IV. Подготовка к восприятию произведения
1.Вступительное слово учителя.
— Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством, совершим путешествие в таинственный и прекрасный мир сказок.
В своей жизни вы часто слышали слово «жадность». Что оно означает."?
— Каким цветом можно изобразить жадность?
3. Учитель читает рассказ.
Жадина
Ребята отправились на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке и достали пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые дали им с собой мамы. И только Марина никому ничего не предлагала. Вскоре у нее появилась красивая большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломала кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет.
— У-у, жадина, — сказал Сережа.
— Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я должна с вами делиться? — сказала Марина и пошла играть.
— Можно ли назвать Марину жадной?
— Есть ли у Марины друзья в классе?
— Может ли жадный человек прожить счастливо?
4. Учитель читает стихотворение.
Жадных нет
Жадные! Поднимите руки! Сколько жадных? Жадные, жадины и жадюги! Надо же знать! Нету рук... Пять? Двадцать пять?
Вдруг жадных не стало. Или сто двадцать пять?
Как не бывало. Сколько жадных?
Ну хоть бы мало!
Две-три штуки! Смотрим тщательно.
Поднимите руки, Жадных нет?
Жадные девочки, Замечательно.
Жадные мальчики...
Поднимите хотя бы пальчики!
— Ребята, можно назвать жадного человека бережливым?
— Почему замечательно, если в классе нет жадных детей?
— Встречаются ли в сказках жадные животные?
— Давайте познакомимся со сказкой «Два жадных медвежонка».
V. Работа с текстом сказки «Дважадных медвежонка»
1. Чтение сказки учителем (с. 41).
2. Проверка первичного восприятия.
— Понравилась л и вам сказка ? Почему ?
— Какие герои встретились в сказке?
3. Лексическая работа.
• Пуще — сильнее, больше.
• Плутовка — хитрая, обманщица.
• С укоризной — с укором, осуждающе.
4. Чтение текста учащимися (жужжащее чтение).
5. Обсуждение прочитанного.
— Где жила старая медведица и ее медвежата?
— Почему медвежата ушли от матери?
— Какой наказ они получили?
— Что нашли медвежата на дороге?
— Почему они не смогли сразу поделить сыр?
— Как вы понимаете выражение «жадность одолела»?
— Кто пришел на помощь животным?
— Почему медвежата так ине наелись сыра?
— Чему научила медвежат лиса?
6. Составление плана:
а) прочитать сказку и разделить ее на части;
б) озаглавить каждую часть сказки.
7. Выразительное чтение.
— Передайте голосом притворно-ласковый тон лисы, недружелюбие медвежат.
8. Сравнение персонажей.
— Сравните лису в русской народной сказке «Лиса и журавль» и венгерской народной сказке «Два жадных медвежонка». (В русской сказке лиса наказана по заслугам — ее проучил журавль, в венгерской — лиса обхитрила медвежат, выделив им две крошки сыра, в то время как сама съела почти целую головку.)
— Подберите к словам «понурые», -самая малость» слова, близкие по значению.
Найди 11 отличий
Итог урока. Рефлексия.
Дом. Задание прочитать и пересказать сказку
Урок № 16
Тема: Обобщающий урок по теме «Страна народного творчества»
Цель: проверить уровень знаний и сформированность читательских умений по разделу; закреплять знания о произведениях устного народного творчества, формировать представление об их жанровых особенностях; развивать умение читать выразительно, инсценировать произведения малых жанров; создавать условия для активной познавательной деятельности, расширения словарного запаса; способствовать развитию памяти, внимания, интереса к чтению.
Оборудование: выставка книг, образцы изделий народных умельцев, игрушки, медали «Лучшему скороговорщику», «Знаток сказок», «Хороша загадка, если есть отгадка», «Пословица не зря молвится», аудиозапись песни «Белоруссия» (муз. А. Н. Пахмутовой, сл. Н. Д. Добронравова), ромашка, на лепестаках которой написаны названия жанров фольклора (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, сказки, былины)
Предварительная работа: учащиеся готовят инсценировку небылиц.
Подготовка к уроку: на партах, расставленных буквой «П», лежат книги, игрушки. У доски — выставка изделий народных умельцев.
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит песня «Белоруссия». Учащиеся входят в класс и рассаживаются по местам.
II. Вступительное слово учителя
— Сегодня урок литературного чтения пройдет в форме путешествия по Стране народного творчества. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество, что к нему относится?
(Учащиеся отвечают, учитель вывешивает на доске лепестки ромашки, с названиями жанров фольклора.)
— Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Оно включает в себя разные виды произведений: песни, сказки, пословицы, загадки, поговорки, былины, потешки, частушки, скороговорки — всего не перечислишь. Их сочиняли талантливые люди из народа и передавали друг другу устно (писать тогда еще не умели). Каждый новый исполнитель сказки, былины или песни добавлял к услышанному что-то свое. Вот почему мы и говорим, что автор таких произведений — народ.
На ваших столах и на книжной выставке много книг, просмотрев которые, вы смогли еще раз убедиться, что устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь.
Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбельные песенки, подрастая, вы слушали потешки, пестушки. сказки.
III. Закрепление изученного материала
I. Повторение колыбельных песен, потешек, пестушек (учащиеся рассказывают наизусть или читают).
К доске выходят девочки, садятся на стульчики, качают кукол и поют:
Баю-баюшки-баю, Он ухватит за бочок
Не ложися на краю! И потащит во лесок.
Придёт серенький волчок, И потащит во лесок,
Он ухватит за бочок. Под ракитовый кусток...
— Что приговаривают, когда купают ребенка?
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба —
На пустой лес, на чистую воду,
Под гнилую колоду...
— А как играют с малышами?
Ладушки Коза
Ладушки, ладушки! Идёт коза рогатая,
Испечём оладушки. Идёт коза бодатая.
На окно поставим — Ножками топ-топ,
Остывать заставим. Глазками хлоп-хлоп!
Воробышки прилетели, Кто каши не ест.
Все оладушки поели. Молока не пьет.
Кыш! И улетели! Забодает, забодает!
На головку сели.
— Подрастают детки, начинают играть во дворе с друзьями. А как обойтись в игре без считалки? Ну-ка, ребята, в круг!
Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, на базар. Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, что купили? Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, самовар. Аты-баты, это я!
Игра «Придумай слово»
Учащиеся по очереди называют слова, связанные с устным народным творчеством: первый игрок называет слово на букву А, второй — на Б и т. д. Если кто-то замешкался, все дети считают: «Раз! Два! Три! Ты выходишь из игры!» Если игрок не успевает назвать слово, он выбывает. Игра продолжается.
2. Повторение скороговорок.
Смело «бой скороговорок»
Я прошу сейчас начать.
Кто-то пусть скороговорит —
Остальных прошу молчать!
А ну, кто смелый, выходи!
Скороговорку быстро говори!
(Дети по очереди рассказывают скороговорки. Победителю вручается медаль «Лучшему скороговорщику».)
— Ребята, вы любите читать сказки? А кто сказал эти мудрые слова: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (А. Пушкин.)
— Попробуйте узнать сказку, о которой говорится в загадке.
1.А дорога далека, 4. Красна девица грустна:
А корзинка нелегка. Ей не нравится весна.
Сесть бы на пенёк, Ей на солнце тяжко,
Съесть бы пирожок. Слёзы льет бедняжка.
2.Ах ты, Петя — простота. 5. Он от бабушки ушёл,
Сплоховал немножко. Он от дедушки ушёл.
Не послушал ты кота, Отгадайте без подсказки,
Выглянул в окошко. Из какой он сказки?
3.Нет ни речки, ни пруда. 6. Отворили дверь козлята...
Где воды напиться? И пропали все куда-то.
Очень вкусная вода
В яме от копытца.
{Ответы: 1. «Машенька и медведь». 2. «Петушок — золотой гребешок».
3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 4. Снегурочка». 5. «Колобок». 6. «Волк и семеро козлят».) (Победителю вручается медаль «Знаток сказок».)
3. Повторение небылиц, прибауток (инсценировка учащимися). — А теперь давайте расскажем небылицы, прибаутки, шутки.
—Федул, чего губы надул?
—Кафтан сжёг.
—Зашить можно.
—Иглы нету.
—А велика ли дыра-то?
—Один воротник остался.
—
—Тит, а Тит! Иди молотить!
—Брюхо болит!
—Тит, иди кашу есть!
—А где моя большая ложка?
Вот приехали два брата
Во деревню из села.
Одного зовут Ерёма,
А другого звать Фома.
Вот Ерёма купил лодку,
А челнок без дна.
— Ну?
- Да!
Вот Ерёма стал тонуть,
Фому за ноги тянуть.
Вот Фома пошёл на дно,
А Ерёма там давно.
4. Повторение обрядовых песен.
— Исстари человек верил в магическую силу слов, заклинал ими природу, обращался за помощью к солнцу, земле, ветру, воде.
Солнышко-ведёрышко, Радуга-дуга!
Выгляни в окошечко. Не давай дождя.
Твои детки плачут. Давай солнышка
По камушкам скачут. Колоколнышка!
— Русский и белорусский народы жили рядом и многое перенимали друг у друга. Они умели трудиться, а по праздникам веселиться. Есть у нашего народа шутка-прибаутка: «Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поет». Давайте вспомним обрядовые песни.
