IV. Подготовка к восприятию произведения

1.Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством, совершим путешествие в таинственный и прекрас­ный мир сказок.

В своей жизни вы часто слышали слово «жадность». Что оно означает."?

— Каким цветом можно изобразить жадность?

3. Учитель читает рассказ.

Жадина

Ребята отправились на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке и достали пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые дали им с собой мамы. И только Марина никому ничего не предлагала. Вскоре у нее появилась красивая большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломала кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет.

— У-у, жадина, — сказал Сережа.

— Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я дол­жна с вами делиться? — сказала Марина и пошла играть.

— Можно ли назвать Марину жадной?

— Есть ли у Марины друзья в классе?

— Может ли жадный человек прожить счастливо?

4. Учитель читает стихотворение.

Жадных нет

Жадные! Поднимите руки! Сколько жадных? Жадные, жадины и жадюги! Надо же знать! Нету рук... Пять? Двадцать пять?

Вдруг жадных не стало. Или сто двадцать пять?

Как не бывало. Сколько жадных?

Ну хоть бы мало!

Две-три штуки! Смотрим тщательно.

Поднимите руки, Жадных нет?

Жадные девочки, Замечательно.

Жадные мальчики...

Поднимите хотя бы пальчики!

— Ребята, можно назвать жадного человека бережливым?

— Почему замечательно, если в классе нет жадных детей?

— Встречаются ли в сказках жадные животные?

— Давайте познакомимся со сказкой «Два жадных медве­жонка».

V. Работа с текстом сказки «Дважадных медвежонка»

1. Чтение сказки учителем (с. 41).

2. Проверка первичного восприятия.

— Понравилась л и вам сказка ? Почему ?

— Какие герои встретились в сказке?

3. Лексическая работа.

• Пуще — сильнее, больше.

• Плутовка — хитрая, обманщица.

• С укоризной — с укором, осуждающе.

4. Чтение текста учащимися (жужжащее чтение).

5. Обсуждение прочитанного.

— Где жила старая медведица и ее медвежата?

— Почему медвежата ушли от матери?

— Какой наказ они получили?

— Что нашли медвежата на дороге?

— Почему они не смогли сразу поделить сыр?

— Как вы понимаете выражение «жадность одолела»?

— Кто пришел на помощь животным?

— Почему медвежата так ине наелись сыра?

— Чему научила медвежат лиса?

6. Составление плана:

а) прочитать сказку и разделить ее на части;

б) озаглавить каждую часть сказки.

7. Выразительное чтение.

— Передайте голосом притворно-ласковый тон лисы, недру­желюбие медвежат.

8. Сравнение персонажей.

— Сравните лису в русской народной сказке «Лиса и журавль» и венгерской народной сказке «Два жадных медвежонка». (В рус­ской сказке лиса наказана по заслугам — ее проучил журавль, в венгерской — лиса обхитрила медвежат, выделив им две крош­ки сыра, в то время как сама съела почти целую головку.)

— Подберите к словам «понурые», -самая малость» слова, близкие по значению.

Найди 11 отличий

IV. Подготовка к восприятию произведения - student2.ru


Итог урока. Рефлексия.

Дом. Задание прочитать и пересказать сказку

Урок № 16

Тема: Обобщающий урок по теме «Страна народного творчества»

Цель: проверить уровень знаний и сформированность читатель­ских умений по разделу; закреплять знания о произведениях устного народного творчества, формировать представление об их жанровых особенностях; развивать умение читать выразительно, инсценировать произведения малых жанров; создавать условия для активной позна­вательной деятельности, расширения словарного запаса; способство­вать развитию памяти, внимания, интереса к чтению.

