Дополнительное образование
Содержание термина "дополнительное образование" и его виды определены в статье 14 "Кодекса Республики Беларусь об образовании":
Дополнительное образование – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Дополнительное образование подразделяется на следующие виды:
- дополнительное образование детей и молодежи;
- дополнительное образование взрослых.
Дополнительного образования взрослых:
– для повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
– переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;
– переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование;
– стажировки руководящих работников и специалистов;
– специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей;
– повышения квалификации рабочих (служащих);
– переподготовки рабочих (служащих);
– профессиональной подготовки рабочих (служащих);
– обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);
– обучения в организациях;
– совершенствования возможностей и способностей личности;
– подготовки лиц к поступлению в учреждения образования РБ.
К видам учреждений дополнительного образования взрослых отнесены:
– академия последипломного образования;
– институт повышения квалификации и переподготовки;
– институт развития образования;
– центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
– центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих.
Дополнительное образование детей и молодежи:
Научно-исследовательские проекты, художественное творчество, техническое творчество, туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность:интеллектуальные конкурсы, олимпиады, конференции, мероприятия, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащихся и пропаганду здорового образа жизни, акции, интернет-конференции, информационные кампании, театрализованные представления, конкурсы и т.д.
Развитиедетских и молодежных общественных объединений,КВН-движения, интеллектуальных игр является одной из приоритетных сфер деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Она реализуется через совместные проекты, программы, мероприятия, нацеленные на развитие социальной активности учащихся.
Вопрос № 4.
Специальное образование– обучение и воспитание обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Специальное образованиевключает создание специальных условий для получения образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.
Получение дошкольного или общего среднего образования лицами с особенностями психофизического развития включает оказание им коррекционно-педагогической помощи.
Получение профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития включает создание специальных условий для получения ими образования с учетом особенностей их психофизического развития.
Коррекционно-педагогическая помощь - это система педагогических мероприятий, организуемых для лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается в пунктах коррекционно-педагогической помощи, а также в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
К специальным дошкольным учреждениям относятся:
- специальный ясли-сад;
- специальный детский сад;
- республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Специальный ясли-сад – специальное дошкольное учреждение для лиц с особенностями психофизического развития раннего и дошкольного возраста Специальный детский сад – специальное дошкольное учреждение для лиц с особенностями психофизического развития дошкольного возраста Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха – специальное дошкольное учреждение с круглогодичным режимом пребывания для лиц с особенностями психофизического развития дошкольного возраста с нарушением слуха
Вопрос № 5.