Идеи организации воспитательного
процесса как опытно-экспериментального.Вся система учебно-воспитательной работы школьного педагога может быть организована как опытно-экспериментальная.Разумеется, если педагог относится к своей работе творчески, занимая позицию учителя-исследователя. При этом в основу такого подхода должны быть положены некоторые идеи, реализация которых обязательна:
Ø определение, констатация проблемы, цели, объекта, предмета исследования, постановки задач (все в двух аспектах — теоретическом и практическом, т.е. конкретном содержании и методике воспитательного процесса с классом и отдельными учащимися; при этом доведение до сознания учащихся сути вводимой по-новому деятельности);
Ø изучение состояния проблемы в психолого-педагогической теории, в опыте коллег, в школьной практике; организация на основе этого всей воспитательной и исследовательской работы; внедрение результатов в практику воспитания, изучение их эффективности и корректировка всего воспитательного процесса;
Ø фиксация хода и результатов, с одной стороны, в тетради классного руководителя (ход и результаты воспитательного процесса) и оформление научно-исследовательских результатов (в научных докладах, статьях, выступлениях на педсоветах и педагогических чтениях, в научно-методических материалах для школьного методкабинета, в статьях для педагогических газет и журналов, в диссертациях на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук).
проблемы школьной научно-методической работы.Приведем здесь примеры некоторых проблем в качестве проблем опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в ходе воспитательной работы. Проблемы могут стать научно-методической темой всего школьного педагогического коллектива, работа над которой осуществляется всеми педагогами (у каждого свой аспект) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной (или научно-методической) работе:
Ø система воспитательной работы классного руководителя (воспитателя) в современных условиях;
Ø духовное развитие школьников в учебно-воспитательной работе;
Ø личностная ориентированность учебно-воспитательного процесса школы.
Ø инструментовка воспитательного процесса как процесса самопознания и самовоспитания учащихся;
Ø корректировка индивидуального пути развития личности школьника в условиях учебно-воспитательного процесса;
Ø самоактуализация воспитателя и воспитанника (ков) в едином процессе жизнедеятельности и воспитания;
Ø использование воспитательного потенциала современного детского движения и детско-юношеских организаций;
Ø новые возможности воспитания учащихся в процессе обучения в современной школе;
Ø формы и методы использования воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования;
Ø социокультурная среда школы и процесс воспитания в школе;
Ø неформальные объединения, молодежная субкультура и процесс школьного образования;
Ø психолого-педагогические и методические проблемы школьного самоуправления, их решение в реальной школьной практике;
Ø уровень обученности и уровень воспитанности: сравнительный анализ, проблемы и их разрешение;
Ø динамика изучения и развития уровня воспитанности школьников с 1-го по 11-й класс;
Ø педагогический мониторинг и повышение качества воспитания в современной школе;
Ø эффективность воспитания в различных типах авторских школ (конкретно — по выбору);
Ø стимулирование здорового образа жизни как основа воспитательного процесса;
Ø творческая индивидуальность школьного педагога и воспитательный процесс;
Ø явление «сопротивления воспитанию» в педагогическом процессе современной школы и его преодоление;
Ø развитие личности школьника в системе работы школы (класса) по... (и далее указание проблемы, профиля школы или класса: например, по «Эстетическому воспитанию», «Организации туристко-экскурсионной работы», «Приобщению детей к театральной деятельности», «Экологическому воспитанию», «Приобщению школьников к ТРИЗу — творческому решению изобретательских задач» и др.);
Ø система воспитательной работы с классом на основе курса «Человековедение» (9—11-е классы).
Возможно и множество других проблем, определяемых как интересами школьных педагогов, так и необходимостью организации учебно-воспитательного процесса.
гностическая деятельность воспитателя и педагогический мониторингС научно-педагогической точки зрения, таким образом, одной из сторон деятельности воспитателя является гностическая деятельность, т.е. проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности, учет этого анализа в дальнейшем построении воспитательного процесса.
В последнее время в теории и методике воспитания стали использовать понятие «педагогический мониторинг»в связи с гностической деятельностью воспитателя.
Под понятием «педагогический мониторинг» понимаются «диагностика*, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития»**.
Педагогический мониторинг, таким образом, как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. «Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, и вносит коррективы в свой проект, отслеживая его реализацию на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с реализацией, сравнить достигнутое сейчас и ранее. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками»***. Такова методика педагогического мониторинга.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Изучение воспитанников: трудности и проблемы в современных условиях.
2. Научно-педагогические методики исследования и «пакет школьных методик» воспитателя-практика: в чем сходство и в чем различие? *
3. Какие условия и методические правила должен соблюдать воспитатель, изучая детей, чтобы они не чувствовали себя «подопытными кроликами»?
4. Можно ли и как измерить уровень воспитанности детей? А взрослых? Как его показатели использовать в воспитательном процессе?
5. Что такое «педагогический мониторинг»? Как его использовать для повышения качества воспитания?
