Глава 26. Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний 1 страница

Статья 187. Место и время допроса

1. В ч. 1 к.с. дважды употреблено понятие "место". В первом случае речь идет о "месте производства предварительного следствия", во втором - о "месте нахождения допрашиваемого". Это разные объекты. Если же место нахождения допрашиваемого совпадает с местом производства предварительного расследования, считается, что допрос произведен по месту производства предварительного "следствия".

2. Провести допрос в месте нахождения допрашиваемого - право следователя (дознавателя и др.). Даже в случае признания им необходимости производства допроса в месте нахождения допрашиваемого окончательное решение о месте производства этого следственного действия принимает следователь (дознаватель и др.). И законодатель следователю (дознавателю и др.) даже в такой ситуации позволяет принять все возможные законные меры для проведения этого следственного действия по месту производства предварительного расследования.

3. Единственный случай, когда местом производства допроса может быть лишь место нахождения допрашиваемого, - это ситуация, когда проведением этого следственного действия по месту производства предварительного расследования ставится под угрозу здоровье и жизнь допрашиваемого либо других граждан. Обычно такая ситуация складывается в связи с не позволяющим перемещаться или опасным инфекционным заболеванием допрашиваемого. Но и в этом случае на следователе (дознавателе и др.) не всегда лежит обязанность производства допроса в месте нахождения допрашиваемого. Обычно следователь (дознаватель и др.) вправе отказаться от самого допроса. Лишь в некоторых случаях допрос лица обязателен (к примеру, после предъявления обвинения, до предъявления для опознания и др.). Если же в такой ситуации перемещение свидетеля (обвиняемого и др.) к месту производства предварительного расследования может иметь следствием нарушение хотя бы одного из обязательных условий производства данного следственного действия (точно установлено, что при допросе не будут: нарушены те права и законные интересы как допрашиваемого, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом; унижена честь и достоинство допрашиваемого; поставлено под угрозу здоровье и жизнь допрашиваемого, а также других граждан), допрос должен быть произведен в месте нахождения допрашиваемого. Лишь в этом случае производство допроса в месте нахождения допрашиваемого - обязанность следователя (дознавателя и др.).

4. "Признание", о котором идет речь в ч. 1 к.с., - это мыслительный процесс по определению наиболее целесообразного места производства следственного действия. Его результаты отражаются в протоколе допроса. Поддерживаем рекомендацию следователям (дознавателям и др.) мотивировать свое решение о проведении допроса за пределами места предварительного расследования, указывать причины его принятия*(1041).

5. Следователь признает производство допроса в месте нахождения допрашиваемого "необходимым". Необходимость может быть выявлена как самим следователем (дознавателем и др.), так и допрашиваемым или иным лицом. Иначе говоря, инициатором проведения допроса по месту нахождения допрашиваемого выступает не всегда следователь (дознаватель и др.).

6. "Необходимо" осуществление допроса в названном конкретном месте может быть обусловлена различными обстоятельствами:

- состоянием здоровья допрашиваемого (когда он находится в больнице или у него постельный режим и т.п.);

- рекомендациями по тактике производства допроса участника уголовного процесса (к примеру, допрос несовершеннолетнего по ряду преступлений более эффективен в стенах учебного заведения при участии в этом следственном действии классного руководителя, допрос при выезде следственно-оперативной группы на место совершения преступления и др.);

- удобством для следователя (дознавателя и др.) (если необходимость допроса свидетеля возникла тогда, когда следователь находился в месте нахождения допрашиваемого, и пр.);

- нахождением большого количества лиц, которых следует допросить, в одном месте и сложностью их последующего вызова для допроса (к примеру, при допросе иногородних отдыхающих в санатории и др.);

- допрос на месте происшествия может способствовать повышению его результативности (предполагается, что на месте происшествия допрашиваемому будет существенно легче вспомнить наблюдаемые им обстоятельства);

- нахождением допрашиваемого в месте, откуда он не в состоянии выйти для того, чтобы явиться на допрос (к примеру, в случае нахождения его под стражей, в специальном детском учреждении закрытого типа и др.);

- в целях обеспечения безопасности допрашиваемого (когда, например, скрывают дачу показаний допрашиваемым);

- иными обстоятельствами.

