Iuuj i .)
Гельдибаев М.Х., Вандышев В.В. Уголовный процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. - 719 с.
Гельдибаев Вандышев Уголовный процесс 2012
Г32
УДК 343.13(470+571)(075.8) ББК 67.410.2(2Рос)я73-1 Г32
Рецензенты: д-р юрид. наук, профессор А. В. Ендольцева
(нач. кафедры уголовного процесса
Московского университета МВД России)
д-р юрид. наук, профессор С.Д. Шестакова
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Гельдибаев, Мовлад Хасиевич.
Уголовный процесс: учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям / М.Х. Гельдибаев, В.В. Вандышев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. — 719 с. — (Серия «Dura lex, sed lex»). I. Вандышев, Валерий Васильевич.
Агентство CIP РГБ
ISBN 978-5-238-02246-8
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ материал учебника сгруппирован в два раздела: Общую и Особенную части. Раскрыты общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства, дан сравнительно-правовой анализ наиболее принципиальных уголовно-процессуальных норм. Особое внимание уделено актуальным проблемам правового регулирования в сфере уголовного производства и практики применения процессуальных норм.
Для студентов и аспирантов юридических факультетов вузов.
ББК67.410.2(2Рос)я73-1 ISBN 978-5-238-02246-8
®„ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 2009, 2012
ia использование и распространение
iUUJ I .).
любой ее части любыми средствами или в
разрешения издательств^ """^ " ИНтернет-се™' запрещается без письменного © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2012
Предисловие
Уголовно-процессуальное законодательство любого государства имеет ярко выраженный мировоззренческий аспект. Сущность и содержание этого законодательства позволяют с высокой степенью уверенности судить об устройстве государства и форме его правления, о положении личности в государстве и обществе.
Именно уголовно-процессуальное законодательство наряду с уголовным правом обеспечивает общественный порядок и общественную безопасность, охрану прав, свобод и законных интересов личности. Специалистами давно подмечено, что «в области уголовного права и процесса лежат границы для вторжения государства в область личной свободы граждан, и потому научная разработка этих дисциплин может более всего обеспечить господство права»1.
Не случайно около 32% обращений к Уполномоченному по правам человека составляют жалобы подозреваемых, обвиняемых и потерпевших на нарушения законов в сферах уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности. В них сообщается о незаконных задержаниях, заключениях под стражу и обысках, многочисленных случаях фальсификации доказательств, избиениях, пытках и фактах бесчеловечного и унижающего достоинство человека обращения вплоть до убийства невиновных лиц2.
Глобализация мировых процессов, кардинальные изменения во всех областях общественной жизни России, вызванные перестройкой в Советском Союзе, обусловили необходимость реформирования всех отраслей отечественного права. В связи с этим была разработана Концепция судебной реформы в Российской Федерации, идеи которой постоянно уточняются, дополняются и детализируются3.
В рамках правовой реформы логичным стало появление нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 г., нормы которого заслуживают в целом положительной оценки.
Тем не менее, уголовно-процессуальный закон имеет, к сожалению, явные, очевидные пробелы и недостатки, препятствующие единообразному пониманию и применению его норм.
Среди них следует обратить внимание на то, что в процессуальном
законе:
1) нарушен баланс интересов личности, общества и государства в пользу интересов лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
2) определенная часть надлежащей правовой процедуры не урегулирована уголовно-процессуальным законом или регламентирована конспективно;
3) низкая законодательная техника в целом, которая нашла выражение не только в стилистических погрешностях, но и в грамматических ошибках;
1 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. В 2 т. СПб., 1996. Т. 2.
С. 586, 587.
2 Уполномочен доложить. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год // Российская газета. 2006. 15 июня.
3 Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.
4) значительная часть норм-дефиниций сформулирована неточно, а некоторые процессуальные нормы не согласуются друг с другом; и т.д.
В связи с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации возникла необходимость в создании для студентов учебников, базирующихся на нормах этого законодательства. В целом эта задача решена. Среди учебной литературы, заслуживающей высокой положительной оценки, можно назвать работы К.Б. Калиновского, А.В. Смирнова, коллектива авторов, подготовивших учебники под научным руководством В.П. Божьева, В.З. Лукашевича, П.А. Лупинской и других специалистов1. Однако потребность в научной и учебной литературе не ослабевает. Данный вывод обусловлен тем, что за годы действия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 г. в него внесено, по скромному подсчету, более тысячи изменений и дополнений. При этом данный процесс носит перманентный характер. Следовательно, учебная литература не отражает реального положения в уголовном судопроизводстве, морально «устаревая» уже на стадии ее редактирования и издания.
При подготовке настоящего учебника по уголовному процессу авторы предприняли попытку:
1) обеспечить изложение позитивного материала с аналитической точки зрения;
2) рассмотреть позитивный материал в историческом и международном аспектах;
3) дать сравнительно-правовой анализ наиболее принципиальных, на взгляд авторов, уголовно-процессуальных норм;
4) изложить дискуссионные точки зрения, имеющиеся в отечественной юридической литературе, на насущные проблемы правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства и практики применения процессуальных норм;
5) раскрыть нравственные основы уголовного процесса с целью воспитания у студентов уважения к любому закону, правам, свободам и законным интересам личности в уголовном судопроизводстве;
6) показать современную практику применения норм действующего уголовно-процессуального законодательства;
7) сформулировать некоторые возможные пути совершенствования действующего уголовно-процессуального законодательства.
Авторы выражают благодарность рецензентам — доктору юридических наук, профессору З.В. Макарову, доктору юридических наук, профессору С.Д. Шестакову и членам кафедры уголовно-правовых дисциплин Межрегионального института экономики и права, а также всем специалистам, которые своими замечаниями способствовали совершенствованию содержания настоящего учебника, кто так или иначе содействовал его изданию.
1 Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник. СПб., 2004; Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М., 2004; Уголовный процесс. Общая часть: Учебник / Под ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2004; Уголовный процесс. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2005; Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. М., 2003; и др.