(Учащиеся читают из книг песни, рассказывают, к каким народным календарным праздникам они приурочены.)
5. Повторение загадок.
— Ребята, вы любите отгадывать загадки? Помните, что отгадать загадку может только внимательный и сообразительный человек.
1.Не зверь, не птица,
А нос — как спица. Кто это?
2.На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее,
В руках ее не удержать,
И на коне не обогнать.
3.На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
4.Шел долговяз —
В сыру землю увяз.
5.В траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост оторвет —
другой наживет.
6.Круглое, румяное,
С дерева упало —
Любе в рот попало.
7.Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
И поделится медком.
8.Хороводом и в ряд —
В шляпках молодцы стоят.
9.Золотой клубочек
Спрятался в дубочек.
10.Идут, идут,
А с места не сойдут.
Ответы: 1. Комар. 2. Вода. 3. Сом. 4. Дождь. 5. Ящерица 6. Яблоко. 7. Пчела. 8. Грибы. 9. Желудь. 10. Часы.
(Учащемуся, разгадавшему большее количество загадок, вручается медаль «Хороша загадка, если есть отгадка».)
6. Повторение пословиц.
— Буду проверять сейчас
Я пословицы у вас.
Ведь это о них говорил великий русский поэт А. Пушкин: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей. Что за золото!»
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится —
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья!
Т. Любимова
— Продолжите пословицы и поговорки:
• Что посеешь, ... (то и пожнешь).
• Без труда ... (не выловишь и рыбку из пруда).
• Сделал дело — ... (гуляй смело).
• С кем поведёшься, ... (от того и наберёшься).
• Чем дальше в лес, ... (тем. больше дров).
• Что написано пером — ... (не вырубишь топором).
• Умел в гости звать, ... (умей и угощать).
• Как аукнется,... (так и откликнется).
• За двумя зайцами погонишься,... (ни одного не поймаешь).
• Готовь сани летом, ... (а телегу зимой).
• Семь раз отмерь, ... (один отрежь).
(Победителю вручается медаль «Пословица не зря молвится».)
IV. Подведение итогов урока
— Вот и подошел к концу наш урок. Хочется отметить, что красота земли белорусской и русской делает из людей не только мастеров красноречия, но и мастеров, и художников различных промыслов.
(Учитель обоащает внимание учащихся на выставку изделий народных умельцев. Дети рассматривают экспонаты.)
— Я думаю, что этот урок приблизил вас к истокам народного красноречия. Вы познакомились с пословицами, небылицами, загадками, которые знали еще ваши бабушки и дедушки.
Знать традиции своего народа необходимо каждому человеку. Иначе вырастут «Иваны, родства не помнящие». Вы много сегодня заработали медалей, значит, умеете дружить с устным народным творчеством и сумеете передать другим те пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, загадки, которые знаете. И снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков.
V. Домашнее задание
Прочитать стихи об осени.
Урок № 17
Внеклассное чтение:
Тема: Путешествие по волшебным сказкам Ш. Перро
Цели:
- познакомить учащихся со сказками Ш. Перро;
- вызвать интерес к чтению новых сказок;
- закрепить умение анализировать сказки;
- развивать память, логическое мышление, речь, воображение, способность к творчеству;
- воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
Оборудование: выставка книг Ш. Перро. Сборник сказок зарубежных писателей «счастливый принц».
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Давайте поприветствуем сегодняшний день.
- Здравствуй, день!
- каким вы хотите его видеть?
(Дети отвечают по цепочке).
2. Вступительное слово учителя.
- С раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, их вам рассказывали мамы и бабушки, а потом вы сами научились читать. Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир, населённый великанами, огромными змеями, волшебными птицами, прекрасными принцессами, добрыми молодцами.
Сегодня мы вспомним любимые сказки, побываем в гостях у любимых героев, поиграем. Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые. Назовите их.
(ответы детей).
Вы уже знаете, что сказка один из любимых жанров в литературе народов мира. И нет такого народа, который бы не слагал сказки.
перед вами сборник сказок зарубежных писателей. рассмотрите книгу. Найдите содержание и прочитайте фамилии авторов этого сборника. Какие фамилии вам знакомы? Назовите сказки этих писателей.
Создавая сказки, люди мечтали о светлой жизни, где правит справедливость, где добро побеждает зло.
- Вспомните какие бываю сказки. (Волшебные, бытовые и сказки о животных)
Как называют человека, который сочиняет сказки?
- Каких писателей-сказочников вы знаете?
3. Краткий рассказ о писателе.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказками великого французского сказочника. Посмотрите на волшебный экран.