Оборудование: выставка книг, образцы изделий народных умель­цев, игрушки, медали «Лучшему скороговорщику», «Знаток сказок», «Хороша загадка, если есть отгадка», «Пословица не зря молвится», аудиозапись песни «Белоруссия» (муз. А. Н. Пахмутовой, сл. Н. Д. До­бронравова), ромашка, на лепестаках которой написаны названия жан­ров фольклора (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, сказки, былины)

Предварительная работа: учащиеся готовят инсценировку небылиц.

Подготовка к уроку: на партах, расставленных буквой «П», лежат книги, игрушки. У доски — выставка изделий народных умельцев.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит песня «Белоруссия». Учащиеся входят в класс и рас­саживаются по местам.

II. Вступительное слово учителя

— Сегодня урок литературного чтения пройдет в форме пу­тешествия по Стране народного творчества. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество, что к нему относится?

(Учащиеся отвечают, учитель вывешивает на доске лепестки ромашки, с названиями жанров фольклора.)

— Устное народное творчество возникло в глубокой древ­ности. Оно включает в себя разные виды произведений: песни, сказки, пословицы, загадки, поговорки, былины, потешки, ча­стушки, скороговорки — всего не перечислишь. Их сочиняли талантливые люди из народа и передавали друг другу устно (пи­сать тогда еще не умели). Каждый новый исполнитель сказки, былины или песни добавлял к услышанному что-то свое. Вот почему мы и говорим, что автор таких произведений — народ.

На ваших столах и на книжной выставке много книг, просмо­трев которые, вы смогли еще раз убедиться, что устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь.

Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбель­ные песенки, подрастая, вы слушали потешки, пестушки. сказки.

III. Закрепление изученного материала

I. Повторение колыбельных песен, потешек, пестушек (уча­щиеся рассказывают наизусть или читают).

К доске выходят девочки, садятся на стульчики, качают ку­кол и поют:

Баю-баюшки-баю, Он ухватит за бочок

Не ложися на краю! И потащит во лесок.

Придёт серенький волчок, И потащит во лесок,

Он ухватит за бочок. Под ракитовый кусток...

— Что приговаривают, когда купают ребенка?

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба —

На пустой лес, на чистую воду,

Под гнилую колоду...

— А как играют с малышами?

Ладушки Коза

Ладушки, ладушки! Идёт коза рогатая,

Испечём оладушки. Идёт коза бодатая.

На окно поставим — Ножками топ-топ,

Остывать заставим. Глазками хлоп-хлоп!

Воробышки прилетели, Кто каши не ест.

Все оладушки поели. Молока не пьет.

Кыш! И улетели! Забодает, забодает!
На головку сели.

— Подрастают детки, начинают играть во дворе с друзьями. А как обойтись в игре без считалки? Ну-ка, ребята, в круг!

Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, на базар. Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, что купили? Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, самовар. Аты-баты, это я!

Игра «Придумай слово»

Учащиеся по очереди называют слова, связанные с устным народным творчеством: первый игрок называет слово на бук­ву А, второй — на Б и т. д. Если кто-то замешкался, все дети считают: «Раз! Два! Три! Ты выходишь из игры!» Если игрок не успевает назвать слово, он выбывает. Игра продолжается.

2. Повторение скороговорок.

Смело «бой скороговорок»

Я прошу сейчас начать.

Кто-то пусть скороговорит —

Остальных прошу молчать!

А ну, кто смелый, выходи!

Скороговорку быстро говори!

(Дети по очереди рассказывают скороговорки. Победителю вручается медаль «Лучшему скороговорщику».)

— Ребята, вы любите читать сказки? А кто сказал эти му­дрые слова: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молод­цам урок!»? (А. Пушкин.)

— Попробуйте узнать сказку, о которой говорится в загадке.

1.А дорога далека, 4. Красна девица грустна:

А корзинка нелегка. Ей не нравится весна.

Сесть бы на пенёк, Ей на солнце тяжко,

Съесть бы пирожок. Слёзы льет бедняжка.

2.Ах ты, Петя — простота. 5. Он от бабушки ушёл,

Сплоховал немножко. Он от дедушки ушёл.

