Этапы и факторы развития общественной организации как эколого-образовательного сообщества педагогов
Создание общественной организации как устойчивого сообщества со своими характерными признаками, традициями, общими событиями и пр. – достаточно длительный процесс. На рис. 2 представлена общая структура ОО как субъекта согласованной деятельности ее участников.
Рис. 2 Структура общественной организации
Модель становления и развития неформального сообщества в форме эколого-образовательной общественной организации рассмотрим на примере Санкт-Петербургской общественной организации «Федерация экологического образования» (СПб ОО ФЭО).
ФЭО – межрегиональное общественное объединение, активно пропагандирующее передовой опыт по развитию системы непрерывного ЭО, поддерживающее гражданские права и интересы работников сферы ЭО, науки и культуры. ФЭО – одна из успешных моделей профессионально-экологического сообщества, которая была основана в 1994 г., получила юридический статус в 1997 г. и действует по настоящее время.
Обозначим основные этапы становления и развития СПб ОО ФЭО как профессионального эколого-образовательного сообщества.
1. Формирование «ядра» сообщества на основе инициативы единомышленников-профессионалов, готовых активно взаимодействовать, вступать в кооперацию. Ядро сообщества, как правило, формируется из профессионалов, которые будут выполнять роли «генераторов идей» и организаторов жизни сообщества. Общность ядра формируется на основе общей цели, насыщенных профессионально-личностных отношений и организации регулярных встреч. В состав «ядра» ФЭО вошли не только педагоги всех ступеней образования, но и представители экологических административно-управленческих и бизнес структур (см. гл. 2.3).
Для образовательного сообщества важно, чтобы идея его создания была общественно значимой и находила поддержку (гласную или негласную) региональных образовательных структур.
2. Принятие групповых ценностей, политики и организационной структуры сообществаоформляется в виде устава организации, в котором отражаются цель, задачи и основные направления деятельности ОО. Определяется также общая политика организации – план действий и принятия решений, которые облегчают достижение поставленных целей.
Постоянно действующим руководящим органом ФЭО является научно-координационный Совет, который координирует работу и созывает общее собрание организации. Общее собрание является высшим руководящим органом ОО. Президиум научно-координационного Совета, возглавляемый президентом ФЭО, решает текущие вопросы и организует работу инициативных групп по различным направлениям деятельности ОО (Приложения 1, 2).
Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.
3. Оформление ОО как юридического лица не является обязательной процедурой, однако, поиск источников финансирования, информационной и других видов поддержки со стороны государственных органов, различных фондов и организаций мотивирует процесс юридической регистрации ОО. Этот процесс требует наличия профессионалов и повышения компетентности «ядра» сообщества в организационно-правовой деятельности.
4. Проектирование механизма согласованной деятельности, позволяющей инициировать и реализовывать различные проекты, организовывать регулярные встречи, общие события, мероприятия внутри сообщества, обеспечивающие вовлечение и взаимодействие всех возможных участников сообщества. В ходе формирования инициативных групп и структур происходит отработка норм и правил деятельности организации, налаживание устойчивых связей, координация усилий ее отдельных членов, делегирование полномочий и пр.
Согласованная деятельность направлена на достижение эффекта синергии путем обеспечения условий для согласованных действий, кооперации и интеграции индивидов в группах. При разработке проектов, мероприятий сообщества анализируются не только возможные формы их проведения, но и необходимые ресурсы (место проведения, средства, социальные партнеры и др.). Деятельность по поиску источников финансирования (файндрайзинг) – неотъемлемая составляющая развития ОО.
5. Регулярное проведение общих событий сообщества: встреч, семинаров, акций, образовательных проектов и др. Общие события сообщества и аналитическая деятельность дают возможность наиболее полно использовать потенциал участников сообщества путем привлечения их в качестве организаторов (менеджеров), активных участников педагогических проектов, акций, авторов и соавторов педагогических концепций, технологий, статей, учебных пособий и др. Разносторонняя эколого-образовательная деятельность, новые инициативы и информационная поддержка обеспечивают формирование авторитета сообщества, его имиджа в образовательной среде города.
6. Формирование структуры (сети) взаимодействия социальных партнеров за счет горизонтальной и вертикальной интеграции.
Горизонтальная интеграция объединяет участников и организации внутри одной или близких отраслей деятельности – это педагоги и образовательные учреждения всех ступеней, другие ОО. Используемые технологии при такой интеграции, как правило, понятны партнерам и быстро воспринимаются, что повышает эффективность деятельности.
Вертикальная интеграция в целом характеризуется как межотраслевая и объединяет усилия разных (по масштабам, социальному статусу и пр.) организаций для достижения общих целей. Ее ресурсный потенциал заключается в принятии и использовании новых для партнеров технологий и практик, взаимовыгодном использовании организационных и/или финансовых преимуществ партнеров, среди которых государственные природоохранные структуры, социально-культурные учреждения, бизнес-структуры и др. Вертикальная интеграция характерна также для зонтичной структуры общественных организаций (гл. 2.5).
7. Развитие научно-педагогического потенциала и расширение деятельности ОО на основе социокультурных механизмов взаимодействия и выход на социальные эффекты деятельности. ОО использует свои связи с социальными партнерами, многоканальные источники финансирования, репутацию организации в целом и ее лидеров (имидж ОО). Деятельность ОО направлена на удовлетворение профессионально-личностных потребностей педагогов в условиях модернизации российской системы образования, развития эколого-образовательной теории и практики (Приложение 2).
В целом на задачи, планы развития, особенности деятельности ОО может влиять множество факторов. Эти факторы можно подразделить на внутренние, обусловленные спецификой деятельности самого сообщества, и внешние, диктуемые различными обстоятельствами [39]. В таблице 2 представлены факторы возможного влияния на ОО.
Таблица 2