Вопрос4. Субъекты доказывания
Субъекты доказывания — это участники уголовного процесса, которые в соответствии с УПК обязаны осуществлять доказывание по материалам и уголовным делам либо вправе принимать в нем участие.
В юридической литературе нет единства мнений относительно понятия субъекта доказывания. Высказано мнение, что такими субъектами являются участники процесса, осуществляющие процессуальные функции75. Другие считают, что субъекты доказывания — это органы и лица, играющие в доказывании не разовую или эпизодическую, а постоянную, длительную роль (хотя бы в пределах одной стадии процесса).
К субъектам доказывания, которые обязаны осуществлять доказывание всех обстоятельств, указанных в ст. 89 УПК, относятся:
1) орган уголовного преследования;
2) государственный обвинитель;
3) частный обвинитель.
В соответствии с ч. 2 ст. 102 УПК обязанность доказывания наличия оснований уголовной ответственности, вины обвиняемого и других обстоятельств, имеющих значение по уголовному делу, лежит на органе уголовного преследования, а в судебном разбирательстве — на государственном или частном обвинителе. По делам о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых, а также о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления, обязанность доказывания обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 443 УПК, на стадии предварительного расследования лежит на органе уголовного преследования, а в судебном разбирательстве — на прокуроре, участвующем в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела.
Согласно ч. 2 ст. 327, ч. 1 ст. 329, ч. 3 ст. 330 УПК, суд в судебном разбирательстве задает вопросы обвиняемому, потерпевшему, свидетелю, т. е. фактически ведет их допрос, в ходе которого проверяются имеющиеся в деле доказательства, а также могут быть получены новые сведения об обстоятельствах совершенного преступления. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 334,ч. 2 ст. 335,ч. 1 ст. 336, ч. 1 ст. 337,ч. 1 ст. 338 УПК суд по своей инициативе может назначить экспертизу, в том числе дополнительную или повторную, задавать вопросы эксперту в момент его допроса, произвести осмотр вещественных доказательств и огласить протоколы следственных действий и документы. Суд, согласно ст. 340-343 УПК, может принять решение о проведении следственных действий и произвести осмотр местности и помещения, следственный эксперимент, предъявление для опознания, освидетельствование. Суд не обязан доказывать наличие оснований уголовной ответственности и вины обвиняемого. Это является обязанностью сторон в судебном разбирательстве. Но суд обязан исследовать имеющиеся в деле доказательства и проверить обоснованность предъявленного обвинения. В ходе проведения по его инициативе судебных следственных действий могут быть получены новые доказательства, которые подлежат проверке и оценке судом в судебном заседании. Таким образом, суд вовлечен в процесс доказывания и является одним из субъектов доказывания.
Субъектами доказывания, которые вправе принимать участие в доказывании, являются:
1) участники уголовного процесса, защищающие свои праваи интересы: подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик;
2) участники уголовного процесса, защищающие представляемые права и интересы: защитник, законный представитель, представитель.
Эти участники уголовного процесса, представляющие стороны обвинения и защиты, согласно ч. 4 ст. 24 УПК, вправе принимать участие в исследовании доказательств, представлять новые доказательства, заявлять ходатайства, в случае удовлетворения которых могут быть получены новые доказательства, высказывать мнение по любому вопросу, имеющему значение по уголовному делу, т. е. давать оценку имеющимся в деле доказательствам, участвовать в судебных прениях, где также оцениваются исследованные доказательства.
К субъектам доказывания не относятся свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания — помощник судьи), поскольку им уголовно-процессуальным законом не предоставлены указанные права.
Преюдиция
В процессе доказывания важное значение имеет уголовно-процессуальная преюдиция.
Преюдиция в буквальном смысле означает предрешение. Преюдициальность является основанием освобождения от доказывания какого-либо факта.
В основе преюдициальное™ лежат принципы объективной истины и процессуальной экономии в их взаимодействии. Незачем вторично осуществлять познание факта, если он уже был ранее познан судом. Процессуальные условия правосудия у нас одинаковы для всех судов единой судебной системы: как для уголовного процесса, так и для гражданского судопроизводства, в равной мере руководствующихся принципом объективной истины. Поэтому и нет никаких оснований считать, что суд, однажды уже осуществивший познание неизвестного факта, возможно, ошибся, а другой суд не ошибется лишь потому, что он вторично будет рассматривать те же доказательства, устанавливать те же факты. Если же первоначально суд действительно ошибся, то такая ошибка должна быть исправлена в особом порядке с участием и под контролем более квалифицированного вышестоящего суда, а не однотипным судом. В силу одинаковых процессуальных условий установления истины по уголовным и гражданским делам, преюдициальная зависимость существует между всеми постановлениями суда, вступившими в законную силу. Преюдициальное значение имеет любое постановление суда, вступившее в законную силу77.