7. Законодатель предоставляет следователю (дознавателю и др.) право производства допроса в месте нахождения допрашиваемого, если следователь (дознаватель и др.) признает это необходимым. Однако вряд ли можно считать полученными с нарушением требований УПК результаты допроса, осуществленного в месте нахождения допрашиваемого, только лишь из-за того, что следователь (дознаватель и др.) не может объяснить, в чем именно выражалась необходимость допроса не по месту производства предварительного расследования.

8. Под местом нахождения свидетеля может пониматься его место жительства (содержания под стражей), лечения, работы, учебы, отдыха и любое другое место. Местом нахождения допрашиваемого может быть даже помещение (местность), где было совершено преступление, если следователь (дознаватель и др.) посчитал целесообразным производство допроса на месте совершения преступления.

9. В ч. 2 к.с. закреплено основное требование, касающееся того, сколько времени может длиться непрерывно допрос совершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) либо вне зависимости от возраста любого иного допрашиваемого. Здесь отмечено, что допрос "не может длиться непрерывно более 4 часов". Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не может непрерывно длиться более чем 2 часа (ч. 1 ст. 425 УПК).

10. Четыре часа - максимальная длительность "непрерывного" допроса. Длиться "непрерывно" означает, что в процессе допроса не было официально объявлено перерыва, который бы имел конкретную продолжительность. Нельзя засчитать за перерыв, о котором идет речь в ч. 3 к.с., время, когда следователь (дознаватель и др.), не объявляя перерыва, сидел напротив допрашиваемого и, ничего его не спрашивая, не дозволял последнему выйти из кабинета. Не будет считаться перерывом также разрешение допрашиваемому сделать звонок по телефону время, когда в процессе допроса следователь (дознаватель и др.) приводил допрашиваемого в чувства (к примеру, при обмороке допрашиваемого) и т.п.

11. Четыре часа, о которых упоминается в ч. 2 к.с., начинают течь с момента, когда следователь (дознаватель и др.) приступил к удостоверению личности допрашиваемого либо с начала допроса, после того как закончилось время объявленного перерыва в таковом. Опять же заканчиваться 4 часа могут объявлением перерыва или же окончательным оформлением протокола следственного действия.

12. Часть 3 к.с. посвящена продолжительности перерыва в допросе и суммарной продолжительности самого допроса совершеннолетнего допрашиваемого. Исходя из ее содержания, на следователе (дознавателе и др.) не лежит обязанность обеспечить допрашиваемому отдых и прием пищи. Следователь (дознаватель и др.) обязан лишь объявить перерыв и в течение такового не отрывать допрашиваемого от того, чем он в этот перерыв будет заниматься, по своим служебным нуждам. Каким образом допрашиваемый решит потратить отведенное на перерыв время, это его дело. Ему решать, как им представляется понятие "отдых". Единственное ограничение здесь таково - отдых не может представлять собой противоправное деяние. В пределах же законодательных дозволений отдых может быть осуществлен в любой форме.

13. Под "пищей", о которой ведет речь законодатель в ч. 3 к.с., подразумеваются качественные, не опасные для жизни и здоровья продукты питания (пищевая продукция). Однако следователь (дознаватель и др.) не наделен полномочиями по определению доброкачественности (неопасности) пищевой продукции, употребляемой в пищу допрашиваемым. Лишь в случае осуществляемого на виду у следователя (дознавателя и др.) принятия в пищу допрашиваемым явно опасного для жизни и (или) здоровья вещества следователь (дознаватель и др.) должен со своей стороны воспрепятствовать указанным действиям.

14. Допрос может быть приостановлен, а может быть завершен. Через какое-то время после завершения допроса может быть осуществлен дополнительный допрос - новое следственное действие. Получается, что в такой ситуации в течение одного дня имело место несколько допросов одного и того же лица. Несмотря на данное "ухищрение", которое может иметь место на практике, и на такую ситуацию должно быть распространено ограничение общей продолжительности допроса в течение дня, которая согласно ч. 3 к.с. не должна превышать 8 часов.

15. В течение дня продолжительность получения показаний у одного и того же допрашиваемого вместе со временем, потраченным на их протоколирование, не может быть более 8 часов, сколько бы протоколов допроса при этом следователем (дознавателем и др.) не было составлено. Это же правило касается и случаев, когда, несмотря на имевшие место перерывы в допросе, оформлялся один протокол допроса свидетеля (обвиняемого и др.).

