Урок проверки, оценки и коррекции зун учащихся
Цель: определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков. В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях:
I. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит понял, запомнил, воспроизвел.
2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
3. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровня и научился переносить в новые условия.
Типы уроков производственного обучения:
тип 1. Формирование первоначальных умений и навыков выполнения операций.
Основное содержание урока | Соотношение разных видов инструктажа | Содержание самостоятельной работы учащихся | Методы и дидактические средства |
Обработка приемов работы в рабочем темпе операций | Все виды инструктажей (большое значение) | Учащиеся выполняют в рабочем темпе | Мастер широко использует показ образцов готовой продукции, показ и объяснение рациональности выполнения приемов, операций ТСО |
Формирование умений планировать выполнение действий, организации рабочего места | Вводный инструктаж раскрывает место каждого приема в выполнении операций в целом | Используют техническую и инструкционно-технологическую документацию | Мастер использует монологическое изложение учебного материала. |
Техника безопасности | Текущий и заключительный инструктаж направлены на правильное выполнение приемов и операций | Изучают инструкции по ТБ и БМТ | Мастер использует строгую структуру; логику изложения;; системный характер освещения знаний. |
тип 2. Совершенствование умений и навыков выполнения операций и формирование умений выполнения комплексных работ.
Основное содержание урока | Соотношение разных видов инструктажа | Содержание самостоятельной работы учащихся | Методы и дидактические средства |
Обработка умений и навыков выполнения комплексных работ. | Все виды инструктажей. В процессе вводного инструктажа показывается содержание и последовательность выполнения комплексной работы. | Выполнение учащимися в рабочем темпе комплексных работ. | Рассказ, показ приемов работы с использованием передовых методов труда и прогрессивного инструктажа. |
Показ передовых методов труда, прогрессивных инструментов, передовой технологии. | Текущий и заключительный инструктажи должны обеспечивать выполнение учащимися комплексной работы. | Широко использовать техническую документацию, передовые методы труда, прогрессивную технологию и высокопроизводительный инструмент. | Демонстрация натуральных объектов, образцов готовой продукции. |
тип 3. Совершенствование умений и навыков выполнения комплексных и сложных видов работ в условиях производства.
Основное содержание урока | Соотношение разных видов инструктажа | Содержание самостоятельной работы учащихся | Методы и дидактические средства |
Совершенствование умений и навыков в процессе выполнения различных заданий по нормам, приближающимся к нормам взрослых рабочих и чертежам предприятий. | Все виды инструктажей. В водном инструктаже обращается внимание на особенности производственно-технического процесса и т.п. | Учащиеся выполняют производственные работы по чертежам заводских технических процессов. | Выполнение производственных работ на производственном оборудовании. |
Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков. В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях. | В текущем и заключительном инструктаже уделяется внимание ритмичности и чистоте приемов, соблюдению технических приемов. | Применяют высокопроизводительный инструмент, приемы работы новаторов производства. | С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов мастер побуждает учащихся к актуализации уже известных им знаний и достижения усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. |
тип 4. Совершенствование умений и навыков на штатном рабочем месте (бригаде) во время предвыпускной производственной практики.
Основное содержание урока | Соотношение разных видов инструктажа | Содержание самостоятельной работы учащихся | Методы и дидактические средства |
Совершенствование профессиональных умений и навыков в производственных условиях с выполнением работ по производственно-технологической документации и с производственным нормированием труда. | Необходимые указания дает мастер цеха. Принимает работу контролер ОТК. | Учащиеся самостоятельно изучают новейшие технологические процессы на штатном рабочем месте. | Самостоятельное выполнение операций по чертежам на оборудовании, рабочем месте в бригаде, (чертежи, заводская технология, рабочее место). |
тип 5. Наблюдение за работой новатора производства.
Основное содержание урока | Соотношение разных видов инструктажа | Содержание самостоятельной работы учащихся | Методы и дидактические средства |
Изучение и осмысливание работы новатора производства с целью использования отдельных его элементов при выполнении производственных заданий на рабочем месте. | Особенно важное значение имеет сообщение учащимся программы наблюдений и способов фиксации деятельности новатора. | Учащиеся самостоятельно выполняют все виды работы, предназначенные для данного штатного места. | Обучающим элементом являются самостоятельность работы, чертежи, рабочее место, производственно-техническая документация. |
тип 6. Контрольно - проверочные уроки. Квалификационная проба.
Основное содержание урока | Соотношение разных видов инструктажа | Содержание самостоятельной работы учащихся | Методы и дидактические средства |
Проверка степени овладения умениями и навыками (по теме, за полугодие, за год). Проверка степени овладения умениями и навыками с целью усвоения квалификационного разряда. | Инструктаж о выполнении задания (чертежи, наряд). | Учащиеся самостоятельно выполняют все виды работ, изучают новейшие технологические процессы, применяют высоко производительный инструмент, предназначенный для данного рабочего места. | Наблюдение за работой учащихся (за правильностью выполнения приемов, последовательностью использования инструктажа). |
Нестандартные уроки
Педагогами разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.
5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.