Раздел 2. Практическая часть.
Особенности ухода за детьми, больных сколиозом.
Учетклинических и психологических особенностей детей, больных сколиозом, является важной предпосылкой разработки адекватной программы реабилитации и может способствовать повышению эффективности лечения, снижению уровня инвалидности, успешной интеграции больного ребенка в общество. Важность этой задачи повышается в связи с тем, что в последнее время увеличивается число детей и подростков, страдающих сколиозом. Распространенность этого тяжелого заболевания среди детей и подростков, по данным разных авторов, колеблется от 3-5% до 33,3% .
При сколиозе у детей, даже внешне для них незаметном, с момента постановки диагноза специалистом создается особая психологическая и педагогическая ситуация для больных и их родителей. При этом следует учитывать, что диагноз устанавливается в основном в 12-18 лет, т. е. в возрасте, когда всякий индивид испытывает кризис становления личности, во время которого пытается понять самого себя и других. В этот период болезнь, которая изменяет наружность человека и требует лечения, значительно влияет на формирование личности. Поэтому очень важно, чтобы при лечении больных сколиозом учитывалась не только клиническая симптоматика, но и психологические особенности развития ребенка.
При наличии физической неполноценности вследствие различных заболеваний, в том числе и ортопедических, у детей наблюдаются существенные личностные нарушения. На формировании личности больного сколиозом отрицательно сказывается сложный комплекс психогенных факторов: психическая депривация больного (сенсорная, социальная, эмоциональная), неблагоприятная микросредовая обстановка с постоянной психогенной травматизацией из-за физической неполноценности, причем это отрицательное влияние заключено не только в самом дефекте, но и в болезненном реагировании окружающих, особенно родителей (воспитание по типу гиперопеки), частом пребывании ребенка в больнице или санатории, разнообразных хирургических вмешательствах. Психическое состояние ребенка в значительной степени обусловлено и тяжестью двигательного дефекта, в результате чего у него развиваются такие черты, как замкнутость, инактивность, эмоционально-волевой инфантилизм, эгоцентризм. Как правило, это дети с сохранным интеллектом, имеющие возможности социальных контактов и потребности в них.
Применение современных технологий ортопедии, протезирования, несомненно, играет важную роль в реабилитации детей,больных сколиозом, но, бесспорно, участие психологических, педагогических и социальных служб в восстановительном лечении этих больных дает возможность значительно повышать их реабилитационный потенциал и социальную адаптированность.
Лечение.
Лечение больных сколиозом до сегодняшнего дня остается одной из сложных проблем детской ортопедии. Это всегда трудный и длительный процесс, который требует применения всех существующих эффективных клинических методов лечения, как в амбулаторных, так и в стационарных условиях.
Главными целями коррекции сколиоза являются: приостановление дальнейшего прогрессирования деформации в ранних стадиях и стабилизация позвоночника. Залогом успешного лечения сколиоза являются, прежде всего, раннее выявление и своевременно начатое лечение. К сожалению, нередки случаи, когда к ортопеду попадают больные с тяжелыми деформациями позвоночника. Поэтому необходимо, чтобы родители, педиатры, школьные врачи, медицинские сестры знали признаки сколиоза и понимали опасность его прогрессирования. Это очень важно, так как сколиоз, как правило, протекает безболезненно, остается незамеченным родителями и переходит в следующую сложную фазу болезни (II-IV степень), из которой вывести больного очень трудно, а порой и невозможно.
Лечение должно начинаться, как только появляются первые признаки нарушения осанки и искривления позвоночника.
Правильно проведенная комплексная коррекция до окончания периода роста скелета ребенка приостанавливает прогрессирование сколиоза. Эффективность зависит от качества и длительности лечения, а также от строгого соблюдения больным режима, назначенного ортопедом. Также надо отметить, что лечение сколиоза требует от медиков, родителей и больных детей максимум терпения и силы воли, чтобы достичь желаемых результатов.
В настоящее время все существующие методы лечения сколиоза делятся на две группы: консервативные и оперативные.