16. Что означает термин "в течение дня"? Нами рекомендуется толковать данное словосочетание как "в течение 24 часов, исчисляемых с начала допроса (первого допроса) свидетеля (обвиняемого и др.)". Иначе говоря, если допрос свидетеля (обвиняемого и др.) был начат в 10 часов 20 мая с.г., то в период времени от 10 часов 20 мая с.г. до 10 часов 21 мая с.г. его допрос не может продолжаться более 8 часов. После 10 часов 21 мая можно вновь приступить к допросу этого же лица и до 10 часов 22 мая он вновь не может превышать промежуток времени в 8 часов. Так же будут обстоять дела с продолжительностью допроса и в последующие сутки.

17. Содержание ч. 4 к.с. посвящено специальной продолжительности допроса физически (психически) нездоровых людей. Такая продолжительность допроса устанавливается "при наличии медицинских показаний". Под медицинскими показаниями понимаются состояние, определенный физический (психический) недостаток и (или) болезнь (диагноз) допрашиваемого, не позволяющий проводить его допрос в условиях, приемлемых для здорового человека.

18. Продолжительность допроса при медицинских показаниях "устанавливается на основании" заключения врача. Она может касаться как времени допроса, осуществляемого без перерыва, так и общей продолжительности допроса (допросов) одного и того же лица в течение 24 часов.

19. Решение об установлении продолжительности допроса, принимаемое на основании заключения врача, рекомендуется оформлять постановлением. Хотя следует признать, что отсутствие такого постановления в уголовном деле не может быть расценено как нарушение требований УПК.

20. Решение об ограничении продолжительности допроса может быть принято как до начала допроса, так и во время его проведения. Заключение врача может быть подготовлено также до допроса. Если же ситуация складывается так, что о состоянии здоровья допрашиваемого следователю (дознавателю и др.) стало известно в ходе производства следственного действия, может быть приглашен врач, который даст заключение по поводу возможности продолжать допрос. Такое заключение будет составлено после начала допроса.

21. "Заключением врача", о котором идет речь в ч. 4 к.с., следует признавать письменный документ с полным клиническим диагнозом, выводом о необходимости уменьшения продолжительности допроса и рекомендацией о максимальном времени, в течение которого может длиться допрос, заверенный подписью врача (врачей) и печатью учреждения, в котором он (они) работает.

22. Под "врачом" следует понимать практикующего, с высшим медицинским образованием специалиста той специальности, к области которой относится заболевание допрашиваемого. Закон не запрещает, чтобы заключение было подготовлено комиссией врачей. В этом случае они заверяют документ вместе.

23. См. также комментарий ст. 189 УПК*(1042).

Статья 188. Порядок вызова на допрос

1. В ч. 1 к.с. говорится лишь о свидетеле и потерпевшем, между тем закрепленный здесь порядок вызова на допрос распространим и на других участников уголовного процесса, которые согласно УПК могут давать показания (обвиняемого, подозреваемого, эксперта и специалиста). Не распространяется он лишь на тех субъектов, которые подлежат допросу по месту их нахождения либо не подлежат вызовы и допросу.

2. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью (как в рамках уголовного, так и гражданского, арбитражного и даже административного процесса) или в связи с ее оказанием. Запрет допроса в качестве свидетеля адвоката - защитника подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, содержится также в п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК.

3. Защитника обвиняемого нельзя допрашивать в качестве свидетеля об обстоятельствах и фактах, ставших ему известными в рамках профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи, независимо от времени и обстоятельств получения им таких сведений*(1043).

4. Не может быть допрошен также:

- судья, присяжный заседатель - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу (п. 1 ч. 3 ст. 56 УПК);

- священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди (п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК);

- член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий (п. 5 ч. 3 ст. 56 УПК).

5. Соответственно подобного рода лиц не рекомендуется вызывать для подобного рода допросов.

6. Между тем следует признать, что запрет допроса должностного лица еще не является прямым запретом вызова его на допрос. Поэтому такой вызов нельзя признать незаконным. Вызванное на допрос лицо обязано явиться на допрос и сообщить (представить подтверждающие это обстоятельство документы), что оно обладает свидетельским иммунитетом.

7. Наша рекомендация отказа от вызова лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, в отношении которых нет прямого законодательного запрета их вызова на допрос, касается лишь тех случаев, когда наличие у них соответствующего иммунитета подтверждено материалами уголовного дела, на момент их приглашения для допроса.

