Компетентные органы и музыкальные вузы
Совершенно ясно что историю с ученицей Флиера Ляльчук «оформляли» компетентные лица. Мне известны еще два случая (убежден, что их было больше), когда не менее компетентные товарищи в том же плане решали внутриконсерваторские проблемы.
Летний отпуск я всегда проводил на Рижском взморье. И там встречался с многословным эксцентричным профессором одной из периферийных консерваторий. Он говорил: «Сейчас справедливости нет. Если вы с кем-то в конфликте, то должны доказать, что он плохой специалист. Если у вас конфликт с преподавателем марксизма-ленинизма, вы обязаны доказать, что он плохой марксист». Я ответил: «Как я могу быть в конфликте с преподавателем марксизма-ленинизма, если я полностью согласен с решениями всех съездов, пленумов, даже тех, которые будут?» Для меня конфликт преподавателя фортепиано с преподавателем марксизма-ленинизма — нечто вроде бреда. А вот он умудрился.
Дальше сценарий шел, как по маслу. Уже давно во всех консерваториях принято, что перед экзаменами абитуриенты играют педагогам, берут у них консультации. После нескольких консультаций этот профессор был застигнут в гостиничном номере у одной абитуриентки. Причем в ситуации, исключающей всякие оправдательные аргументы с его стороны. Дело в том, что его конфликт по линии марксизма-ленинизма был с преподавательницей, женщиной, состоявшей в законном браке с начальником
местных компетентных органов. Удивляет другое. В Советском Союзе получить номер в гостинице очень сложно и очень дорого. Как правило, приезжающие абитуриенты останавливаются на частных квартирах. Обычно у пенсионерок-старух. Но профессор так спешил «на амур», что не успел подумать о такой, казалось бы, простой вещи — что его могут просто подставить. Его сразу же уволили. Конфликт двух педагогов был исчерпан.
Другой случай — трагический. Произошел он в Донецке с близким мне человеком, преподавателем фортепиано Глебом Владимировичем Гавриком, через несколько лет после создания там музыкального пединститута.
Гаврик работал в этом институте. Он в свои тридцать с лишним лет был холост. Никаких сомнительных связей за ним не числилось. Однажды, после летней сессии, когда подавляющее большинство преподавателей и студентов разъехались на каникулы, уборщица, открыв дверь одного из классов, застала его с ученицей. Ничего страшного, даже по строгим советским понятиям, в их позе не было. Но все же она не предусматривалась учебной программой. Казалось бы, уборщице следовало улыбнуться и уйти. Но пет.
Известно, что материальные трудности в СССР являются почти всеобщим уделом. В городах в самом бедственном положении находятся уборщицы. Зарплата их мизерна. Как они существуют, я даже не представляю. Поэтому в большинстве своем они злы, завистливы и раздражительны. И уборщица по-деловому пошла в партбюро.
От партбюро в Советском Союзе нет спасения. Они суют нос во все закоулки и нюансы личной жизни. Ходил следующий анекдот. Жена жалуется в партбюро на мужа, что он с ней не живет. Вызвали его на бюро и спрашивают: «Почему ты, товарищ Иванов, не живешь со своей женой?» Он умоляюще отвечает: «Товарищ секретарь, я импотент». Тогда секретарь, стукнув кулаком по столу, кричит: «К черту импотент! Прежде всего ты коммунист». (Это правдоподобно.)
Секретарем партбюро в Донецком музыкальном пединституте была одна партийная тетя. Она командовала абсолютно всем. Даже выгнала трех ректоров. И поставила своего — бездарного пианиста и неприятного типа Ч. В течение десяти дней он был принят в партию и оформлен ректором. Тетю звали Марина. Шутили, что институт полностью замаринован.
Смотри в корень. Марина действительно приходилась теткой любовнице первого секретаря обкома партии товарища Дегтярева. Ее племянница к тому времени возглавила отдел науки и культуры обкома партии. Как женщина она была олицетворением свежести и здоровья. На Украине про таких говорят: «Люблю украинську природу, та по-вну пазуху цыцок». Надо думать, что эти «деловые» качества покорили Дегтярева и приблизили ее к современной науке. Как-никак бразды правления оной были полиостью в ее руках. Сам Дегтярев был мощным партийным феодалом, жестоким и твердым. Его называли «карманный Сталин». Но продолжу начатое.
Марина не смогла поднять партийный шум: начались каникулы, и все разъехались. «Спектакль» перенесли на сентябрь. Дальнейшая трагедия заключалась в том, что студентка приходилась дочерью одному из близких Дегтяреву начальников. Чтобы не было шума вокруг фамилии ее отца, решили снять все основания для обсуждения, а заодно и наказать Гаврика. Убить, а затем почетно, с уважением похоронить. Что и было сделано.
