Классификация методов обучения. По источнику получения информации(Перцептивный подход) (С
По источнику получения информации(Перцептивный подход) (С. И. Петровский, И.Т.Огородников, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе). Выделяют три группы методов:
- словесные (беседа, рассказ, лекция, объяснение, работа с книгой);
- наглядные (показ, демонстрация моделей, схем);
- практические (упражнения, лабораторные работы, сочинения, решение задач).
По назначению(Управленческий подход) (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). Критерий – последовательность этапов процесса обучения. Методы обучения классифицируют в соответствии со следующими этапами:
§ приобретения знаний;
§ формирования умений и навыков;
§ применения знаний;
§ творческой деятельности;
§ закрепления знаний, умений и навыков;
§ проверки знаний, умений и навыков.
По дидактическим целям(Г. И. Щукина, И. Т. Огородников).Выделяют методы, способствующие:
§ первичному усвоению учебного материала;
§ закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
По характеру познавательной деятельности(И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин). Выделяют пять групп методов обучения:
§ Объяснительно-иллюстративные методы (рассказ беседа, объяснение, доклад, инструктаж, показ): ученики получают знания в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.
§ Репродуктивные методы(лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение): ученик применяет изученного на основе образца или правила. Деятельность учащихся имеет алгоритмический характер (выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам).
§ Методы проблемного изложения(игра, проблемная ситуация, беседа, обобщение).
§ Частично-поисковые методы (диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, наблюдение): осуществляется организация активного поиска решения сформулированных познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.
§ Исследовательские методы (проектирование, исследовательское задание, исследовательское моделирование).
По сочетанию методов преподавания и учения (М.И. Махмутов) включает систему методов:
§ Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий.
§ Методы учения: исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
По компонентам деятельности учителя (Ю. К. Бабанский). В ней выделяют три большие группы методов:
4. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя).
5. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (интереса к учению; долга и ответственности в учении).
6. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (устный, письменный, лабораторно-практический).
Специфика применения методов обучения в образовательной отрасли подготовки выпускника
Выбор методов обучения зависит от:
1) целей
2) содержания образования и обучения (уровень обучения, который необходимо достигнуть)
3) времени для данного курса
4) материально-технической базы
5) уровня подготовки учащегося
6) уровня подготовки учителя
7) уровня мотивации обучения
Билет №17
Особенности применения форм обучения в образовательной отрасли подготовки выпускника
Понятие формы обучения
Философия трактует форму как внутреннюю организацию содержания, охватывающую систему устойчивых связей предмета.
Форма обучения (педагогического процесса) – это:
§ специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся (И.М. Чередов).
§ целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся (В.Г. Крысько).
§ внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и воспитанников, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.
§ взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом (Дидактика средней школы 1982).
§ Вариативная, но относительно устойчивая структура взаимодействия между его участниками, содержание которого зависит от цели, учебного материала, методов и условий обучения (И.К. Журавлев)
§ Виды занятий, организуемые с учетом количества обучаемого, отводимого времени, характера помещений и оборудования (И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко)
§ Внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов предмета и явления (Н.И. Кондаков)