8. Вызывается свидетель (обвиняемый и др.) "повесткой". Указанный термин трижды употреблен законодателем в к.с. И везде он означает процессуальный документ, оформленный лицом, производящим расследование или исполняющим поручение следователя (дознавателя и др.). Данный документ оформляется с соблюдением правил, закрепленных в к.с.

9. Причем достигший 16 лет свидетель (обвиняемый и др.) вызывается к следователю (дознавателю и др.) путем направления по его адресу письменного требования - повестки. Несовершеннолетнему лицу, которому еще не исполнилось 16 лет, направляется также повестка. Но она должна оформляться несколько иначе.

10. Как следует из содержания к.с., закон не требует в повестке указывать конкретные доказательства (обстоятельства), послужившие фактическими основаниями вызова на допрос.

11. В повестке недостаточно указывать сведения о лице, к кому свидетель (обвиняемый и др.) вызван, здесь же следует отразить точный адрес расположения здания и номер кабинета, куда он должен прийти.

12. В повестке, кроме того, отражаются "последствия неявки без уважительных причин". "Последствиями" неявки без уважительных причин, которые должны быть отражены в повестке, является фраза "В случае неявки в указанный срок без уважительных причин на основании ст. 113 УПК Вы можете быть подвергнуты приводу либо на основании ст. 118 УПК на Вас может быть наложено денежное взыскание".

13. Так как лицо на допрос вызвано может быть только после возбуждения уголовного дела, данные последствия не распространяются на тех, кого в орган предварительного следствия или орган дознания приглашают в процессе проверки заявления (сообщения) о преступления. Поэтому, если такое лицо вызывается повесткой, рекомендуется вышеуказанные последствия в заранее напечатанном бланке зачеркивать, чтобы не заниматься обманом вызываемого.

14. Часть 2 к.с. посвящена порядку вручения повестки свидетелю (обвиняемому и др.).

15. "Вручается" означает, что рассматриваемый процессуальный документ передается лично в руки. При этом лицу разъясняются назначение данного документа, обязанность, обусловленная получением такового, и ответственность в случае неисполнения данной обязанности. Рекомендуется при вручении зачитывать лицу все содержание повестки. Хотя прямо данное требование в законе не закреплено.

16. Повестку рекомендуется вручать свидетелю (обвиняемому и др.) под расписку с указанием даты и времени вручения. Но иногда повестку принесли, а свидетеля (обвиняемого и др.) дома не оказалось. В такой ситуации повестка для передачи свидетелю (обвиняемому и др.) вручается под расписку кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних дееспособных членов семьи, сотруднику жилищно-эксплуатационной организации или администрации по месту его работы либо представителю поселковой (сельской или иной по месту жительства) администрации или иным лицам. Вышеуказанные лица обязаны передать повестку вызываемому на допрос свидетелю (обвиняемому и др.). Ответственность за неисполнение процессуальной обязанности предусмотрена ст. 11, 111, 117 УПК.

17. Повестка передается нарочным или с помощью средств связи. Соответственно она может быть передана почтовой связью, телефонограммой, телеграммой, факсимильной, электронной или любой иной связью.

18. Часть 2 к.с. определяет порядок передачи повестки и в случае "временного отсутствия" лица, вызываемого на допрос. Отсутствие является "временным", когда имеются данные, согласно которым лицо, вызываемое на допрос, вернется в квартиру (дом), где он проживает в течение 24 часов. Или, по крайней мере, вернется так быстро, что сможет вовремя явиться на допрос*(1044). Иначе говоря, его отсутствие в месте проживания не будет уважительной причиной неявки на допрос.

19. Законодатель предусматривает дополнительное обязательное условие для передачи повестки "иному лицу или организации". Осуществлено оно может быть только "по поручению" следователя (дознавателя и др.). Форма такого поручения законом не определена. Между тем нами рекомендуется письменная форма поручения. Не обязательно оформлять поручение специальным постановлением следователя (дознавателя и др.). Такое постановление оформляется для того, чтобы у лица, у которого уголовное дело не находится в производстве, появилось право по нему произвести отдельные следственные действия. Поручение о передаче повестки позволительно оформить в самой повестке. Для этого достаточно, действуя в пределах предоставленных ч. 3 ст. 474 УПК полномочий, снабдить повестку дополнительной графой, где указать, через какое именно "иное лицо или организацию" повестка может быть передана в случае временного отсутствия свидетеля (обвиняемого и др.).

20. Часть 3 к.с. возложила на лицо, вызываемое на допрос, обязанность явиться в назначенное время, а также урегулировала вопросы, возникающие в связи с неявкой данного субъекта уголовного судопроизводства на допрос.

