Культура жизненного самоопределения — осознание человеком себя как субъекта собственной
жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки. Готовность к самоопределению предполагает готовность к выбору своего трудового, профессионального пути, осознания собственных интересов, индивидуальных психологических особенностей своей личности и складывается прежде всего из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззрения.
Мировоззрение — система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Его структуру составляют знания, взгляды и убеждения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире. Определяющее условие формирования мировоззрения — перевод знаний в стойкие убеждения. Убеждения — прочно сложившиеся взгляды, основанные на глубоком признании их верности и неопровержимости, ставшие принципами и мотивами поведения.
Мировоззрение формируется в результате овладения философскими знаниями, современными научными достижениями и методами познания. Одновременно в этом процессе развиваются воля и чувства. Все учебные предметы через систему усваиваемых знаний создают научную картину мира на материалистической и диалектической основе в нерелигиозных образователь-
ных учреждениях. Переход знаний в стойкие убеждения осуществляется более интенсивно, когда учащиеся вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся применять знания на практике. «Процесс формирования убеждений должен идти медленно. Но как только они сформировались, нужно уметь их защищать» (М. Ганди).
Критерии оценки уровня сформированности мировоззрения:
1.Оптимальное усвоение важнейших понятий, законов,
теорий, имеющих определяющее значение для понимания
сущности процессов развития природы, общества, мышления.
2. Устойчивое, осознанное, личностное отношение к изуча
емому материалу, его мировоззренческому содержанию.
3. Стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
4. Проявление убежденности в повседневной деятельности
и поведении.
Одним из стержневых мировоззренческих компонентов выступает понимание смысла жизни вообще и каждого конкретного человека в частности.
Смысл личностный — понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» (Л. Н. Толстой). Осознается как «значение —для-меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы. Определение личностного смысла выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания. Каждый, чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, должен понять зачем он живет, каков личностный и общественный смысл его существования и деятельности. Неумение осознать смысл собственной жизни приводит к тому, что человек не находит в ней места, не раскрывает свой внутренний потенциал. Утрата смысла жизни приводит к депрессии и даже попыткам самоубийства. «Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть» ( В. Франкл).
Обретение смысла собственной жизни складывается в процессе понимания ценности всего живого и каждого человека как венца творения природы, обогащения сознания «знанием всех богатств, которые выработало человечество», развития
своих способностей и склонностей, развития потребности в самореализации, самоактуализации, обретения профессии, отвечающей способностям и интересам личности.
Культура жизненного самоопределения формируется в процессе духовного воспитания — формирования ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Это — воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.
Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способна к самопознанию— пониманию себя как целостной личности. Оно включает самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Н.А. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.
Отдельно необходимо сказать о религиив системе формирования мировоззрения. Государственные образовательные учреждения любого уровня являются светскими. Ребенок в семье, в общении с другими детьми, в школе из курса истории, мировой художественной культуры, истории религий, из книг и СМИ узнает о Боге, различных церковных конфессиях. Но целенаправленное религиозное воспитание он может получать в семье или в религиозных учебных заведениях. Во всех других случаях ребенок по мере освоения мировоззренческих идей сам должен определить свое отношение к религии и выбору своего «пути к храму» , если это станет для него необходимым.
Интеллектуальная культура личности |
Интеллектуальная культуравключает в себя комплекс знаний и умений в области культуры умственного
труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, заниматься самообразованием. К интеллектуальным умениям относят общие (читать, писать, считать, излагать свои мысли) и специальные (читать карты, чертежи, пользоваться измерительными приборами и т. п.) учебные умения. Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспитания,которое осуществляется в процессе обучения и во внеклассной работе. Задачи умственного воспитания:
— формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании, всех видов мышления (теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстракт-
ного, категориального, индуктивного и дедуктивного, алгоритмического, репродуктивного и продуктивного (творческого), системного и др.), опыта познавательной деятельности, способности к творчеству;
— развитие эрудиции и кругозора, интеллектуальной свободы личности.
Осуществляется в учебном процессе, в процессе самообразования, совместной деятельности и общении с другими людьми. Показатели умственной воспитанности:наличие знаний основ наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения, одним из элементов которого является теоретическое мышление, представляющее собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.
Нравственная культура личности |
Нравственная культураформируется в процессе нравственного воспитания. Нравственное воспитание—
Формирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, способности к их совершенствованию, умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.
Мораль как форма общественного сознания — совокупность правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Мораль обусловлена обществом, однако человек свободен в выборе норм поведения, за который несет ответственность. «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» (И. Кант). Нравственную структуру личностисоставляют знания, чувства, отношения, поведение, воплощающиеся в нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральную мотивацию и этические оценки. Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.
В нравственном развитии личность проходит три уровня:доморальный — синкретический и конвенциональный и уровень автономной морали (С. Колберг). На доморальном уровне ребенок соблюдает принятые нормы из страха наказания, стремления не выпасть из определенной социальной группы. На уровне автономной морали происходит осознание
сущности нравственных понятий, принятие или непринятие тех или других, выбор нравственного поведения. Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение, вовлечение детей в разнообразную деятельность, предполагающую общение и нравственный выбор.
