Положение о проведении полевого туристского лагеря
Острова и континенты
(сборник программ профильных полевых лагерей
для детей и подростков)
Воронеж-2011
Составители:С.В. Михайлов,Е.А. Калмыкова, Л.В. Замотаева, А.А. Никифорова
Острова и континенты:учебно-методическое пособие/ ……..
В данном сборнике представлены программы и сюжеты профильных полевых лагерей «Обитаемый остров» и «Седьмой Континент» для детей и подростков, разработанные и апробированные творческим коллективом педагогов и учащихся детско-юношеского центра туризма, экологи, краеведения «Восхождение» МОУДОД Дом детства и юношества.
Сборник может быть рекомендован методистам, педагогам и всем, кто занимается воспитанием, организацией отдыха детей в каникулярный период, профилактикой правонарушений, безнадзорности, вредных привычек среди детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Содержание
1. Вступление …………………………………………………………………..6
2. Положение о проведении полевого туристского лагеря………………….7
3. Методические рекомендации по составлению плана организации и проведения палаточных туристских лагерей с учащимися…………………….12
4. Примерное штатное расписание лагеря…………………………………..19
5. Программы полевых туристских лагерей «Седьмой континент», для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию………………….21
6. Районный летний палаточный туристский лагерь
«Седьмой континент» - программа «Эпоха Короля Артура»……………..21
7. Районный летний палаточный туристский лагерь
«Седьмой континент» - программа «Путь к Олимпу»……………………..70
8. Районный летний палаточный туристский лагерь
«Седьмой континент» - программа «Спектр»………………………………90
9. Программы весенних полевых туристских лагерей «Обитаемый остров» для подростков……………………………………………………………….103
10. Районный весенний полевой спортивно-туристский лагерь
«Обитаемый остров» - программа «Машина времени»………………..103
11. Районный весенний полевой спортивно-туристский лагерь
«Обитаемый остров» - программа «Остров сокровищ»……………….....125
12. Районный весенний полевой спортивно-туристский лагерь
«Обитаемый остров» - программа «Лабиринт Домино»…………………131
13. Программы осенних полевых туристских лагерей «Обитаемый остров» для подростков…………………………………………………………….....139
14. Районный осенний полевой спортивно-туристский лагерь
«Обитаемый остров» - программа «Живут студенты весело»…………...139
15. Районный осенний полевой спортивно-туристский лагерь
«Обитаемый остров» - программа «Армия»………………………………146
16. Районный осенний полевой спортивно-туристский лагерь
«Обитаемый остров» - программа «Телевидение»……………………….155
17. Районный осенний полевой спортивно-туристский лагерь
«Обитаемый остров» - программа «Вирус ВНН»………………………...164
18. Районный осенний полевой спортивно-туристский лагерь
«Обитаемый остров» - программа «От хутора до…»…………………….170
19. Приложение № 1. Перечень необходимых документов на оформление в лагерь…………………………………………………………………………177
20. Приложение № 2. Перечень необходимого личного снаряжения……177
21. Приложение № 3. Примерный перечень необходимого снаряжение для проведения лагеря…………………………………………………………...179
22. Приложение № 4. Образец плана–заявки от образовательного учреждения на участие подростков в лагере………………………………………..182
23. Приложение № 5. Образец заяви от образовательного учреждения на участие подростков в лагере ……………………………………………….183
24. Приложение № 6. Образец заявления родителей (законных представителей) подростков на участие в лагере…………………………………….184
25. Приложение № 7. Образец письма – согласования Главе администрации Рамонского муниципального района Воронежской области………..185
26. Приложение № 8. Образец письма – согласования главному врачу МУЗ ЦРБ Рамонского района………………………………………………186
27. Приложение № 9. Образец письма – согласования начальнику ОВД по Рамонскому району Воронежской области………………………………..187
28. Приложение № 10. Образец письма – согласования начальнику пожарной части № 53 по охране Рамонского района отряда ГПС МЧС по Воронежской области…………………………………………………………..188
29. Приложение № 11. Образец письма – согласования с ОГУ Воронежское лесничество……………………………………………………………..188
30. Приложение № 12. Образец письма начальнику ГУВД Воронежской области по вопросу выделении экипажа сотрудников ОГИБДД (с автомобилем) для сопровождения автоколонны…………………………………..189
31. Приложение № 13. Образец письма – согласования с близлежащей базой отдых……………………………………………………………………..190
32. Приложение № 14. Образец письма – согласования начальнику УМВД России по городу Воронежу о направлении работника отдела полиции для охраны правопорядка…………………………………………………...191
33. Приложение № 15. Образец письма – согласования главному врачу МУЗ городского округа г. Воронеж «Городская поликлиника № 1» о направлении медицинского работника для работы в лагерь……………….192
35. Приложение № 16. Образец письма – согласования руководителю управления Роспотребнадзора по Воронежской области…………………193
37. Приложение № 17. Образец письма главному врачу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Воронежской области на проведение гигиенического обучения сотрудников лагеря………………………………………..193
Вступление
В этом сборнике представлен более, чем пятнадцатилетний опыт отдела «Туризм. Экология. Краеведение» МОУДОД Дом детства и юношества по организации полевых туристских, экологических лагерей для детей и подростков.