В компетентных органах знают всё: где логична свадьба, а где — похороны. Понятно, что на свадьбу любой поедет охотнее. От своих друзей из Симферополя Гаврик получил приглашение на свадьбу. Оттуда привезли его тело. С проломленной головой и выбитыми зубами. Его симферопольские друзья, узнав о телеграмме и всем последующем, были в шоке.
Высок уровень дисциплины в Советском Союзе. Как трудовой, так и бытовой. Ближайшими друзьями Гаврика
в Донецке были два патологоанатома в звании доцентов. Уж они-то понимали лучше всех. Но подходили чуть ли не к каждому и говорили: «У него был паралич сердца». А на вопрос о проломленной голове отвечали, что упал. Безнаказанность и самоуверенность властей иногда переходят в глупость. Убийство налицо. Скажете: ограбили? Тысяча рублей в его кармане осталась нетронутой. К слову, поражает «порядочность» оперативных работников. Ведь во время всеобщего злоупотребления служебным положением (от мелкого продавца до директора Московской консерватории и даже министра) каждый брал, что мог. Кто им мешал залезть в карман? Но у них было задание ликвидировать объект, и никакого произвола. Дисциплина на высоте. Во всем видны порядок и законность
ОБ АРНОЛЬДЕ КАПЛАНЕ*
Он был моим самым близким другом с детских лет. А когда я оказался в Донецке, то летние каникулы (около двух месяцев) он, Яша Флиер и я проводили на Рижском взморье. Жили рядом и, разумеется, вечерами были вместе (и не только вечерами). Арнольд Каплан был яркий блестящий пианист, любимец Гольденвейзера. При этом он обладал незаурядным талантом актера и художника. Он мог удивительно точно изобразить голос знакомого ему человека, манеры движений, походку и т. д. Он прекрасно рисовал карикатуры. Глянув, люди смеялись, называя имя.
Мы встретились еще до моего приезда в Москву, на курорте в Железноводске. Подружились сразу. А перед отъездом вдвоем играли концерт в правительственном санатории. После концерта в нашу честь был дан банкет. Боже, чего только не было на том столе. А ведь тогда еще существовала карточная система распределения продуктов. Люди не доедали. Это был единственный из множества тамошних санаториев, где у входа постоянно стоял дядька с наганом (в те годы основное оружие милиции и армейских командиров), охраняя будущих «врагов народа».
К концу каникул я уехал в Москву и поступил в особую детскую группу при Московской консерватории, позже преобразованную в ЦМШ. В Дмитровском общежитии консерватории наши с Каплапом комнаты были рядом. А еще точнее — рядом, разделенные стеной, стояли его рояль и моя кровать.
Его мама, умная и добрая женщина, в отличие от остальных «талантливых мам» пользовалась уважением студентов. Некоторых «талантливых мам» высмеивали, других не замечали, а мама Арнольда слышала от студентов: «Здравствуйте, Мария Яковлевна».
Из-за своего веселого нрава и таланта Арнольд Каплан был главным героем консерваторских вечеров и домашних вечеринок. Он изображал диалоги профессоров так точно и интересно, что они сами всласть смеялись. А в домашних условиях изображал игру Юдиной, Гольденвейзера, Игумнова и Фейнбсрга. В основном эксплуатировался «Кобольд» Грига и что-то характерное из исполняемых ими произведений. Арнольд импровизировал гениально. Я не боюсь этого слова. Ему называли мелодию (любую, хоть блатную песню), и он ее аранжировал под того или иного композитора. Особенно трудно играть под Шумана. Но он играл все сразу и уморительно смешно. Этого никто не мог. Восхищались и смеялись все, включая и Славу Рихтера.
Некоторые в подражание сочиняли подобное дома, как композиторы. А Арнольд играл с ходу на любой заказ. И еще он потрясающе импровизировал джаз с изысканной гармонией. Арнольд любил джаз. Джаз тридцатых и сороковых можно было любить. Гленом Миллером любуются по сей день. Разумеется, такое не оставляло девочек равнодушными, и они в него влюблялись, не стесняясь. Но, увы, Арнольд уже сам был по уши влюблен в самую интересную студентку консерватории Аллочку Воробьеву, ставшую позже его женой.
Я чуть отвлекусь и скажу, что чемпионом в женском вопросе был Яков Флиер. Перед войной музыкальная Москва разделилась на гилельсистов и флиеристов (я был гилельсистом, и Яша это знал). К слову, они сами между собой были друзьями. Но по Яше женщины с ума сходили. И вот однажды был удивительный случай. Женщины похитили Яшу Произошло это так. Он играл в Большом зале. В первом отделении программы был Бах (Партита до минор и переложения Ф. Бузони — хоралы и Чакона). Второе отделение — Вагнер; завершали концерт «Вступление и смерть Изольды» и увертюра к «Тристану». Разумеется, играл он потрясающе, и успех был огромный. Все закончилось. Выходит он из служебного входа, неожиданно возле него оказываются три особы с прикрытыми лицами (романтика), одну из которых он знал, и тянут его к машине... Наконец они на подмосковной даче. Дверь заперта, ему показывают ключ, заявляя, что его выпустят после того, как он с каждой из них проведет ночь, что означало три дня быть там. Яша этот ультиматум принял без сопротивления. Он к женщинам хорошо относился. Три дня Яши нет. Мама и близкие в отчаянии. Московская милиция поднята па ноги.