21. Чтобы не возникло ситуации, когда следователю (дознавателю и др.) не известно, по уважительной причине свидетель (обвиняемый и др.) к нему не явился или нет, последний должен заранее уведомлять следователя (дознавателя и др.) о причинах, почему в назначенное время он прийти к нему не может.

22. Уведомление может быть как в устной, так и в письменной форме. Тем не менее нами рекомендуется и в тех случаях, когда свидетель (обвиняемый и др.), к примеру, сообщил о причине своей неявки по телефону, одновременно направлять следователю (дознавателю и др.) соответствующее письмо с уведомлением. В этом письме указывать, когда (дату и время) и кому именно им было по телефону (по какому номеру) сообщено о его неявке и каковы были к тому причины. Это следует сделать, чтобы в случае нарушения в последующем законных прав и свобод свидетеля (обвиняемого и др.) путем производства его привода, несмотря на уважительную причину отсутствия на допросе и имевшее место заранее уведомление о неявке, он располагала доказательством того, что действовал в соответствии с правилами ч. 3 к.с.

23. Следователя (дознавателя и др.) следует уведомлять и о неявке, и о ее причинах. Причем не обязательно, чтобы причины неявки были уважительными. Уважительными ли были причины, которые не позволили свидетелю (обвиняемому и др.) явиться на допрос в назначенное время, в конечном счете, решает следователь (дознаватель и др.). Свидетель (обвиняемый и др.) же обязан сообщить действительно имеющие место причины.

24. Если он сообщил неуважительную, по мнению следователя (дознавателя и др.), причину и не явился на допрос, он если и нарушил, то только одну обязанность - обязанность явиться на допрос в назначенное время. Законность осуществленного в такой ситуации в отношении него привода (наложения денежного взыскания) он может оспорить. Органы (должностные лица), осуществляющие контроль и надзор за деятельностью следователя (дознавателя и др.), могут встать на позицию свидетеля (обвиняемого и др.), признать сообщенную им причину неявки уважительной и таким образом согласиться с тем, что привод был незаконным.

25. Если свидетель (обвиняемый и др.) вообще не сообщил причины своего непоявления на допросе, он нарушил две обязанности, и в любом случае осуществление в отношении него привода правомерно.

26. К не явившемуся свидетелю (обвиняемому и др.) могут быть применены и иные (предусмотренные ч. 2 ст. 111 УПК), помимо привода, меры процессуального принуждения, а к обвиняемому и подозреваемому, помимо того, - меры пресечения.

27. В ч. 4 к.с. охарактеризованы особенности вызова на допрос лиц, не достигших возраста 16 лет.

28. Повестка в таком случае выписывается для передачи не вызываемому несовершеннолетнему, а его "законному представителю" либо представителю "администрацию по месту работы или учебы" свидетеля (обвиняемого и др.).

29. Порядок вызова несовершеннолетнего свидетеля на первый допрос должен быть следующим:

1) выносится постановление о допуске к участию в уголовном деле одного из родителей, усыновителей, опекуна, попечителя не достигшего 16-летнего возраста свидетеля (обвиняемого и др.) или представителя учреждения (организации), на попечении которого находится этот свидетель (обвиняемый и др.), органа опеки и попечительства в качестве законного представителя*(1045); с этого момента родитель (усыновитель и т.п.) становится законным представителем;

2) законному представителю направляется (передается) повестка о вызове на допрос представляемого, не достигшего 16 лет;

3) законный представитель является на допрос вместе с представляемым;

4) перед допросом законному представителю оглашается постановление о допуске его к участию в уголовном деле, разъясняются его права, обязанности, ответственность и порядок производства допроса;

5) осуществляется допрос лица, не достигшего 16-летнего возраста;

6) законный представитель вправе присутствовать при этом допросе.

30. В ч. 4 к.с. речь идет и о "ином порядке вызова на допрос" лица, не достигшего 16 лет. Иным порядком применительно к вызову такого свидетеля (обвиняемого и др.) будет вызов его повесткой, телефонограммой, телеграммой, вручаемой непосредственно ему, а не его законному представителю, или же вручение повестки иному лицу, но опять же не допущенному к участию в уголовном деле в качестве его законного представителя. Иным порядком следует считать также вызов свидетеля (обвиняемого и др.), не достигшего 16 лет, через администрацию учреждения, где он находится или иногда бывает (администрацию следственного изолятора, руководителя спортивной секции или кружка и др.).

