Общее и отличия в деятельности гимназий и лицеев
Характеристика | Гимназия | Лицей |
Цель образовательной деятельности | Развитие личности с ориентацией на продолжение обучения в вузах | Развитие личности с ориентацией на допрофессиональную подготовку определенного профиля вуза |
Структура учреждения | 1–11 классы | 5 – 11 классы |
Выбор путей образования | Родители | Учащиеся, родители |
Комплектование | Психолого-педагогическая диагностика готовности к обучению в учреждении повышенного уровня | Тестирование по основам знаний, учет состояния здоровья к повышенной нагрузке |
Содержание образования | Гуманитарное, углубленного уровня | Профильное, углубленное, отраслевое |
Связь с вузом | Желательна | Обязательна на договорных основах |
Аттестация выпускников | Традиционная | Совмещена с приемными экзаменами в вуз |
Формы организации учебной деятельности | Коллективные и индивидуально-групповые | Широко академические, вузовского типа |
Кадры | Часто привлекаются работники вузов | Широко используются работники вуза |
Описанные выше альтернативные поиски новых моделей образовательных систем позволяют вычленить доминирующую тенденцию в становлении инновационных учебных заведений, которая заключается в том, что они на основе поиска осуществляют переход от традиционной модели к модели вариативного образования. Вариативное образование – это процесс, направленный на расширение возможностей личностью компетентного выбора жизненного пути и на ее саморазвитие.
На институциональном уровневариативность образования проявляется в том, что идет интенсивный процесс перехода от отдельных альтернативных школ к системе инновационных образовательных учреждений; от монополии государственного образования к сотрудничеству с негосударственными и семейными формами образования; от государственных линий развития типов образовательных учреждений к смешанным. Обеспечение единства образовательного пространства происходит за счет стандартизации.
На концептуальном уровневариативность образования предписывает при моделировании инновационных школ ориентироваться на педагогику развития с присущими ей детоцентризмом и целевой установкой на овладение способами мышления в данном обществе. В инновационной педагогической практике этот принцип реализуется на основе процесса перехода от школоцентризма к детоцентризму; на основе плюрализма педагогических парадигм: знаниевой; личностно ориентированной; развивающей; интегрированно-деятельностной; культуросообразной и др. Однако при всем многообразии концептуальных подходов при моделировании, инновационной школы наблюдается единство, которое проявляется в гуманистическом характере образования. Это единство обеспечивается за счет ориентации на приоритет интересов ребенка и его здоровья, на права ребенка и родителей на выбор образования, на индивидуально-личностную траекторию развития, наконец, на право учителя на индивидуальный стиль, на поиск нетрадиционных способов в профессиональной деятельности.
На содержательном уровневариативность образования реализуется через переход от предметоцентризма при построении учебных планов к образовательным областям; от монопольной программы и учебника к вариативному их набору, введению интегрированных учебных курсов; через реализацию регионального компонента образования; через введение различных вариантов дифференциации обучения; через усиление интегрированности учебного процесса за счет выявления межпредметных задач и перехода к построению учебного процесса на проектной основе.
На технологическом уровневариативность достигается через культуросообразное и научно обоснованное осуществление учебного процесса; внедрение информационных средств и технологий в учебный процесс; создание условий для освоения эффективных технологий обучения; подготовку учащихся и педагогов к работе с информационными потоками; развитие технологического просвещения учителей, изменение профессионального мышления педагогов, становление и развитие их информационной культуры.
Таким образом, понимание ценности человека как «меры всех вещей» кардинально меняет представление о назначении образования в XXI веке: традиционное понимание образования как процесса овладения учащимися знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни будет окончательно переосмыслено и вытеснено более широким взглядом на образование как процесс становления человека, обретения им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.
Модуль «Современный учебный план»
Основные понятия:учебный план, структура и свойства учебного плана.
Требования к усвоению понятия«учебный план»:
– иметь представление об учебном плане как педагогической категории;
– давать современную характеристику учебного плана (раскрывать содержание этого понятия);
– знать о связи учебного плана и стандарта образования;
– уметь анализировать конкретный учебный план.
Содержательный блок
Дидактический аспект:базисный учебный план является основным государственным нормативным документом в сфере школьного образования; его функции: определение объема знаний, умений; объема и структуры содержания общего образования; создание организационных и научно-методических условий для обеспечения грамотности учащихся. Структура базисного плана предусматривает: инвариантную часть (общекультурные и национально значимые ценности, общественные идеалы) и вариативную часть (индивидуальный характер развития школьников). Учебный план характеризуется: гибкостью, интеграцией, дифференциацией, унификацией, гуманизацией.
Психологический аспект:учебный план предполагает разные уровни усвоения отдельных предметов. Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из уровней: базовому, повышенному, промежуточному.
Методический аспект:структурирование содержания образования в регионе подчиняется принципам: целостности, вариативности, сочетания концентрического и линейного построения учебных курсов, движения от ребенка к миру и от мира к ребенку. Учащийся может получить образование в любом учебном заведении (обычная школа, лицей, гимназия и др.).
Задания
1. Изучите учебный план школы, определите в нем инвариантную и вариативную части.
2. Проанализируйте учебный план лицея (или гимназии) с точки зрения функций государственного стандарта.
3. Сравните учебные планы обычной школы и инновационного учебного заведения: прежде всего, что их отличает, что у них общего. По какому плану вы хотели бы учиться?
4. Составьте собственный учебный план для любого учебного заведения и обоснуйте его.
Учебно-исследовательская работа –написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из следующих тем:
1. Социально-педагогические факторы разработки учебных планов.
2. Педагогическая характеристика учебного плана.
3. Особенности современных школьных учебных планов.
4. Гуманистическая функция учебного плана школы.
5. Учебный план инновационного учебного заведения как фактор образования выпускника.
6. Условия разработки и реализации школьного компонента базисного плана.
Контрольный блок
1. Ответьте на вопросы:
• Какова структура учебного плана?
• Какие функции выполняет базисный учебный план?
• Что такое образовательная область?
• За счет чего учебный план учитывает особенности индивидуального и личностного развития школьников?
• Что означают базисный, повышенный и промежуточный уровни образования? Какой из них вы получили в свое время?
• Что характерно для содержания образования инновационных учебных заведений?
2. Найдите педагогические ошибки и неточности:
– «в учебном плане определено, что и в какой последовательности изучается»;
– «любой учебный план приходит «сверху»;
– «для того, чтобы внести изменения в учебный план, достаточно иметь необходимые педагогические кадры».
Литература
Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М., 1998.
Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. № 5.
Валицкая АЛ. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998.
Гребенюк О.С. Научно-методическое обеспечение курса общей педагогики. Калининград, 1997.
Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода. М., 1994.
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. 1993. № 1.
Колесникова И.А. Методологические основания педагогической деятельности по разработке и реализации образовательных стандартов // Образовательные стандарты: Материалы международного семинара. СПб., 1995.
Коломиец Б.К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. М., 1999.
Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.
Леднев B.C. Содержание общего среднего образования. М., 1980.
Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / Под ред. О.С. Газмана. М., 1995.
Образование в мире на пороге XXI века. М., 1991.
Перминова Л.М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности // Педагогика. 1997. № 3.
Рахлевская Л. К. Педагогическая анропология (человековедение) в системе непрерывного образования. Томск, 1997.
Рыжаков М.В. Место стандартов в системе общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 1.
Салихов А.В. Разработка и введение национально-региональных компонентов государственных стандартов общего среднего образования. М., 1998.
Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М 1996.
Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.
Шишов С.Е. Организация и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования. М., 1997.