Наши «Семерки» и «Обитаемые острова» - традиционные, любимые, долгожданные события в жизни педагогов и учащихся отдела.
В основе программы каждого из лагерейлежит большая сюжетно-ролевая игра, а ребёнок – главный её герой! Динамизм, соревновательный характер, предусмотренные жизнью лагеря, позволяют вовлекать подростков в творческий поиск, поддерживать их активность и инициативу, способствуют сплоченности и организованности детей.
По сложившейся традиции сюжет лагеря ежегодно меняется. В разработке программы участвуют педагоги отдела «ТЭК» и педагогический отряд «Седьмой континент».
Специфика работы отдела такова, что привлекает детей и подростков с девиантным поведением, социально не адаптированных, порой, попавших в трудную жизненную ситуацию. Социальная, психологическая адаптация таких детей – одна из важных задач деятельности отдела «ТЭК».
Мы предлагаем вашему вниманию программы лагерей, которые ежегодно проводятся на осенних, весенних и летних каникулах. Программы и режим дня разработаны с учетом сезонных особенностей, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса и туристского быта.
Положение о проведении полевого туристского лагеря
Пояснительная записка
Полевой туристский лагерь – комплексная, интенсивная и очень эффективная форма туристско-экологического образования и воспитания подростков, проходящая в тесном соприкосновении с миром природы в условиях естественной среды и контакта с коллективом людей.
Полевые условия лагеря в высшей степени способствуют познанию окружающей среды, воспитанию у детей чувства ответственности и бережного отношения к природе. Здесь они могут применить на практике знания, полученные на занятиях в течение учебного года. Лагерь дает детям возможность пожить самостоятельно, без опеки родителей, развить чувство коллективизма, навыки самообслуживания в быту, прививает любовь к природе, к своей Родине. У ребят вырабатывается внимательность, терпение, выносливость, доброта, трудолюбие и умение сопереживать.
Лагерные сборы являются также прекрасной формой создания благоприятной атмосферы для общения, взаимодействия и сотрудничества между педагогами и детьми, требуют от подростков творческого подхода, подразумевают их активную деятельность.
Главная задача любого детского лагеря - организация отдыха детей. Обстановка в полевом палаточном лагере существенно отличается от повседневной и домашней, что является ключевым фактором в определении целей и задач лагеря.
Другая важная особенность жизни в полевом лагере - возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию их способностей, проявлению инициативы, изобретательности, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Дети приобретают необходимый опыт общения как друг с другом, так и с окружающей их природой, получая от этого духовную и моральную удовлетворённость. Немаловажную роль играет тот факт, что ребятам в палаточном лагере приходится самостоятельно, под чутким руководством педагогов и вожатых организовывать свой быт в естественных природных условиях, что развивает навыки самостоятельности, трудолюбия, самодисциплины. Это бесценный опыт, который есть не у каждого взрослого человека. Задача педагогов в детском лагере - реализация всех этих возможностей.
Играя, ребёнок развивается намного больше, чем сидя статично за партой, ибо это его действие, это его человеческое естество! Игра – это увлечение, которое становится миром ребёнка. Здесь может быть наиболее интересна историческая игра, ведь история красочна и разнообразна, и всегда в ней можно найти яркие моменты для игрового пространства. Нужно лишь завлечь в неё ребёнка, мотивировать его включиться в неё.
Но игра, дабы принести результат, должна иметь свою структуру, правила организации, наглядность, чёткость заданий, предполагающих неожиданность, вариативность действия, полное погружение участников в проблемность, правдоподобие экстремальной ситуации. Кроме того, очень важным условием является наличие в игре исторических деталей и чётких правил исполнения, позволяющих максимально приблизить действия к естественному состоянию реальности исторического события.
Конечно, учесть интересы ребёнка и исторические реалии сложно, но их сочетание – идеальный вариант. Проведение игры на природе, да ещё в месте подлинно историческом, при умелом и верном исполнении даст максимальный эффект, на который в обычных условиях тратятся месяцы, а то и годы.
Таким образом, туристские лагеря имеют большое образовательное, воспитательное, оздоровительное значение, являются одной из перспективных форм учебно-воспитательного процесса и организации отдыха подростков в каникулярный период, а, так же, прекрасной формой привлечения новых учащихся в объединения отдела.
Сроки реализации лагерей:
- программы полевого туристского лагеря «Седьмой континент», для подростков попавших в трудную жизненную ситуацию - 10 дней;
- программы полевого туристского лагеря «Обитаемый остров», для подростков - 5 дней.
Цель проведения лагерей: организация активного каникулярного отдыха детей и подростков в естественных полевых условиях.
Задачи:
· Приобретение практического туристского опыта
· Развитие самостоятельности, навыков самообслуживания, организации собственного быта
· Развитие и стимуляция познавательной и творческой активности
· Побуждение интереса к изучению истории своего края
· Самоопределение и самореализация личности каждого ребенка
· Воспитание в детях любви к природе, стремления к ее изучению
· Формирование ценностного отношения к себе, другим, человечеству
· Развитие физических способностей, оздоровление детей
· Создание благоприятного психологического климата в малых группах и в лагере в целом
· Гражданско-патриотическое воспитание