Рекомендуемая литература
Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989. .
Коротов В.М. Педагогическая диагностика и учет // Кн. Введение в педагогику. М., 1999. С. 175—179.
Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.
Маленкова Л.И. Человековедение. Из методических материалов разд. 8 и 9. М., 2000.
Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Коче-това, Я.Л. Коломинского, Н.Н. Верцинской и др. Минск, 1987.
Практическая диагностика результате воспитания: опыт отбора педагогических методик. М., 1996.
Психологическая мозаика. Наблюдения, эксперименты, тесты / Сост. С.С. Степанов. М., 1996.
Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В. Орлова. Киев, 1996.
Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
Сергеев В.П. Методика изучения личности школьника // Кн. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 4.
Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 2000.
Стефановская Т.А. Педагогика: Наук и искусство. М., 1998. С. 258-281, 334-335.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990.
Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М., 1992.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2001.
Методика и техника планирования воспитательной работы
В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана.
Д. И. Менделеев
проектировочная деятельность воспитателя как потребность.Всем воспитателям хорошо известна мысль Макаренко о «программе человеческой личности и коллектива», и его теория и практика, «перспектив завтрашней радости» — «близкой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти не стали потребностьюсовременного педагога-практика.
Тем не менее, одной из функций школьного педагога (воспитателя в любом статусе) является проектировочная деятельность, которая предполагает определение цели, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Все это отражается в проекте — плане воспитательной работы. План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).
принципы планирования воспитательной работы.Таким образом, планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов:
Ø целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система);
Ø конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);
Ø оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);
Ø диалогичность (учет мнения всех, взаимодействие);
Ø индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации);
Ø научность (в основе научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов);
Ø непрерывность, преемственность и последовательность;
Ø разнообразие содержания, форм и методов;
Ø оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
Ø единство педагогического руководства и активности воспитанников;
Ø реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
Ø связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее;
Ø гибкость плана.
зачем нужен план Планирование позволяетклассному руководителю:
Ø четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
Ø предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
Ø целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;
Ø проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
Ø и, что немаловажно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования — общечеловеческого и педагогического.
Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения и учащихся, и педагогов.
ошибки при планировании.Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей:
Ø отсутствие четко определенной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;
Ø традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классного руководителя;
Ø примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел);
Ø неумение (а порой невидение необходимости) привлечения детей к планированию;
Ø неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонек» или «поход по местам боевой славы» и т.п.).
как создается план воспитательной работы.Что же предшествует планированию воспитательной работы воспитателя, классного руководителя?
Во-первых, ознакомлениес государственными документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно-методических материалов министерства образования и местных органов управления образованием; изучение психолого-педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы.
Во-вторых, определенные цели и задачина основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы, возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...), личностного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель:«Стимулирование духовного развития старшеклассников (9-11-й класс) через приобщение к большой культуре». На основании цели — определенная группа стратегических задач:
1. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности учащихся.
2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления.
3. Приобщение учащихся к культуре.
4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.
5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного со-управления и самоуправления.
6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.
Могут быть и другие задачи.
В-третьих, ознакомление с перспективным планом воспитания школы, отдельных детских и взрослых объединений; изучение опыта лучших классных руководителей; обсуждение перспективных дел с педагогами, работающими с классом, с родителями, работниками учреждений дополнительного образования...
В-четвертых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучениедетей и классного коллектива.
В-пятых, привлечение учащихсяк планированию. В самых разный формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение — «продажа идей» классным руководителем; рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести; письменных опрос учащихся...), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм», идеи и предложения.
В практике школ накоплен интересный опыт использования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н. Григорьева), «Мы — коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (М.Г. Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)*и др.
В-шестых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат.
В-седьмых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д.
Могут быть добавлены еще дела, обусловленные профилем школы и класса. Из всего этого и составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу перспективного плана. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (либо не принимаются) на общем собрании коллектива класса.
виды планов воспитательной работы.В современной школе используются, как правило, такие виды планов:
1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъединения классных руководителей и учителей-предметников, групп продленного дня и т.д.)
2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем школы.
5. План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового).
6. План работы по развитию индивидуальности учащихся (А.С. Макаренко: «программа человеческой личности»). Общешкольный план воспитательной работы, как правило, включает в себя:
Ø анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени;
Ø цель, стратегические и тактические задачи на будущее;
Ø научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива;
Ø инструктивную и научно-методическую работу с педагогами;
Ø общешкольные дела (коллективная творческая деятельность);
Ø работу с научными кадрами, постоянными и временными творческим группами педагогов и детей;
Ø работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления и т.п.;
Ø совместную деятельность с учреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми органами, общественными организациями и т.д.;
Ø работу по традиционным и инновационным направлениям;
Ø вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания и т.п.;
Ø деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов;
Ø перечень возможных дел в классных коллективах, творческих объединениях, клубах, объединениях дополнительного образования (рекомендуемая система классных часов, тематика экскурсий, поездок, встреч, репертуар театральных постановок и т.д.).