«Не хлебом единым жив человек. Многие предпочитают самоуважение» (М. Ганди). Формирование самоуважения личности — одна из значимых задач нравственного воспитания. Не уважая себя, человек никогда не научится уважать других людей. И. Гете писал, что самоуважение — исток нашей нравственности; способностью ценить других определяется наше поведение.
Составной частью нравственного воспитания является этическое воспитание — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, сознательной дисциплины. Одним из ведущих методов этического воспитания являются этические беседы.
Нравственное воспитание осуществляется, как и все направления воспитательной работы, и в процессе обучения, и во внеклассной, внешкольной работе. Содержание всех учебных предметов имеет нравственные аспекты. Предметы гуманитарного цикла, в центре которых стоит человек, вообще выступают как предметы человекознания, постижения нравственных аспектов его жизни и поведения. В естественно-ма- . тематических предметах нравственный аспект проявляется в судьбах ученых и их открытий, в отношении к ним человечества. Так, расщепление атома, приведшее к созданию атомной бомбы и атомных электростанций, не является ни нравственным, ни безнравственным. В предметах эстетического цикла проблемы нравственности пронизывают все искусство, в каких бы видах оно ни было представлено. Занятия физической культурой и трудовой деятельностью прежде всего ценны тем, что нравственные нормы и отношения формируются в непосредственном общении и взаимодействии.
Отдельно стоит сказать о роли компьютера в процессе нравственного или безнравственного становления личности. С одной стороны, возможность приобщиться к богатствам мировой культуры, вступить в широчайший контакт с людьми разных стран, разных профессий и интересов — неисчерпаемый источник формирования и постижения нравственных
норм и отношений. С другой — засоренность и бесконтрольность информации, которая размещается на разнообразных сайтах в Интернете, жестокие и безнравственные игры, построенные на обмане, жестокости, хитрости и предательстве; виртуальная реальность, в которой безнаказанно можно совершать любые преступления, превращает компьютер для подростков и молодежи в источник садистских развлечений, потребления порнографии, пробуждения самых низменных и порочных человеческих наклонностей. Это еще один пример того, как величайшее и гениальнейшее открытие человечества, каким является компьютер, сам же человек может превратить в своего жесточайшего врага.
Гражданская культура личности |
Внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием право-
вого сознания граждан, авторитетом общественного мнения и принудительной силой закона с помощью государственных правоохранительных органов. Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций. Основным источником права является Конституция. Когда прекращается нравственное отношение к жизни, возникает отклоняющееся от правовых норм, нарушающее их поведение. Оно порождает преступное сознание и извращенную антиобщественную мораль.
Гражданская культура игражданственность — результат гражданского воспитания. Гражданственность — нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
Гражданское воспитание — процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.
Вопрос о формировании культуры межнациональных отношений становится одним из острейших не только на всем постсоветском пространстве, но и в целом в мире. Национальная
и расовая терпимость и уважение к другим народам при развитом патриотическом чувстве к собственной стране, своему народу, культуре — противоядие фашизму, национальным раздорам и войнам.
Составными компонентами гражданского воспитания являются политическое и правовое воспитание. Политическое воспитание — формирование политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей. Формами политического воспитания могут быть политические информации — обзорные или тематические, информирующие о наиболее значимых политических событиях у нас и за рубежом, отвечающие на возникающие у школьников вопросы, но не навязывающие каких-либо жестких оценок и суждений; политбои, открытые трибуны, «глас народа», политическая панорама и т. п.; деятельность клубов, поисковая деятельность по местам боев, проведение фестивалей, международных обменов, встреч и т. п.
Правовое воспитание — процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, развитии правового сознания и законопослушного поведения, преодолении правового нигилизма. Формирование правового сознания и правопослуш-ного поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Государством и общественностью придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, высокой гражданской активности и ответственности.
Важнейший элемент правового сознания — нравственно-правовыеи политические чувства.Нравственно-правовым чувством является глубокое уважение к закону как проявлению воли народа. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести, которое становится внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление.Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, по-
ступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность вправопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. В процессе изучения дисциплин общественного блока, в специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности учащиеся постепенно овладевают элементарной юридической грамотностью, осознают права, обязанности и правовую ответственность.
Культура труда и экономическая культура личности |
Трудовое воспитание — совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Задачи:
— политехническая и начальная экономическая подготовка;
— выработка навыков и умений работы с простейшими ин
струментами и станками;
— формирование добросовестного отношения к труду, по
требности в нем, ответственности и чувства долга;
— подготовка к выбору профессии, профориентация.
Экономическое воспитание — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам, нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления. Экономическое сознание включает знания об основных законах рыночной экономики, умение осмысливать явления экономической жизни, понимать экономику как целостное явление.