31. "Обстоятельствами уголовного дела", которые согласно ч. 4 к.с. определяют возможным производство вызова не достигшего 16 лет свидетеля (обвиняемого и др.) не через его законного представителя (администрацию по месту его работы или учебы), могут быть связаны как с имеющимися в распоряжении следователя (дознавателя и др.) данными о том, что законный представитель отрицательно влияет на представляемого, способствует его неявке на допрос, не обладает необходимой для обеспечения явки несовершеннолетнего властью (авторитетом). К этой же группе обстоятельств следует отнести нахождение свидетеля (обвиняемого и др.) вне доступа к нему законного представителя (администрации по месту его работы или учебы). Речь идет о ситуации, когда не достигший 16 лет свидетель (обвиняемый и др.) находится, к примеру, под стражей или в инфекционном отделении больницы и т.п.

32. Согласно ч. 5 к.с. все военнослужащие вызываются на допрос через "командование воинской части", в которой проходят службу. К командованию воинской части следует относить соответствующих командиров (начальников) "воинских частей" и их заместителей. А под "воинской частью" понимать органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу (ст. 2 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"*(1046)).

33. Исходя из закрепленного в ч. 2 ст. 3 УПК правила, вызов на допрос лица, пользующегося иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, может быть произведен лишь с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось.

34. См. также комментарий ст. 5, 56, 104, 111-113, 172-174, 182, 191, 456 УПК*(1047).

Статья 189. Общие правила проведения допроса

1. В ч. 1 к.с. закреплен ряд процессуальных гарантий соблюдения прав и обязанностей допрашиваемых участников уголовного процесса.

2. "Допрос", о котором идет речь в к.с., содержит основные правила не только допроса свидетеля, но и общие требования к порядку производства, а равно протоколирования иных видов допроса.

3. Допрос же свидетеля - это следственное действие, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) свидетеля, результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса.

4. Фактическим основанием допроса свидетеля являются данные о том, что лицу может быть что-либо известно об обстоятельствах, имеющих отношение к уголовному делу. Среди таких данных может быть как оперативно-розыскная, так любая иная информация.

5. Юридическое основание допроса свидетеля - вызов (привод) лица на допрос либо предложение (разрешение) таковому дать показания.

6. Допрос возможен только после возбуждения уголовного дела.

7. Допрос, о котором упоминается в к.с., - это не любой допрос, а лишь допрос на стадии предварительного расследования. Допрос же возможен и на судебных стадиях.

8. Допрос как осуществляемое на стадии предварительного расследования следственное действие начинается с первых вопросов, задаваемых допрашиваемому лицу и касающихся его фамилии, имени и отчества. Получение этих сведений является важной частью допроса как следственного действия. Именно указанное значение понятия "допрос" использовано законодателем в чч. 4 и 5 к.с.

9. Когда же анализу подвергается ч. 1 к.с. и словосочетание "перед допросом", в термин "допрос" закон вкладывает несколько иной смысл. В данной части к.с. законодатель понятие "допрос" употребил в более узком значении данного термина - в значении деятельности по получению показаний от допрашиваемого лица, касающихся лишь обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Поэтому словосочетание "перед допросом" рекомендуется трактовать как указание на момент, предшествующий даче допрашиваемым лицом показаний, которые могут иметь отношение к предмету доказывания по расследуемому уголовному делу. Перед тем как приступить к этой части рассматриваемого следственного действия, следователю (дознавателю и др.) предписано выполнить требования, предусмотренные ч. 5 ст. 164 УПК.

10. Если у следователя (дознавателя и др.) возникло сомнение в том, что допрашиваемое лицо владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу, у следователя (дознавателя и др.) появляется обязанность выяснить, на каком языке допрашиваемое лицо желает давать показания, и предоставить ему возможность пользоваться помощью переводчика. Причем у следователя (дознавателя и др.) сомнение должно возникнуть в каждом случае, когда имеется хоть малейшая вероятность того, что допрашиваемое лицо не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу. Наличие такой вероятности может быть подтверждено как соответствующим заявлением допрашиваемого (его адвоката, законного представителя, представителя и др.), так и содержанием его устной речи (формой изложения допрашиваемым своих показаний, акцентом), а также его национальностью, гражданством и местом постоянного жительства за пределами нашего государства.

Наши рекомендации