Не послушал ты кота, Отгадайте без подсказки,

Выглянул в окошко. Из какой он сказки?

3.Нет ни речки, ни пруда. 6. Отворили дверь козлята...

Где воды напиться? И пропали все куда-то.

Очень вкусная вода

В яме от копытца.

{Ответы: 1. «Машенька и медведь». 2. «Петушок — золо­той гребешок».

3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 4. Снегурочка». 5. «Колобок». 6. «Волк и семеро козлят».) (Победителю вручается медаль «Знаток сказок».)

3. Повторение небылиц, прибауток (инсценировка учащимися). — А теперь давайте расскажем небылицы, прибаутки, шутки.

—Федул, чего губы надул?

—Кафтан сжёг.

—Зашить можно.

—Иглы нету.

—А велика ли дыра-то?

—Один воротник остался.

—Тит, а Тит! Иди молотить!

—Брюхо болит!

—Тит, иди кашу есть!

—А где моя большая ложка?

Вот приехали два брата

Во деревню из села.

Одного зовут Ерёма,

А другого звать Фома.

Вот Ерёма купил лодку,

А челнок без дна.

— Ну?

- Да!

Вот Ерёма стал тонуть,

Фому за ноги тянуть.

Вот Фома пошёл на дно,

А Ерёма там давно.

4. Повторение обрядовых песен.

— Исстари человек верил в магическую силу слов, заклинал ими природу, обращался за помощью к солнцу, земле, ветру, воде.

Солнышко-ведёрышко, Радуга-дуга!

Выгляни в окошечко. Не давай дождя.

Твои детки плачут. Давай солнышка

По камушкам скачут. Колоколнышка!

— Русский и белорусский народы жили рядом и многое пе­ренимали друг у друга. Они умели трудиться, а по праздни­кам веселиться. Есть у нашего народа шутка-прибаутка: «Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поет». Давайте вспомним обрядовые песни.

(Учащиеся читают из книг песни, рассказывают, к каким на­родным календарным праздникам они приурочены.)

5. Повторение загадок.

— Ребята, вы любите отгадывать загадки? Помните, что от­гадать загадку может только внимательный и сообразительный человек.

1.Не зверь, не птица,

А нос — как спица. Кто это?

2.На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать,

И на коне не обогнать.

3.На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

4.Шел долговяз —

В сыру землю увяз.

5.В траве мелькает,

Хвостом виляет,

Хвост оторвет —

другой наживет.

6.Круглое, румяное,

С дерева упало —

Любе в рот попало.

7.Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

И поделится медком.

8.Хороводом и в ряд —

В шляпках молодцы стоят.

9.Золотой клубочек

Спрятался в дубочек.

10.Идут, идут,

А с места не сойдут.

Ответы: 1. Комар. 2. Вода. 3. Сом. 4. Дождь. 5. Ящерица 6. Яблоко. 7. Пчела. 8. Грибы. 9. Желудь. 10. Часы.

(Учащемуся, разгадавшему большее количество загадок, вру­чается медаль «Хороша загадка, если есть отгадка».)

6. Повторение пословиц.

— Буду проверять сейчас

Я пословицы у вас.

Ведь это о них говорил великий русский поэт А. Пушкин: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей. Что за золото!»

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится —

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья!

Т. Любимова

— Продолжите пословицы и поговорки:

• Что посеешь, ... (то и пожнешь).

• Без труда ... (не выловишь и рыбку из пруда).

• Сделал дело — ... (гуляй смело).

• С кем поведёшься, ... (от того и наберёшься).

• Чем дальше в лес, ... (тем. больше дров).

• Что написано пером — ... (не вырубишь топором).

• Умел в гости звать, ... (умей и угощать).

• Как аукнется,... (так и откликнется).

• За двумя зайцами погонишься,... (ни одного не поймаешь).

