Основные направления социально-педагогической деятельности ДОУ.
Альной работы в сфере образования.
Социальную работу в системе образования кроме социальных
работников ведут специалисты разных профилей — социальные
педагоги, социальные психологи, школьные психологи, учителя,
а также работники специализированных учебных заведений. Ме-
тоды и подходы в этом случае будут несколько отличаться, но цели
останутся общими — воздействовать на процессы социализации
учеников, учащихся или студентов, т.е. одновременно формировать
благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать
адекватную социальную среду социализации личности ученика и
студента, а также содействовать реабилитации учителей и препо-
давателей в процессе их профессиональной деятельности.
Объектом воздействия, таким образом, становятся как отдель-
ные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также
и весь коллектив учебного заведения.
Предметом социальной работы в системе образования будет
посредническая деятельность между школьниками, учащимися и
преподавателями, а также между родителями и работниками инф-
раструктур образования, т.е. деятельность с целью гармонизации
отношений в сфере образования и содействия более адекватному
и эффективному выполнению функций образования как социаль-
ного института общества.
Дошкольное образование
Объект социальной работы – дети, родители
Субъект – социальный работник, соц.педагог, специалист по социальной работе
Предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто более или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.В период включения в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов - медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».
Не должна остаться без внимания социального работника и та категория детей, которую педиатры называют «неорганизованной», то есть детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. В соответствии со ст. 18 раздела 2 упоминавшегося Закона РФ «Об образовании» «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образования».
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования является условием сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы.
Основные направления социально-педагогической деятельности ДОУ.
- диагностическое,
- профилактическое,
- просветительское,
- методическая работа,
- консультативное,
- коррекционно-развивающее,
- юридическое.
Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности.
Диагностика включает всестороннее изучение ребенка, сбор информации о его психофизическом состоянии, условиях жизни, социальном окружении.
Примерная схема истории социально-педагогического развития ребенка:
1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.
2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.
3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошкольное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами? Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.
4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка.
5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей.
Социальный педагог фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоятельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают социальному педагогу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.
Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает:
1) воспитателю:
- разработать индивидуальную методику работы с ребенком;
- организовать социально-педагогическую работу с группой;
- разработать методику реализации взаимоотношений с родителями;
- разрешить конфликт между участниками образовательного процесса;
2) ребенку:
- в процессе психофизического развития;
- предупредить и преодолеть проявления девиантного поведения в группе, с воспитателем и родителями;
3) родителям:
- в налаживании взаимоотношений с ребенком;
- в коррекции социально-педагогической работы со своим ребенком;
- в развитии, согласованности отношений с педагогами в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.
Для более эффективной организации работы социальный педагог должен располагать информацией о различных центрах и организациях социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального и муниципального уровня.
Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен:
1) уяснить структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях города;
2) познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией;
3) уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога;
4) ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении;
5) ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных ДОУ и школах города;
6) изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системой города;
7) определить место своего образовательного учреждения на социально-педагогической карте города.
Для успешной реализации социально-педагогических задач социальный педагог должен владеть методикой и технологией социально-педагогической деятельности:
1) определение социально-педагогической проблемы:
- содержание проблемы;
- внешние признаки проблемы;
- тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.);
- характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.);
2) ситуационный анализ:
- общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы;
- организация структуры, в рамках которой возникает проблема;
- типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации;
- описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.;
- профессиональное понимание социально-педагогической проблемы;
- определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия;
3) определение социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности:
- определение объекта и предмета;
- определение целей и задач;
- определение содержания деятельности;
- выработка показателей и критериев оценки;
- разработка инструментария социально-педагогической деятельности;
- описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации;
- разработка логической схемы анализа полученных данных, определения перспектив социально-педагогической деятельности;
- разработка рабочего плана;
4) разработка рекомендаций по реализации практической деятельности;
5) описание хода и результатов социально-педагогической деятельности:
- основные выводы по задачам, характеризующим состояние социально-педагогической проблемы;
- выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению);
- оценка реальности и значимости проблемы;
- выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта;
- обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы;
6) разработка социально-педагогической технологии:
- уточнение по итогам исследований социально-педагогического заказа;
- детализация проблемы;
- определение причин проблемной ситуации;
- определение действующих и нейтральных факторов;
- определение педагогического и социально-психологического фона деятельности;
- разработка концептуальных основ разрешения проблемы;
- разработка возможных путей решения проблемы;
- обоснование выбора пути решения социально-педагогической проблемы;
7) реализация социально-педагогического проекта. В своей деятельности социальный педагог использует следующие методы проектирования:
- социально-педагогическое конструирование — мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами;
- социально-педагогическое моделирование — многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы;
- социальное проектирование — обоснованное конструирование;
- социально-педагогическая технология — подготовка к практической деятельности педагога по реализации программ, предусматривающих возможность достижения цели.
В работе с родителями значительное место принадлежит профилактике. Целесообразно через размещение информации в родительском уголке (стенды, папки-передвижки, газеты, информационные листки), выступления на родительских собраниях, организацию работы родительского клуба вести профилактику вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей, профилактику социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье), пропаганду здорового образа жизни, рекомендовать психологическую литературу по развитию и воспитанию детей.