1. Консервативное лечение
Одной из задач консервативного лечения является мобилизация сил организма. Консервативное лечение включает: общеукрепляющую терапию (полноценное питание, витаминотерапия), лечебную физкультуру, спортивные занятия (плавание, лыжи, фигурное катание, баскетбол, волейбол и т.д.), массаж, мануальную терапию, физиотерапию, различные виды вытяжений, щадящий режим, гипсовые кроватки, ортопедические корсеты, а также медикаментозное лечение.
Результаты лечения зависят в основном от степени развития сколиоза и его форм, а также от возраста больного. В большинстве случаев есть возможность приостановить развитие сколиоза, достичь его стабилизации и даже вылечить пациента, если болезнь была выявлена на ранних стадиях развития и проведено эффективное комплексное лечение.
Вместе с тем, все методы лечения должны быть направлены на создание "мышечного корсета", который надежно будет держать позвоночник в правильном положении. При выборе метода лечения надо учитывать возраст больного и величину деформации.
Главнейшей задачей в лечении сколиоза является устранение всех неблагоприятных факторов, которые способствуют возникновению и прогрессированию деформации позвоночника. В первую очередь для ребенка должен создаваться определенный режим занятий, игр, прогулок и сна. Целесообразно проведение гимнастики, массажа, влажных протираний (закаливание), особое внимание следует обратить на питание ребенка: продукты должны быть богаты витаминами, белками и солями.
Необходимо, чтобы дети выработали привычку быстро и качественно выполнять домашние задания, часами не сидели за уроками, и у них оставалось время для прогулок, подвижных игр на свежем воздухе. Рабочее место надо организовать таким образом, чтобы высота стола и стула соответствовала росту ребенка (Приложение 6), освещение было оптимальным. Дети должны спать на жесткой постели, лежа на спине или животе. Необходимо устранить все привычки, которые способствуют неправильному развитию позвоночника. Для того чтобы освободить позвоночник от длительной нагрузки, дома целесообразно устные уроки делать лежа на животе на кушетке. Под грудь подкладывается клиновидная подставка или подушка, высота которой соответствует длине плеч ребенка.
Для профилактики и лечения деформаций позвоночника рекомендуются такие спортивные игры, как баскетбол, волейбол, зимой - лыжи, катание на коньках, очень полезно плавание стилем "брасс", при котором исключаются ротационные движения позвоночника. Не рекомендуются такие виды спорта, как художественная гимнастика, теннис, легкая атлетика, бокс, борьба, велоспорт и др. Надо отметить, что при консервативном лечении прогноз полностью зависит от степени деформации. Только при лечении начальных форм (I-II степени) возможно получение положительных результатов и может наступить полное излечение, тогда как при деформации III-IV степени возможно только частичное исправление, а не полное выздоровление. Наряду с другими методами консервативного лечения сколиоза с успехом можно применять лечебную физкультуру в сочетании с дифференцированным массажем с элементами мануальной терапии. Наш опыт показывает их практическую ценность и дает основание рекомендовать применение в комплексе консервативного лечения нарушений осанки, сколиозов и кифосколиозов I-II степени.
Однако, несмотря на это, не всегда представляется возможным консервативными методами остановить прогрессивно протекающий сколиоз. В этих случаях прибегают к оперативным методам, но, к сожалению, ни один из них полностью не устраняет деформацию позвоночника, и они направлены на частичную коррекцию и прекращение дальнейшего прогрессирования деформации.
Лечебная физкультура
Одним из основных методов профилактики и консервативного лечения деформаций позвоночника является лечебная физкультура. Под влиянием лечебной физкультуры повышается мышечный тонус, вырабатывается и укрепляется "мышечный корсет", стабилизируются процессы деформации и формируется правильная осанка, улучшаются кровообращение, дыхание, общее состояние и самочувствие больного.
