Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление. «Я – гражданин России» Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление «Я, моя семья, мои друзья » Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление «Дерево сильно плодами, а человек – трудом».
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление « Живая планета»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление «Как прекрасен этот мир» Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Духовно-нравственное направление: Творческое объединение «По ступенькам доброты» Педагог: Велиева А.К. |
Творческое объединение «По ступенькам доброты» Педагог: Тарасова Л.В. |
Социальное Клуб « Патриот» Педагог: Карлова А.Н. |
Проектная деятельность « Умелые ручки» Педагог: Бутовченко А.П. |
Интеллектуальное Клуб « Почемучки» Педагог: Крошихина Ю.Н. |
Клуб «Эрудиты» Педагог: Велиева А.К. |
Клуб «Эрудиты» Педагог: Тарасова Л.В. |
Клуб «Веселый экспресс Потомучки» Касперович О.А. |
Художественно-эстетическое Творческое объединение « Кукольный театр» Педагог: Касперович О.А. |
Творческое объединение « Родничок» Педагог: Дегтярева Н.А |
Спортивно-оздоровительное Секция «Подвижные игры» Педагог: Полякова Е.Н. |
Секция « Ритмика» Педагог: Сильченко Е.А. |
Система мероприятий по реализации программы
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ГПД РОД СОБРАНИЯ ПРОЕКТЫ ФГОС
Я, моя семья, мои друзья.
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | |
Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?» | Дискуссия «зачем я хожу в школу?» | Откровенный раз-говор «Что в шко-ле хорошо, а что мне не нравится?» | Откровенно «Хорошо ли мне в школе, школе от меня?» | |
«Как правильно отдыхать?» | «Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося) | |||
«Это теперь моя школа!» (знакомство с историей школы) | Беседа «Что я знаю о своей школе?» | Конкурс рисунков «Моя школа» | Конкурс сочинений о школе. | |
Родительское собрание «А дети – это яркие кометы» | Родительское собрание «Не тревожиться, а удивляться». | Семинар для родителей «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?» | ||
Школа Мальвины «Хорошие манеры» | ||||
Об истории хороших манер. Тест для себя. Несколько известных истин. Твой внешний вид. К тебе гости. Наши праздники. Культура речи. Домашняя библиотека. | Откуда взялись правила поведения? Ты хочешь быть красивым. Разговор о разговоре. После третьего звонка. Чувство времени. | Каким я себя вижу? Я и другие. Прислушайся. Как ты разговариваешь? Когда вам люди говорят спасибо? | «Я человек, но какой?» Экслибрис «Портрет друга» Этическая грам-матика «До дружбы надо вырасти». | |
Традиции воспитания в России. | ||||
Праздник «Будьте добры» | ||||
Дискуссионный клуб | ||||
«Идеальный друг» | «Все легче, если вместе» | «Не останься в стороне»(анализ книги А.Гайдара «Тимур и его команда») | ||
Выставочный зал «У Тюбика». Конкурс рисунков | ||||
«Всякое дело вдвоем веселей» | «Доброе братство лучше богатства» | |||
Откровенно Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?» «Смеемся, грустим, задумываемся». «Какое слово само крепкое?» «Кого называют вежливым?» | Я работаю над собой Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым». Пословицы о нравственных качествах. Вежливый ли ты? | Тайны хорошей памяти. Поиграем – порешаем. «Кого можно назвать вежливым человеком?» | Наука отдыхать. Остановись, подумай. Тест-бюро «Познай себя». Учение на каждый день. | |
Организация коммуникативных тренингов и игр «Школа общения» | ||||
Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности». | ||||
Поговорим о семейных традициях: | ||||
Разговор «Я – надежда семьи». Сбор пословиц о мамах. Театрализованный семейный марафон. | Диспут «Что такое честь фамилии?» Конкурс «Бабушкины секреты». Раздумья на тему «Когда маме грустно». | Живая газета «Трудно ли быть мамой?» Будем заботиться о младших. | Составление родословной. Откровенный разговор «Старость – всегда слабость». | |
Викторина о ритуалах гостеприимст-ва в культуре народов Башкортостана | ||||
Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой». | Конкурс газет «Моя семья – моя радость». | |||
Путешествие в Страну имен. | Праздник «Как вас звать – величать?» | |||
Выпуск школьной газеты «Родительская академия», посвященный духовно-нравственному воспитанию в семье | ||||
Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями. | ||||
Я – гражданин России.