Преюдиция — это обязательность решения суда по гражданскому или уголовному делу для органа, ведущего уголовный процесс, при производстве по другому уголовному делу.
для органа уголовного преследования и суда, осуществляющих производство по уголовному делу, являются вступившие в законную силу приговоры по другим уголовным делам и решения по гражданским делам, которые были рассмотрены судами ранее. Согласно ст. 106 УПК, преюдиция по рассмотренным ранее судами уголовным делам и гражданским делам по объему различна.
Вступивший в законную силу приговор по другому уголовному делу обязателен для органа, ведущего уголовный процесс, в отношении:
1) установленных обстоятельств;
2) юридической оценки этих обстоятельств.
Вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу обязательно для органа, ведущего уголовный процесс, только по вопросам:
1) о том, имело ли место само общественно опасное деяние,
предусмотренное уголовным законом;
2) о размере вреда.
Решение суда по гражданскому делу не может предрешать выводы о виновности или невиновности обвиняемого по уголовному делу.
Различие в объеме преюдиции по уголовным и гражданским делам объясняется тем, что по этим делам различны предмет доказывания и порядок производства по ним.
Роль преюдиции в доказывании по уголовным делам заключается в следующем.
В решении суда по гражданскому делу могут быть признаны доказанными определенное событие или определенные действия. Если в дальнейшем это событие или эти действия попадут в сферу доказывания по уголовному делу, то, если следовать требованиям ст. 106 УПК, субъект доказывания обязан рассматривать их как установленные.
Практически речь идет о случаях, когда иск о возмещении вреда, причиненного преступлением, рассматривался в порядке гражданского судопроизводства до рассмотрения в суде уголовного дела. В этих случаях событие и действия причинителя вреда являются основанием как гражданско-правовой, так и уголовной ответственности. Но, поскольку они стали предметом уголовного процесса, речь идет о событии преступления и действиях обвиняемого, инкриминируемых ему как преступные. Это — важнейшие элементы предмета доказывания по уголовному делу, и вряд ли можно требовать от суда, чтобы он не устанавливал их, всецело полагаясь на решение суда по гражданскому делу. Следует также учитывать, что при установлении указанных обстоятельств при рассмотрении гражданского дела причинитель вреда не пользовался процессуальными правами обвиняемого, которые, в принципе, шире прав ответчика по гражданскому делу. Защитник обвиняемого и другие участники уголовного процесса вряд ли могут быть устранены от исследования события преступления и действий обвиняемого на том основании, что они уже установлены судом по гражданскому делу. Надо принимать во внимание и то,что события и действия устанавливаются не вообще, а в их уголовно- или гражданско-правовом опосредствованиях, которые не вполне совпадают. Изложенное приводит к выводу, что правило о преюдициальном значении судебного решения по гражданскому делу для суда, рассматривающего уголовное дело, представляется трудноприменимым на практике78.
Отказ в иске, постановленный в порядке гражданского судопроизводства, лишает истца права вторичного предъявления того же иска по уголовному делу (ч. 1 ст. 149 УПК). Это правило имеет в виду преюдициальность решения суда, отказавшего в иске, для суда, рассматривающего затем уголовное дело. И наоборот, отказ в иске при рассмотрении уголовного дела лишает истца права заявить иск в порядке гражданского судопроизводства.
Относительно некоторых доказательств у суда могут возникнуть сомнения в истинности преюдициально установленных фактов. В таких случаях в рамках действующего законодательства должны быть внесены представления в адрес уполномоченных органов об опротестовании в порядке надзора постановления суда, обладающего преюдициальной силой, и приостановлено на это время производство по другому делу, разрешение которого зависит от судьбы первого дела. Это особенно важно в случаях, когда, в силу преюдициальной зависимости второго дела от первого, постановление суда по первому делу фактически предрешает вынесение обвинительного приговора по второму. Осуждение человека, который по внутреннему убеждению судей является невиновным, противоречит основам правосудия79.
На основе изложенного можно сделать выводы о значении преюдиции:
Преюдиция запрещает суду пересматривать и перерешать
вопрос об установленных ранее судом фактах.
1. Участники уголовного процесса освобождены от доказывания преюдициально установленных фактов.
2. Участники уголовного процесса не вправе опровергать
преюдициально установленные факты.