ААААААААААА
ОООШАРЛЬООО
УУУПЕРРОВВВВ
ЮЮЮЮЮЮЮЮ
Давным-давно (300 лет тому назад) в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали почти одинаково. Один брат стал адвокатом, второй выучился на врача, третий стал ученым богословом и математиком, четвертый — главным сборщиком налогов, а самый младший — Шарль Перро — посвятил себя делам государственным. Но государственные заслуги этого человека быстро забылись, а запомнилось совершенно другое — сказки господина генерального секретаря. Правда, не обошлось здесь без загадок: книга была подписана именем одиннадцатилетнего сына Шарля Перро Пьером. Ведь сочинение сказок считалось очень несерьезным делом, да еще для взрослого человека. Однако истина восторжествовала. К третьему изданию авторство было возвращено досточтимому Шарлю Перро. А сами сказки стали гордостью французской литературы.
IV. Игра «Из какой мы сказки?»»
— А сейчас мы проверим, как вы знаете сказки Шарля Перро. Возле доски находится выставка книг. Но названия книг спрятаны. Сейчас я зачитаю небольшие отрывки из сказок. Ваша задача — определить, из какой сказки эти строки.
1. Сказка начинается так: «Ко дню рождения внучки бабушка подарила ей...». А что подарила, не скажу, а то вы сразу догадаетесь. («Красная Шапочка».)
2. «И до чего же он был мал! Родился он совсем крохотным. Право, не больше мизинчика. И рос плохо. Так и прозвали его...». («Мальчик-с-пальчик».)
3. «Король услыхал этот крик, приоткрыл дверцу кареты и, узнав кота, который столько раз приносил ему в подарок дичь, сейчас же послал свою стражу выручать маркиза де Карабаса», («Кот в сапогах».)
4. «Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а затем и все в доме прозвали ее...». («Золушка».)
5. «Молодая женщина обезумела от ужаса и уронила из рук ключ. Опомнившись, она подняла его, заперла дверь и, вся бледная, пошла в свою комнату». («Синяя Борода».)
— Молодцы, вы хорошо знаете сказки Шарля Перро. А сегодня мы познакомимся со сказкой « Подарки феи».
V. Работа с текстом
1. Чтение сказки учителем.
2. Проверка впечатлений.
— Понравилась ли сказка? Почему?
— Какие герои встретились в сказке?
Лексическая работа:
спесивы (спесь)
заносчивость
кроткая
источник
учтивость
бранить
замешкалась
жемчуг
алмаз
4. Анализ художественного произведения.
- Что произошло однажды с младшей дочкой?
— Почему мать отправила свою любимую дочку к источнику?
— Что с ней произошло у источника?
— Что было дальше?
— Почему она не хотела идти?
— Почему мать выгнала младшую дочь из дома?
5. Повторное чтение учениками по цепочке.
6. Обобщение прочитанного.
— Какой момент сказки вам показался самым интересным?
— Кто из героев вам особенно понравился? Почему?
— Когда вам было особенно грустно?— Почему сказка так названа?
— Чему учит эта сказка?
Физкультминутка
А теперь пора нам отдохнуть,
В сказочной стране глубоко вздохнуть.
Мы будем весело шагать
По тропе волшебной,
Со сказочными героями хорошо
На двух ногах
И на одной скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями пробежать бегом
И отдохнуть потом.
Работа в группах
Применить информацию сегодняшнего урока и узнать что-то новое вы сможете, поработав в группах. Предлагаю свободный выбор, Слушайте задания.
Задание для 1-й группы
Вспомните сказки Ш. Перро и разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
4. Предмет, которым уколола себе руку спящая красавица.
6. Предмет, под который спрятала мальчиков жена людоеда.
7. Овощ, из которого была сделана карета Золушки.
По вертикали:
1. Что собирала Красная Шапочка, идя по дороге к бабушке?
2. Кем был по профессии отец Мальчика-с-пальчик?
3. Что получил в наследство от отца старший брат в сказке «Кот в сапогах»?
5. Из чего была сделана туфелька Золушки?
8. Что увидела у себя под ногами принцесса из сказки «Рике-Хохолок», когда гуляла по лесу?
Ответы: по горизонтали: 4. Веретено. 6. Кровать. 7. Тыква; по вертикали: 1. Цветы. 2. Дровосек. 3. Мельница, 5. Хрусталь. 8. Кухня.
Задание для2-й группы
Рассказать коротко свою любимую сказку Ш. Перро.
Задание для3-й группы
Дописать героев сказок Ш. Перро.
Зол... (Золушка), Люд... (Людоед), Маркиз де... (Карабас), Волшебница Сир... (Сирень), Синяя Б... (.Борода), Рике-Хо.,. (Рике- Хохолок).