Возвращаюсь к теме более серьезной. Она показывает, как в то время одна случайность могла повернуть судьбу музыканта, человека.
В 1937 году проходит Всесоюзный конкурс пианистов. Председатель жюри — А. Б. Гольденвейзер. В те времена он всегда возглавлял подобные дела. Конкурс проходит в Малом зале. Выходит играть Арнольд Каплан. В программе Прелюдия и фуга до мажор Баха («ХТК», II том), Соната № 32 Бетховена, пьеса «Туркмения» Шехтера, до-минорный ноктюрн и два этюда (21-й и 23-й) Шопена и «Испанская рапсодия» Листа*. Играет увлеченно, на подъеме, Закончил... Зал полон, и публика заревела, как стадо быков... Пришлось даже объявить непредусмотренный перерыв.
После третьего тура, где он играл Второй концерт Рахманинова, предстоит заседание жюри. Гольденвейзер был нормальным человеком и поступал как любой бы на его месте, то есть старался тянуть своих. А кто бы отказался? В данном случае перед Стариком была проблема. С Арнольдом просто и ясно. Однако в конкурсе успешно шел его ученик Арам Татулян, и Старик решил, что он должен быть за Арнольдом вторым. За время конкурса Старик изнервничался (от него играли еще два ученика) и не смог себя сдержать. Сорвался... Произошло следующее. Как только Старик открыл заседание жюри, с разных сторон послышалось: «Каплан — первая премия, Каплан — первая премия». И издерганный Старик заорал на всех: «Молчать! Я еще никому слова не давал». И вдруг Нейгауз громко сказал: «Вы жулик, Александр Борисович». В ответ ему — Старик на «ты», как на базаре: «А ты авантюрист! Ты думаешь, я не знаю твои варшавские проделки? Роза [Тамаркина] должна была получить первую премию, а ты своему Заку устроил». А Зак тут же сидит как член жюри. Уточняю, Нейгауз был членом жюри на конкурсе в Варшаве. Видные музыкальные деятели Польши были родственниками Нейгауза, а гордость тогдашней музыкальной Польши композитор Шимановский приходился Нейгаузу двоюродным братом. Короче, своим криком Старик настроил против себя членов жюри. В итоге: I премию получил Исаак Михновский, II — Арнольд Каплан, а III — Арам Татулян. Этот результат решил судьбу Арнольда.
Предстоял конкурс в Брюсселе, а кандидатов для участия в нем утверждали не музыканты, а те, кого превозносит великий гимн. По их логике, если первую премию получил Михновский, значит едет он, а по партийной линии поехал Серебряков. При трех турах они не прошли на второй. Триумфальными победителями конкурса стали Гилельс и Флиер. Их отобрали в Брюссель как молодых, но уже признанных мастеров. Этот конкурс был вершиной предвоенной музыкальной пропаганды — со встречами и митингами на вокзале и портретами в учебных заведениях.
Вся эта эпопея надломила Арнольда. В нем не было сокрушающей целеустремленности, как у Гилельса, Когана и некоторых других. Ему нужен был стимул, а после войны для него это было исключено. Внешне вроде бы все было нормально. Как солист филармонии он успешно концертировал по Союзу и материально был обеспечен. Его жена была очень умным человеком и вызывала симпатии своей удивительной порядочностью. Никто не относился к ней безразлично. Но в реальности у него не было перспективы для развития. Каждый раз встречалась какая-то преграда. Зачастую ему давали играть только в сборных концертах. В конце концов возникла мысль об эмиграции.
Подготовка к отъезду проходила тяжело. Какое-то время они были «в отказе». Арнольда уволили из филармонии. Младшего сына Женю исключили из консерватории, а старший, отличный инженер, работал лифтером. Но, слава Ногу, обошлось, они выехали и обосновались в Нью-Йорке. Арнольд начал играть. На его концерте в Коста-Рике присутствовал президент. Но вскоре Каплан заболел, и все остановилось. Два раза я ездил к ним в гости. Третий раз съездил, чтобы посетить их могилы. Аллочка умерла вслед за ним. Они лежат рядом. Лучшие воспоминания моей жизни — это время, проведенное с ними в Москве и на Рижском взморье. Если можно любить умерших людей, то их и Яшу Флиера я люблю, пока сам жив.