогической работы
Педагог и родители продолжают знакомить детей с миром людей. Содействуют осознанию того, что все люди на Земле - это одна большая семья, а планета - наш общий дом, за мир и порядок в котором отвечает каждый человек. Расширяют знания о своей стране, государственной символике; знакомят с наиболее значимыми памятниками истории и культуры; обсуждают доступные пониманию старших дошкольников события современной жизни государства. Дети знакомятся с флагом России, традиционными национальными и общегражданскими международными праздниками, продолжают комиться с гербом и гимном своей страны и некоторых других стран.
Воспитатель показывает географическую карту или детский атлас (глобус) и сказывает детям о том, что наша страна - Россия - очень большая, в ней живут люди различных национальностей, кроме русского они говорят на своем языке, имеют см песни, сказки, народные костюмы, праздники и традиции. Дети слушают песни, стихи о России, рассматривают иллюстрации, фотографии, знакомятся с народной музыкой, сказками разных народов России, народными игрушками и предметами декоративи прикладного искусства. Через беседы, рассматривание картин, репродукций, альбомов с военной тематикой воспитатель расширяет знания детей о Российской армии о том, как почетно защищать Родину.
В различных образовательных ситуациях и в повседневной жизни взрослые продолжают знакомить детей с родным краем, городом, содействуют зарождению патриотического чувства, основанного на любви к родному дому, интереса к родному краю, гордости славным прошлым и достойным настоящим.
Педагог предлагает для рассматривания детям фотографии, иллюстрации, картины, скульптурные изображения людей разного возраста и пола; дети сравнивают и н проявления тендерных отличий во внешнем облике разных людей, при поддержке питателя учатся распознавать разные эмоциональные состояния людей. В процессе слушания литературных произведений, просмотра спектаклей, постановки театрализованных представлений и в сюжетах самодеятельных игр дети обращают внимание на особен персонажей (пол, возраст, профессия или род занятий, характер), сравнивают вне вид, поступки, поведение.
Воспитатель побуждает детей отражать мир чувств, эмоций, отношений людьми и сказочными героями в рисунках,театрализованных этюдах и играх-драмазациях, в игровых импровизациях; обсуждает с детьми причины тех или иных эмоций людей.
Воспитатель знакомит детей с разнообразием социальных ролей, выполн взрослыми и детьми. Углубляет представления детей о тендерных особенностях, терных мужских и женских качествах, наиболее распространенных мужских и же профессиях. Предлагает для обсуждения «семейные темы», где дети размышляюто ности доброжелательных отношений, любви к близким; о проявлении заботы (как помочь бабушке и дедушке, что подарить маме и папе на день рождения, как заботься о младших братьях и сестрах).
Дети седьмого года жизни уже знают свое имя, фамилию, пол, возраст, место жительства, домашний адрес, телефон, имена и отчества членов семьи, их профессии, татель рассматривает с детьми фотографии, на которых они были еще совсем маленькие и фотографии детей в настоящем времени; обсуждает, чего они раньше не умели и научились, чему еще предстоит научиться; помогает им осознать себя в прошлом, стоящем и будущем. Взрослый поддерживает потребность детей в положительной самооценке, способствует укреплению веры в себя, свои силы.
Перечень программ, технологий и пособий по проблеме: «Социализация»
Касаткина Е.И.. Игра в жизни дошкольника. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа,2010
Касаткина Е.И,Реутская Н.А., Магомедова В.А. Игра в системе экологического воспитания дошкольников. – Вологда,2001
Программы
Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Основные пособия
Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Метод, пособие. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2009.
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет. Социальное развитие, окружающий мир. М.: ТЦ Сфера, 2010.
Громова О.Е. и др. Знакомство дошкольников с социальным миром. М.: ТЦ Сфера, 2011*.
Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. М.: ТЦ Сфера, 2007.
Иванова Н.В. и др. Социальное развитие детей в ДОУ: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Иванова Н.В. Социальная адаптация малышей в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4—6 лет: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.
Маханёва М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2007.
Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
Мулько И.Ф. Этика для детей 5—7 лет: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011.
Пенькова Л.А. Развитие игровой активности дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010.
Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 5—7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.
Дополнительные пособия
Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М.: ТЦ Сфера, 2011*.
Антонов Ю.Е. Великой победе посвящается. Праздники в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2011.
Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2010.
Маралов В.Г. Коррекция личностного развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Микляева Н.В. Поделись улыбкою своей. Развитие чувства юмора у дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010.
Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотера-пия в ДОУ и семье. М.: ТЦ Сфера, 2010.
Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Метод, рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Я иду в детский сад (проблемы социальной адаптации). М.: Карапуз, 2011.