Соц.работа в школе
Объект – учащиеся, родители
Субъект – социальный работник, специалист по социальной работе, социальный педагог
Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). Причем следует иметь в виду, что «требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее»
Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей.В данных условиях он превращается в политика и стратега по организации социальной помогает нуждающимся детям и оздоровлению семейной среды.В поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например, возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.
Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, то есть в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись.
В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, то есть обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.
Социальный работник в школе может помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направленных непосредственно на работу с учащимися, в организации систематической и конструктивной кооперации различных учреждений в осуществлении задач, стоящих перед школой и относящихся не только к вопросам обучения и образования, но и к процессам демократизации, административно независимой педагогической работы по решению традиционных и возникающих новых школьных проблем. Речь идет о способности к критическому анализу и самостоятельности участников (партнеров) процесса обучения, образования и воспитания, о их взаимовлиянии и адаптации к реалиям постоянно изменяющегося окружающего мира.
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.На основе зарубежной практики и исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие ее цели:
— способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
— развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;
— способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;
— участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов5.
Чтобы реализовать эти цели, социальные работники в школе
— используют методы анализа, консультирования, лечения и активации, охватывая в своей деятельности как целую группу не только самих учащихся, но и их родителей;
— осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с учителями-консультантами, школьными психологами и врачами, консультантами по профессиональной ориентации, одновременно стремясь привлечь к сотрудничеству и тех учителей, которые проявляют понимание и интерес к их социально-педагогической работе;
— оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и группам учащихся; используя методы групповой педагогики, работают с учительскими коллективами и стремятся воздействовать на позитивное изменение социального поля в школе через родительские комитеты и родительские собрания.
Специфика его работы, в отличие от работы школьного учителя или другого работника народного образования, состоит в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей и на «улице». В связи с этим основными функциями социального работника являются следующие:
— диагностическая (постановка социального диагноза «заболевания» клиента, семьи или группы);
— терапевтическая (определение возможных средств «лечения»: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррекция, использование контрактной службы и т.д.);
— диспетчерская (в случае, требующем вмешательства других специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обеспечение их дальнейшего участия в судьбе клиента);
— информационная (сбор информации о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального «вмешательства»; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного региона)10.
Обязанности социальных педагогов:
• деятельность социального работника направлена на оказание помощи и поддержки ребенку в ситуациях дезадаптации;
• социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социального обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями;
• защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности;
• выступает посредником между ребенком и социальным окружением — школой, семьей, социальными институтами;
• организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и государственных служб по проблемам охраны и защиты детства, образования.
Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости.
— выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;
— посредничество между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей); .
— организация различных видов социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении;
— установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
— содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья;
— осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
— взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации12.
Социальный работник в области образования, как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации. В связи с этим функции социального работника конкретизируются применительно к этой задаче:
На основании вышеизложенного может сложиться впечатление, что социальная работа в школе охватывает все, кроме самого учебного процесса. Это происходит, потому что социальная работа не связана последовательно с профессиональной деятельностью педагога и концентрируется на педагогической деятельности только в узком смысле этого слова. Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.
Социальная работа в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым.
Социально-педагогический модуль при школе создается с цельюоказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.
Его задачами являются:
— раннее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;
— оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;
— проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию имеющихся у них недостатков;
— обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.
К основным направлениям социально-педагогического модуля относятся:
—социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;
— социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи;
— социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье;
— социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе.
Формы и методы школьной социальной работы:
— групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);
— предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий
и т.д.);
— соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
— работа с родителями, представление интересов родителей;
— профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
— консультирование (в особенности, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);
— работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);
— супервизия;
— научное обоснование, сопровождение и оценивание
Социальная работа в вузах - еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования.
Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются "подрабатывать" в свободное от учебы время, а из обеспеченных - получать дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать.
Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.
В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.
Компетентный в работе со студенческой молодежью специалист расценивает профессиональную коммуникацию, решая вопросы: что может послужить условием, которое позволит студенту проявить самостоятельность в добывании средств для жизни и получения образования социально приемлемыми способами? Когда? Для кого из его подопечных это может послужить условием? Каким образом? Эти вопросы социальный работник должен задавать себе применительно к всей своей работе, но при функционировании в вузе - обязательно.
В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально незащищенной молодежи.
Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив свои услуги.
Успехи и проблемы:Социальная работа в сфере образования сводится в основном к решению задачи наиболее полного удовлетворения потребностей населения в разнообразных образовательных услугах. Деятельность специалиста по социальной работе заключается в последовательном проведении человека, испытывающего нужду, через все этапы процесса оказания ему социальной помощи. Этот совместно проделанный путь от нужды к самообеспечению становится для клиента конструктивной частью жизненного опыта. В обязанности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, школьного учителя, преподавателя вуза такая деятельность не входит, даже если они и осведомлены о нуждах своих учеников, заниматься разрешением их житейских проблем названные работники сферы образования не обязаны. Следовательно, без интеграции целей и задач образования и социальной работы; а также без координации усилий специалистов обоих социальных институтов вряд ли возможно достижение социального благополучия в России. Другими словами, одним из путей достижения социального благополучия в России является интеграция целей и задач социальной работы и современного образования.