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | ||||
Изучение символики Российской Федерации и Республики Башкортостан | |||||||
Москва – столица России. Уфа – столица Башкирии. Гербы Башкирии и г. Стерлитамака «Знай свою улицу» | Гимн и флаг России и Башкортостана. Экскурсия «Стерлитамак – серебряный город России». История возникно-вения герба г. Стер-литамака. | Загадки Российской символики. Уроки истории Отечества «Матушка Москва – золотая голова» (видеофильм). | Герб и гимн России как произведения искусства. Герб РБ, история создания и его символы. Экскурсия в столицу РБ «Уфа – цветок Урала». | ||||
Конкурс рисунков «Моя улица» | Конкурс рисунков «Мой город» | Викторина «Кто лучше знает свой город» | Составление альбома «Мой город самый лучший» | ||||
Школа правовых знаний | |||||||
Дети и Конституция. Кто защищает наши права? | Конституция – основной закон нашей жизни. Библиотечный урок"Ваши права, дети" Конвенция о правах ребенка. | Игра «Имею право», посвященная Дню конституции | |||||
Моя Родина – Россия. Встреча с работ-ником УВД. | Наше Отечество. Диспут «Что важнее – знать или выполнять?» | Твоя Россия. Мы и закон (разбор ситуаций). «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». | |||||
Про великих и знаменитых | |||||||
Русские богатыри. Час былины «Преданья старины глубокой» | А. Суворов и М. Кутузов, С. Юлаев и Батырша Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров. | Поэтический час «Только доблесть живет вечно». Звездный час «Защитники земли Русской». | |||||
Русь державная православная. Башкортостан – многонациональная Республика. | |||||||
Как обувались и одевались в старину. Зимние игры и забавы. | О чем расскажет народный костюм. Песня народная сердце радует, душу согревает. (кольцовка песен) | Народная национальная одежда. Конкурс народного кос-тюма «Бабушкин сундук» | Аукцион народной мудрости. Посещение в Городском краевед-ческом музее зала этнографии | ||||
Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня». Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия». Организация работы народных гостиных по темам: «Любовь к Родине в твор-честве башкирских композиторов», «Таинственный взмах кисти художника» | |||||||
Мой язык – язык добра и света | |||||||
Парад сказоч-ных героев. Праздник «Язык родной, дружи со мной!» | Встреча с писателем (поэтом, корреспондентом) в литературной гостиной. | Библиотечный урок «Дар Владимира Ивановича Даля» | Брейн-ринг «Язык наш есть тайна». Библиотечный урок «Ахметзаки Валиди» | ||||
Что за прелесть эти сказки (час громкого чтения) Инсценировка башкирских и русских народных сказок. | Конкурс чтецов | ||||||
«Любимые герои сказок Пушкина» | «Башкирские поэ-ты – детям» (на родном языке) | ||||||
Олимпиады по родным языкам | |||||||
Заочная экскурсия в картинную галерею | |||||||
Беседы о русских художниках «Нарисовал художник сказку» | Н. Пименов, Б. Кустодиев, М. Врубель | П. Корин, М. Ва-снецов, А. Рублев, А. Саврасов; М. Нестеров, А. Лутфуллин Конкурс рисунков «Сказки Пушкина» | И. Левитан, И. Репин, И. Крамской, В. Серов; К. Давлеткильдеев Конкурс рисунков «Люблю пейзажи Башкирии» | ||||
Конкурс рисунков «Любимая сказка» | |||||||
Защитники земли русской. День Защитника Отечества | |||||||
Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда» | Книжная выставка «Дни и ночи войны» | Книжная выставка «Ни шагу назад!» | |||||
Экскурсия в городской парк им.Жуко-ва «Мои земляки – герои воины» «Славные сыны Башкортостана»: М. Шаймуратов, А Матросов, М. Муртазин, М. Гареев | |||||||
