Требования к технике проведения урока

1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.

43. Проблема оценивания результатов учебной деятельности школьников. Функции оценки и отметки, ЕГЭ в современной школе. (2ЧАСТЬ ДОРАБОТАТЬ!!!)

Оценка и учет результатов учебной деятельности

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Количественным выражением оценки является отметка.

До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка» иногда понимаются как синонимы. Часто, когда имеется в виду отметка, говорят оценка (выставление оценок, система оценок и т.д.). Между тем «оценка» и «отметка» — понятия хотя и близкие, но далеко не идентичные.

Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т.д.

Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний. Проблема эта не рростая, особенно если учесть, что оценка знаний — тонкий и острый инструмент воздействия на учащегося. Высокая оценка знаний может не только воодушевлять обучающегося к учению, но и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побудить к усилению учебной работы, и отбить охоту к учению. Вот почему в последние годы в печати возникают острые дискуссии, которые облекаются то в форму борьбы с так называемой «процентоманией», т.е. завышением отметок, то принимают форму предложений о переводе из класса в класс независимо от качества знаний. В этой связи определенный интерес представляет та эво-юция, которую прошла в нашей стране проблема оценки ;3наний.

Балльная система оценки знаний учащихся существовала в России еще до революции 1917 г. Оценка знаний осу-ествлялась по шестибалльной системе с баллами от нуля |до пяти. Затем нулевая оценка была упразднена, система ревратилась в пятибалльную.

Отношение к оцениванию результатов обучения в балах в истории школы было различным. После 1917 г. полу-ила развитие идея обучения без отметок. Согласно кон-епции советской трудовой школы учебная деятельность должна строиться на интересе учащихся, ориентироваться на самостоятельность, инициативу, творческий характер чения. Непригодными были признаны прежние методы исциплинирования учащихся с помощью отметок. В мае 1918 г. вышло Постановление Наркомпроса РСФСР «Об ене отметок», в котором определялось следующее:

применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики;

перевод из класса в класс и выдача свидетельств производятся на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы.

Запрещались любые виды экзаменов: вступительные, переводные и выпускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Лишь в крайних случаях допускались фронтальные устные проверки и письменные работы зачетного характера. Рекомендовались периодические беседы с учащимися по пройденной теме, их выступления о прочитанных книгах, статьях. Приветствовались отчеты учеников о самостоятельно выполненных работах по личному выбору. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений не отдельного учащегося, а школьного коллектива. Получили широкое распространение тестовые задания как одна из самых пригодных форм самоконтроля.

Обучение без отметок имело определенные положительные стороны, так как развивало у части обучаемых самостоятельность. Но в большинстве своем такое обучение приводило к снижению качества знаний, ухудшению дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в школе и дома, посещать занятия. Поэтому сначала стихийно стали вводиться различные формы контроля, а в 1932 г. официально восстановлен принцип систематического учета знаний каждого ученика на основе индивидуального подхода.

В сентябре 1935 г. были введены пять словесных (вербальных) оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо», которые просуществовали до конца 1943 г. В январе 1944 г. было принято решение заменить применявшиеся словесные оценки на цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся. В вышедшей вслед за этим постановлением Инструкции о применении цифровой пятибалльной системы оценки были сформулированы параметры, за что выставляется та или иная отметка.

Введение регулярного учета знаний оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина учащихся повысились.

Сложившаяся система оценивания результатов учебной

еятельности в виде баллов несмотря на недостатки до сих

ор не нашла достойной замены. Хотя некоторые педагоги,

ученые выступают против существующей системы оценки

степени обученности. Их главные аргументы:

S обученность фактически оценивается по трехбалльной шкале (отметки «1» и «2» фиксируют незнание);

•/ недостоверность оценки обученности (отметки «5», «4», «3» ставятся и в гимназических классах, и в классах для одаренных детей, и в классах общеобразовательных школ, и в классах коррекционно-развивающего обучения, поэтому они не равнозначны);

•S трехбалльная шкала недостаточна, чтобы оценить знания учащихся (поэтому преподаватели используют суррогатную шкалу: к баллам добавляют «плюсы» и «минусы»).

Ученые предлагают новые оценочные шкалы: десятибалльные, двенадцатибалльные, стобалльные и др.

Ошибки оценивания

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе и вузе относятся:

• великодушие, снисходительность. Проявляется в завы-
ении отметок. Крайней формой великодушия в оценках

бучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;

перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку отметку);

оценка по настроению;

отсутствие твердых критериев (за слабые ответы пре-одаватель может ставить высокие отметки или наоборот);

центральная тенденция (проявляется в стремлении избе-ать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок);

неустойчивость системы (преподаватель или долго не прашивает, или весь урок ведет опрос);

близость оценки той, которая была выставлена ранее например, на предыдущих экзаменах другими преподава-елями или учителю трудно сразу после двойки поставить

терку);

• ошибки ореола (проявляются в тенденции преподава-
еля оценивать только положительно или отрицательно тех

учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);

перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;

завышение или занижение отметок; и др.

Однако за каждым намеренным завышением и занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки.

44. Мотивация и активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе и самообразовании. Требования к домашней подготовке учащихся к уроку. (МОТИВАЦИЯ ДОРАБОТАТЬ!)

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной.

эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности

Формирование положительной мотивации к обучению

Использование современных педагогических технологий

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:

v принцип самостоятельной активности учащихся;

v принцип осознанности познания;

v принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;

Наши рекомендации