план классного руководителя как воспитателя.Структура перспективного плана классного руководителя может быть примерно такой.
1. Анализ результатов воспитания за предыдущий период времени (год, четверть, месяц...).
2. Цель и задачи (стратегические).
3. Краткая характеристика класса (количественный состав и качественная характеристика состава учащихся и родителей; уровень развития коллектива; актив и его работоспособность; лидеры: краткая характеристика; неформальные группы и их особенности; традиции, коллективные привычки; учащиеся, требующие особого внимания, и т.д.).
4. Организация жизнедеятельности детей:
а) работа по созданию и развитию воспитывающей среды (ученического коллектива, работа с малым педагогическим коллективом, взаимодействие с внешкольными детскими учреждениями, работа с семьями учащихся, создание воспитывающей предметной среды);
б) организация коллективной творческой деятельности детей;
в) дифференцированная работа с группами учащихся; реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию;
г) стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания;
д) выполнение обязательных функциональных обязанностей воспитателя, классного руководителя (ведение личных дел учащихся, классного журнала, ученических дневников, написание характеристик, справок и т.д.).
5. Методическая работа воспитателя с классом, группой:
а) изучение учащихся, классного коллектива и учебно-воспитательного процесса;
б) работа с малым педагогическим коллективом;
в) научно-методическая работа классного руководителя, воспитателя.
6. Предполагаемые результаты, их анализ и внедрение в практику дальнейшей воспитательной работы.
возможные варианты планирования.В современной школе возможны и имеют место разные системы планирования воспитательной работы школы и класса (группы). Это зависит от того основания, по которому определяются содержание и структура плана. Приведем некоторые примеры.
Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно-ролевого подхода, то в плане могу быть такие разделы (ВТ. Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мое Я».
Для наиболее целенаправленной работы по поддержке, самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».
В школе-гимназии № 1504 г.Москвы (директор Н.А. Шарай) схема планирования такова: срок; цель; ключевые дела; необходимая деятельность в компонентах воспитательной системы: уроки, классные дела, дела объединений дополнительного образования, семьи учащихся, освоенная среда микрорайона, города; средства массовых информации.
перспективно-календарный план-сетка.
В практике нашей работы родилась и была апробирована идея перспективно-календарного планирования,в которой могут быть реализованы достоинства и перспективного, и календарного планов.
Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в котором есть специальные странички:
Ø Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи;
Ø Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, фиксация участия детей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предположения по плану работы и т.д.);
Ø Главный раздел — это сам ПЛАН, который имеет такой вид (см. с. 382).
Методические основы работы с конспективно-календарным планом:
Ø На план отводится 10 страниц — по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз).
Ø Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем, отдаленные во времени дела можно писать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видны деятельность детей и методическая работа учителя.
В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени педагога!): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел, невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года проводится педагогический анализ.
КАЛЕНДАРНЫЕ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛА СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ | СЕНТЯБРЬ | ||
1-я НЕДЕЛЯ | 2-я НЕДЕЛЯ | 3-я НЕДЕЛя | |
1. Организационная работа 1. 1Воспитательно-организационная задачи 2.1Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя актива (в течение недели) | |||
2.Организация коллективной творческой деятельности учащихся. 2.1 Познавательная деятельность 2.2 Ценностно-ориентировочная деятельность. 2.3 Трудовая деятельность 2.4 Общественно-полезная деятельность 2.5 Художественная деятельность 2.6 Физкультурно-спортивеая деятельность 2.7 Деятельность свободного общения 2.8 Деятельность по профилю класса. | |||
3 Методическая работа 3.1 Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса 3.2 Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимися 3.3 Взаимодействие с малым педагогическим коллективом 3.4 Работа с родителями |
Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идей и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план-«отписка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя... Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. В чем заключается проектировочная (прогностическая) функция педагога-воспитателя? Как она способствует повышению эффективности воспитания?
2. Какие теоретические основы (идеи, концепции) необходимо положить в основу планирования воспитательной работы, чтобы воспитание было успешным?
3. Что предшествует планированию воспитательной работы? Попробуйте предложить свои идеи.
4. Виды планов воспитательной работы, их обоснованность и эффективность. Предложите, если возможно, альтернативные модели планов.
Рекомендуемая литература
Байбародова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998.
Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. Гл. V.
Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.
Kopopmoe В.М. Педагогическое проектирование // Кн. Введение в педагогику. М., 1999.
Маленкова Л.И, Зачем классному руководителю план воспитательной работы // Народное образование. 1998. № 9—10.
Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.
Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 5.
Советы педагогу-воспитателю / Сост. Л.А. Байкова и др. Рязань, 1998.
Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. М., 1998. Раздел «Проектировочная деятельность».
Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.
Щуркова Н.Е. Программа и план // Кн. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.