Старты надежд «Вперед, мальчишки!» | Конкурс плакатов «Нет войне!» Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!» | Защита проектов учащихся «Народные традиции и обычаи» | |||||
Родительское собрание «С чего начинается Родина» | Родительское собрание «Растить гражданина» | ||||||
Праздник «Мы твои друзья, природа!» Изучение правил поведения в природе | Дискуссия «Природа и мы» Игра «Поиск нарушителей законов природы» | ||||||
Проведение методического семинара в педагогическом коллективе школы по проблеме «Развитие духовно-нравственных ориентаций учащихся с учетом культурно-национального своеобразия Башкортостана» | |||||||
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | ||
«Что я должен делать в классе?» | «Кто ленив, тот и сонлив» - если ты не выучил урок или проспал? | «Кем я буду, когда вырасту?» | Почему так го-ворят «Делано наспех – сдела-но насмех»? | ||
Конкурс поделок из природного материала «Лесные диковинки» | |||||
Конкурс «Самая лучшая классная комната» | |||||
Конкурс «Самый чистый кабинет» | Конкурс «Самый «зеленый» класс» | ||||
Акция «Книжкина больница» | |||||
Изготовление подарков будущим первоклассникам | Изготовление книжек-самоделок для малышей. | ||||
Конкурс рисунков «Кто что любит делать» | «Зимняя фантазия» - украсим наш двор. | ||||
Народные промыслы. Выставка предметов декоративно прикладного искусства народов, населяющих Башкортостан | |||||
Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!» | |||||
Выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знают скуки» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). | |||||
«Умелые руки не знают скуки». Выставка поделок, выполненных учащимися. | |||||
Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Игра «Почта» | |||||
Изготовление гирлянд | Изготовление снежинок | Изготовление фонариков | Объемные игрушки | ||
Конкурс кабинетов, украшенных детьми совместно с родителями «Мы всем классом ждем Нового года!» | |||||
Уроки Самоделкина. «Это дело наших рук» - подарки для родных и друзей. | |||||
«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел» | |||||
Выставка творческих работ детей «В семье единой», отражающая содружество культур народов Республики Башкортостан | |||||
Участие в ярмарке творчества детских объединений «Мой город, Моя Республика, Моя Россия» | |||||
Работа школьного радио | |||||
«Играть играй, а дело знай» | «Всякий человек в деле познается» | «Кто любит труд того люди чтут» | «Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается» | ||
Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству «Папа, мама, я – техническая семья» | |||||
Мы – друзья птиц | |||||
Акция «Кормушки для зимующих птиц» | Праздник птиц.Конкурс«Лучший домик для птиц» | ||||
Экскурсии в детские клубы, Дворец детского творчества, с целью популяри-зации сети кружков, клубов, организаций дополнительного образования. | |||||
Экскурсия во Дворец пионеров на Выставку детского творчества | Экскурсия в Юннатский экологический центр | ||||
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. | |||||
Выращивание простейших сельскохозяйственных культур «Огород на подоконнике» | Выращивание рассады цветоч-ных культур. Работа на при-школьном учас-тке «Сами садик мы садили, сами будем поливать» | Высадка рассады цветочных культур. Работа на пришкольном участке. Проектно-исследовательская деятельность: «Какие семена всходят быстрее?», «Овощные культуры», «Злаки», «Бобовые культуры». | |||
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.