• Готовь сани летом, ... (а телегу зимой).

• Семь раз отмерь, ... (один отрежь).

(Победителю вручается медаль «Пословица не зря молвится».)

IV. Подведение итогов урока

— Вот и подошел к концу наш урок. Хочется отметить, что красота земли белорусской и русской делает из людей не только мастеров красноречия, но и мастеров, и художников различных промыслов.

(Учитель обоащает внимание учащихся на выставку изделий народных умельцев. Дети рассматривают экспонаты.)

— Я думаю, что этот урок приблизил вас к истокам народно­го красноречия. Вы познакомились с пословицами, небылицами, загадками, которые знали еще ваши бабушки и дедушки.

Знать традиции своего народа необходимо каждому челове­ку. Иначе вырастут «Иваны, родства не помнящие». Вы много сегодня заработали медалей, значит, умеете дружить с устным народным творчеством и сумеете передать другим те послови­цы, поговорки, скороговорки, шутки, загадки, которые знаете. И снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков.

V. Домашнее задание

Прочитать стихи об осени.

Урок № 17

Внеклассное чтение:

Тема: Путешествие по волшебным сказкам Ш. Перро

Цели:

  • познакомить учащихся со сказками Ш. Перро;
  • вызвать интерес к чтению новых сказок;
  • закрепить умение анализировать сказки;
  • развивать память, логическое мышление, речь, воображение, способность к творчеству;
  • воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование: выставка книг Ш. Перро. Сборник сказок зарубежных писателей «счастливый принц».

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Давайте поприветствуем сегодняшний день.

- Здравствуй, день!

- каким вы хотите его видеть?

(Дети отвечают по цепочке).

2. Вступительное слово учителя.

- С раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, их вам рассказывали мамы и бабушки, а потом вы сами научились читать. Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир, населённый великанами, огромными змеями, волшебными птицами, прекрасными принцессами, добрыми молодцами.

Сегодня мы вспомним любимые сказки, побываем в гостях у любимых героев, поиграем. Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые. Назовите их.

(ответы детей).

Вы уже знаете, что сказка один из любимых жанров в литературе народов мира. И нет такого народа, который бы не слагал сказки.

перед вами сборник сказок зарубежных писателей. рассмотрите книгу. Найдите содержание и прочитайте фамилии авторов этого сборника. Какие фамилии вам знакомы? Назовите сказки этих писателей.

Создавая сказки, люди мечтали о светлой жизни, где правит справедливость, где добро побеждает зло.

- Вспомните какие бываю сказки. (Волшебные, бытовые и сказки о животных)

Как называют человека, который сочиняет сказки?

- Каких писателей-сказочников вы знаете?

3. Краткий рассказ о писателе.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказками великого французского сказочника. Посмотрите на волшебный экран.

ААААААААААА

ОООШАРЛЬООО

УУУПЕРРОВВВВ

ЮЮЮЮЮЮЮЮ

Давным-давно (300 лет тому назад) в одной стране (она назы­вается Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так по­хожи друг на друга, что даже писали почти одинаково. Один брат стал адвокатом, второй выучился на врача, третий стал ученым богословом и математиком, четвертый — главным сборщиком на­логов, а самый младший — Шарль Перро — посвятил себя делам государственным. Но государственные заслуги этого человека быстро забылись, а запомнилось совершенно другое — сказки гос­подина генерального секретаря. Правда, не обошлось здесь без загадок: книга была подписана именем одиннадцатилетнего сына Шарля Перро Пьером. Ведь сочинение сказок считалось очень несерьезным делом, да еще для взрослого человека. Однако истина восторжествовала. К третьему изданию авторство было возвраще­но досточтимому Шарлю Перро. А сами сказки стали гордостью французской литературы.

IV. Игра «Из какой мы сказки?»»

— А сейчас мы проверим, как вы знаете сказки Шарля Перро. Возле доски находится выставка книг. Но названия книг спря­таны. Сейчас я зачитаю небольшие отрывки из сказок. Ваша задача — определить, из какой сказки эти строки.

