Социальная педагогика как часть социальной философии
Главная проблема социальной философии – человек как явление социальное. Отсюда проблемы его воспитания – тоже проблемы социальные.
Социальная философия занимается проблемами взаимоотношений людей в обществе, человека и общества, социальной справедливости и защиты человека. Ее функции - в теоретическом обосновании происходящих в стране процессов.
Т. о. главная проблема социальной философии – общество и личность! Их зависимость и взаимовлияние.
В социальной педагогике – личность (ее развитие и т. д.) рассматриваются как объект воспитания. А развитие личности происходит в процессе ее социализации. И один из вопросов социальной педагогики – взаимоотношения личности и среды.
В чем общее, связь социальной философии и социальной педагогики? В том, что социальная философия определяет основные проблемы отношений человека и общества, часть из них решает социальная педагогика. К примеру:
- личность и среда;
- личность и образование;
- личность и семья;
- личность и духовная культура.
По отношению к социальной педагогике социальная философия является методологией, которая призвана помочь социальному педагогу ориентироваться в социальных проблемах общества.
Литература:
1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
2. Бочарова, В.Г.Социальная педагогика [Текст] / В.Г. Бочарова. - М., 1994.
3. Василькова, Ю.В.Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.– 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.
4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005.
5. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика [Текст] / Л.Е. Никитина. – М.: Академический проект, 2003.
6. Социальная педагогика[Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
Тема 2.
Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
План:
1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
2. Факторы, агенты и средства социализации
3. Механизмы социализации
1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
Почти до 60-х годов ХХ в., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в 90-е годы ХХ в. изучение социализации распространилось и на взрослость и даже старость.
В основном все концепции тяготеют к одному из двух подходов, различие которых в понимании роли самого человека в процессе социализации:
1-й подход – субъект-объектный (Эмиль Дюркгейм - француз, Талкот Парсонс - американец): позиции человека пассивная, а сама социализация – процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой; общество в данном случае выступает субъектом, а человек – объектом.
2-й подход: - субъект-субъектный (Чарльз Кули – американец, Дж Герберт Мид – американец): позиция человека активна, т. е. человек – не только участник социализации, он не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя и общество в целом.
Мы основывается на втором подходе, и социализациюмы определяем, как: развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Иными словами, сущность социализации – в сочетании адаптации (А) и обособления (О) человека в условиях конкретного общества.
Адаптация – процесс и результат становления индивида в обществе, т. е. становление человека существом социальным.
Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
Налицо – конфликт между мерой адаптации и степенью обособления его в обществе.
Иначе говоря, эффективная социализации предполагает определенный баланс А и О.
Выделим следующие составляющие (компоненты) социализации.
Социализация | ||
1. Стихийная Социально-экономические + культурные реалии | 2. Относительно направляемая Экономические, законодательные, организационные меры, принимаемые государством Законы (обязательный минимум образования, сроки службы в армиии т. д.) | 3. Относительно социально-контролируемая Воспитание, в основе которого - социальное действо |
4. Самоизменение человека (самовоспитание – деятельность человека, направленная на формирование, изменение себя в соответствии с заранее поставленными целями. |
Развитие человека представляет саморегулирующийся процесс, запускаемый наследственными факторами и возможный только в социальной среде.
Наиболее быстрое и интенсивное развитие человека (физическое и психическое) происходит в начальный период жизни. Рассмотрим характеристику возрастного развития
от 0 до 18 лет по Д.Б. Эльконину и выделим в соответствии с этой характеристикой этапы социализации.
1. Младенчество (0-1 год)
2. Ранее детство (1-3 года)
3. Дошкольный возраст (3-6-7) лет
4. Младший школьный возраст (6-7-10-11 лет)
5. Подростковый возраст (10-11-15 лет)
6. Старший школьный возраст (ранний юношеский) (15-17 лет)
7. Юношеский возраст (18-23 года)
8. Молодость (23-30 лет)
9. Ранняя зрелость (30-40 лет)
10. Поздняя зрелость (40-55 лет)
11. Пожилой возраст (55-65 лет)
12. Старость (65-70 лет)
13. Долгожительство - от 70 лет