Труд в виде производительного и начальное профессиональное образование являются необязательными в современной школе, а организуются, если есть возможность и желание родителей и учащихся, хотя общетрудовая и политехническая подготовка является актуальной для всех школьников. А.С. Макаренко указывал на то, что в процессе труда происходит не только физическое развитие, «но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека». Однако «не всякий труд воспитывает, а только труд определенным образом организованный».
Виды труда:учебный труд, труд на уроках труда, в мастерских, в системе дополнительного образования; общественно-полезный труд —самообслуживание в школе, благоустройство школы, двора дома, охрана природы, участие в деятельности социальных служб и благотворительных организаций; производительный труд — работа школьников в сельскохозяйственной сфере, в лагерях труда и отдыха, учебно-производственных комбинатах; бытовой труд — самообслуживание и выполнение обязанностей в семье.
Педагогические условия эффективности детского труда:общественная значимость, видимость получаемых результатов и их реальная востребованность, организация помощи, взаимопомощи и сотрудничества; охрана жизни и здоровья детей, посильность, творческий характер, поощрение разумной инициативы и активности при выполнении трудовых поручений, свобода выбора трудовых заданий, правильная организация.
Методика организации детского труда:
1)планирование;
2) инструктирование участников труда и четкое организа
ционное начало;
3) обеспечение орудиями труда;
4) контроль за ходом коллективного и индивидуального
труда;
5) своевременная помощь, консультация, обучение трудо
вым действиям;
6) оценка результатов коллективного и индивидуального
труда.
Она реализуется в процессе общеобразовательной подготовки, трудового обучения и воспитания при освоении образовательной области «Технология», внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда, разнообразную по содержанию и формам групповую деятельность и общение, в процессе разнообразной трудовой деятельности.
Профориентация — оказание помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Профессиональное самоопределение — готовность выпускника к выбору профессии: наличие такого выбора, информация о профессии и ее требованиях к личности, знание своих склонностей и индивидуальных способностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков. Основными компонентами профориентацииявляются: профессиональное
просвещение, профконсультация, профдиагностика, профадапта-ция и профкоррекция. Типы профессиональной консультации: справочно-информационная, диагностическая, медицинская, корректирующая (когда профессиональные желания и интересы подростка не совсем согласуются с его потенциальными возможностями, способностями, здоровьем).
Экологическая культура личности |
Экологическое воспитание — целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой эко-
Логической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности, и готовность к природоохранительной деятельности.
Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения,в результате которого формируется экологическое сознание. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранительной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания, которое реализуется на уроках естественно-научного цикла. Биология и география рисуют детям картину экологического состояния современного мира растений, животных, всей окружающей среды. Познание этих связей дает возможность создать в мировоззрении школьников представление о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе. Учащиеся понимают, что нарушение этих связей меняет биологический баланс в природе, наносит ей непоправимый ущерб, ухудшает условия жизни человека.
Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства. Школьники узнают о его характере, взаимодействии с окружающей природной средой, о принципах и устройствах предотвращения вредных влияний технологических процессов, о возможностях организации безотходных производств, которые имеют большое экономическое и экологическое значение.
В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. История, обществознание, право и экономика показывают не-
допустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Школьники узнают о недостатках природоохранительной работы в нашем обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе государственных и общественных организаций, всех людей. Эстетический цикл: литература, изобразительное искусство, музыка — раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на нравственность, состояние духа человека, его отношение к природе и всему живому.
В формировании экологического сознания школьников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранительного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах. Сюда относится также работа отрядов санитарной охраны среды, выявляющих степень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха; отрядов по борьбе с браконьерами, действующих при лесничествах и пунктах рыбнадзора; групп скорой помощи зверям и птицам в условиях зимы; уголков природы в школах, Домах и Дворцах детского и юношеского творчества. С природоохранительной деятельностью детей неразрывно связана туристско-краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве. Эффективное осуществление экологического воспитания зависит от разрешения некоторых противоречий. Школьникам важно осознать, что деятельность человека в природе должна быть направлена одновременно и на ее использование и на сохранение.
Урбанизация, широкое внедрение механизации, автоматизации производственных процессов, особенно на селе, отчуждают нас от природы, подменяют духовно-эстетическое отношение к ней утилитарно-практическим (потребительским), поэтому необходимо формировать у детей отношение к природе как среде обитания человека, гибель и уничтожение которой приведет к гибели и уничтожению всего человечества, что неравноценно сиюминутной выгоде, полученной от природы: выловленной нерестовой рыбы для икры, вырубленных деревьев ради строительства особняка или постройки автозаправки.
Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным воспитанием как часть мировоззрения, общего познания мира; с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; с эстетическим, развивающим восприятие красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность учащихся; с нравственным, формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям.
Основными показателями экологической воспитанностиявляются: понимание школьниками современных экологических проблем, осознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранительная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть, ценить и сохранять ее красоту.