1. Сказка начинается так: «Ко дню рождения внучки бабуш­ка подарила ей...». А что подарила, не скажу, а то вы сразу догадаетесь. («Красная Шапочка».)

2. «И до чего же он был мал! Родился он совсем крохотным. Право, не больше мизинчика. И рос плохо. Так и прозвали его...». («Мальчик-с-пальчик».)

3. «Король услыхал этот крик, приоткрыл дверцу кареты и, узнав кота, который столько раз приносил ему в подарок дичь, сейчас же послал свою стражу выручать маркиза де Карабаса», («Кот в сапогах».)

4. «Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а затем и все в доме прозвали ее...». («Золушка».)

5. «Молодая женщина обезумела от ужаса и уронила из рук ключ. Опомнившись, она подняла его, заперла дверь и, вся блед­ная, пошла в свою комнату». («Синяя Борода».)

— Молодцы, вы хорошо знаете сказки Шарля Перро. А сегодня мы познакомимся со сказкой « Подарки феи».

V. Работа с текстом

1. Чтение сказки учителем.

2. Проверка впечатлений.

— Понравилась ли сказка? Почему?

— Какие герои встретились в сказке?

Лексическая работа:

спесивы (спесь)

заносчивость

кроткая

источник

учтивость

бранить

замешкалась

жемчуг

алмаз

4. Анализ художественного произведения.

- Что произошло однажды с младшей дочкой?

— Почему мать отправила свою любимую дочку к источнику?

— Что с ней произошло у источника?

— Что было дальше?

— Почему она не хотела идти?

— Почему мать выгнала младшую дочь из дома?

5. Повторное чтение учениками по цепочке.

6. Обобщение прочитанного.

— Какой момент сказки вам показался самым интересным?

— Кто из героев вам особенно понравился? Почему?

— Когда вам было особенно грустно?— Почему сказка так названа?

— Чему учит эта сказка?

Физкультминутка

А теперь пора нам отдохнуть,

В сказочной стране глубоко вздохнуть.

Мы будем весело шагать

По тропе волшебной,

Со сказочными героями хорошо

На двух ногах

И на одной скакать,

Руками весело махать,

Смотреть по сторонам кругом,

С друзьями пробежать бегом

И отдохнуть потом.

Работа в группах

Применить информацию сегодняшнего урока и узнать что-то новое вы сможете, поработав в группах. Предлагаю свободный выбор, Слушайте задания.

Задание для 1-й группы

Вспомните сказки Ш. Перро и разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

4. Предмет, которым уколола себе руку спящая красавица.

6. Предмет, под который спрятала мальчиков жена людоеда.

7. Овощ, из которого была сделана карета Золушки.

По вертикали:

1. Что собирала Красная Шапочка, идя по дороге к бабушке?

2. Кем был по профессии отец Мальчика-с-пальчик?

3. Что получил в наследство от отца старший брат в сказке «Кот в сапогах»?

5. Из чего была сделана туфелька Золушки?

8. Что увидела у себя под ногами принцесса из сказки «Рике-Хохолок», когда гуляла по лесу?

Ответы: по горизонтали: 4. Веретено. 6. Кровать. 7. Тыква; по вертикали: 1. Цветы. 2. Дровосек. 3. Мельница, 5. Хрус­таль. 8. Кухня.

IV. Подготовка к восприятию произведения - student2.ru

Задание для2-й группы

Рассказать коротко свою любимую сказку Ш. Перро.

Задание для3-й группы

Дописать героев сказок Ш. Перро.

Зол... (Золушка), Люд... (Людоед), Маркиз де... (Карабас), Волшебница Сир... (Сирень), Синяя Б... (.Борода), Рике-Хо.,. (Рике- Хохолок).

Наши рекомендации