Проектирование учебных программ

Учебная программа - это нормативный документ, в котором определяется перечень ЗУН-ов, которые формируются в рамках отдельной дисциплины или отдельного предмета.

Типы учебных программ

• Авторская программа (вносится что-то новое, таких программ мало)

• Типовые программы (программы, ориентированные на среднестатистического учащегося, Министерство Образования УМО, носит рекомендательный характер)

• Рабочие учебные программы (образовательное учреждение, преподаватель школы)
Способы построения учебных программ

1. Линейный - в строгой последовательности

2. Концентрический - периодическое повторение материала на более глубоком уровне.

Требования к разработке программы

1. Взаимосвязь и соответствие другим УП (учет уже имеющихся знаний)

2. Единство теоретических оснований программы

3. Описание процедур достижения целей

4. Выделение вариативной и иинвариативной частей содержания образования

5. Конкретность и процессуальность УП (должен быть отражен ход процессса обучения)

6. Соответствие ГОС-у (содержание, последовательность, временные ограничения)

7. Структурность УП (должна включать определенные разделы).

Структура учебной программы

1. Цели учебной дисциплины

2. Основные идеи, на которые опирается программа. Принципы отбора содержания образования

3. Объем времени, отводимого для УП

4. Параметры результативности. Требования к уровню усвоения содержания образования (какие ЗУН-ы должен получить учащийся)

5. Содержательная характеристика дисциплин (выделяют определенные блоки и разделы дисциплин)

6. Методы, формы и средства обучения

7. Текущий контроль (определяются методы контроля по разделам или темам)

8. Итоговый контроль (на что направлен итоговый контроль)

9. Методическое обеспечение (литература - обязательная и дополнительная)

10. Условия освоения УП (Материально-техническое обеспечение)

11. Литература (обязательная, дополнительная)

Логика проектирования учебной программы

1. Определение адресата

2. Определение объема и образовательной области

3. Функций, целей и задач

4. Структуры содержания обучения

5. Главного и второстепенного в содержании образования

6. Логики изучаемой дисциплины

7. Целей и задач каждого раздела, каждой темы, каждого урока

8. Тематическое планирование

9. Методов, средств, форм

10.Методов контроля

11.Учебной и внеучебной деятельности учащихся по дисциплине.

Билет №36

Проектирование системы качеств знаний

Знания - 1) это сохранение в памяти человека, воспроизведение и понимание различных терминов, понятия правил, теорий. 2) это результат познания действительности, отраженный в сознании человека.

Знания – это результат духовной и практической деятельности, выраженной в системе законов, теорий, представлений и фактов.

Функции знания

1) ориентировочная (модель действительности, картины мира для человека)

2) онтологическая (знание является основой представления человека об окружающем мире)

3) оценочная (формирование различных оценочных мнений)

Виды знаний

  1. понятия и термины (понятийный аппарат)
  2. различные теории
  3. законы и закономерности, принципы науки
  4. Факты окружающей действительности
  5. оценочные знания
  6. методологические

Гипотеза - научное предположение, требующее доказательств.

Система качеств знаний

Объективные качества - задаются извне (глубина, полнота, систематичность).

Субъективные качества знания - определяются психическими особенностями человека (все остальные).

Компоненты:

1) прочность (фиксация в памяти и возможность воспроизвести их через большой промежуток времени)

2) полнота знания (количество терминов, законов и т.д., которое человек воспроизводит)

3) глубина знания (знание нюансов, фактов и более частных понятий)

4) систематичность знания

• способность человека излагать материал определенной последовательности

• способность человека выстраивать последовательность материала

• способность человека самостоятельно закрепить или освоить знания

5) оперативность (способность решать одну и ту же задачу в разных условиях)

6) гибкость (способность находить несколько решений, применять знания в разных изменяющихся условиях)

7) осознанность (насколько человек понимает, в чем суть определения, теории и т.д.)

8) развернутость (способность дать развернутый ответ)

9) свернутость (способность кратко пересказывать, составлять схему)

10) конкретность (от общих знаний к конкретным)

11) обобщенность (от конкретных знаний к общим, на основе частного наблюдения делать обобщенные выводы)

Все эти качества можно разделить на 2 группы:

  • Объективные – задаются извне (учителем, программой)
    • глубина
    • полнота
    • систематичность
  • Субъективные – определенные психологические особенности человека

o все остальные качества

Наши рекомендации