Основная задача лечебной физкультуры - исправление существующей деформации, формирование и закрепление правильной осанки. Упражнения лечебной физкультуры выполняют обычно лежа на спине и на животе. У детей с нарушением осанки лечебную физкультуру можно сочетать с физкультурой в школе и занятиями спортом. Такие дети, в основном, должны заниматься лечебной физкультурой дома самостоятельно, а те, у которых имеются значительные нарушения, занятия должны проводить в кабинете лечебной физкультуры под наблюдением и руководством методиста. Целесообразно создавать в школах специальные группы для детей со сколиозом и нарушениями осанки. При всех видах нарушения осанки и I степени сколиоза занятия физкультурой в школе не противопоказаны. Дети, у которых отмечаются нарушение осанки, слабое физическое развитие, остаточные явления рахита и другие отклонения, обязательно должны находиться под наблюдением педиатров, школьных врачей и ортопедов.
Лечебная физкультура при сколиозе - это длительный процесс, и от больного требуются большая настойчивость, терпение и сознательное отношение к занятиям. Формы и методы лечебной физкультуры должны быть индивидуальными.
Главное правило лечебной физкультуры - дозированная тренировка больных, то есть постепенное приспособление их к возрастающим физическим нагрузкам, так как дозированные физические упражнения укрепляют ослабленную мышечную систему и способствуют функциональному и анатомическому восстановлению деформации опорно-двигательного аппарата.
Лечебной физкультурой дети со сколиозом должны заниматься систематически.
Следует соблюдать основной принцип лечебной гимнастики: постоянное, длительное корригирующее действие.
Проводимые в течение многих лет лечебные упражнения повышают силу мышц и дают им возможность сопротивляться деформации. Эффект от лечения можно ожидать в том случае, если больной занимается лечебной физкультурой систематически и регулярно (минимум два раза в день - утром и вечером в течение 20-30 минут). Пропускать занятия нельзя.
Лечебный массаж
Параллельно с лечебной физкультурой больным сколиозом назначается лечебный массаж. Массаж используется в комплексе лечения как средство, способствующее увеличению мышечной силы, улучшению трофики и кровоснабжения ослабленных мышц. Он восстанавливает нарушенный тонус сосудов, усиливает поступление кислорода в ткани, особенно в мышцы, регулирует обменные процессы в организме а также оказывает общеукрепляющее действие. С помощью массажа также происходит релаксация мышц, снимаются боли и натяжения. В процесс массажа можно включить отдельные элементы мануальной терапии. Наш многолетний опыт показывает, что мануальная терапия способствует исправлению функциональных нарушений позвоночника и, вместе с тем, является одним из эффективных методов рефлексотерапии. После процедур больные отмечали приятную легкость в спине, снятие чувства тяжести, усталости и болей в позвоночнике. При проведении мануальных манипуляций у детей необходимо соблюдать большую осторожность и применять щадящие приемы. Можно применять и гидромассаж. Массаж проводится на мышцах спины, живота и грудной клетки. Он должен быть подобран врачом и массажистом конкретно для каждого пациента.
При нарушении осанки и сколиозе I степени больным проводятся обычные виды массажа для укрепления мышц спины и живота, а также для повышения общего тонуса организма.
При II-III степени заболевания имеется выраженная деформация позвоночника. В процесс включена целая группа мышц спины: одни натянуты и сокращены, другие, наоборот, расслаблены и растянуты. В связи с этим развиваются асимметрия туловища и контрактура мышц. Поэтому с помощью массажа проводится дифференцированное воздействие на мышцы с целью устранения такого мышечного дисбаланса. Таким образом, качественно и своевременно проведенный дифференцированный массаж при сколиозе восстанавливает нарушенный мышечный баланс, способствует испроавлению искривления позвоночника. Во время массажа больной должен находиться в удобном и спокойном положении, мышцы тела должны быть максимально расслаблены, дыхание свободное.
Массаж у детей должен проводиться медленно, нежно, безболезненно, не повреждая тканей. Недопустимо образование кровоподтеков. Желательно проводить 4 курса массажа в год, включающих 20-25 процедур. Не пытайтесь делать массаж самостоятельно, не имея соответствующих знаний и навыков. Этим можно повредить больному.
2.3. Профилактика сколиоза.
В борьбе с деформациями позвоночника ведущую роль занимают профилактические мероприятия, а также как можно более раннее выявление болезни и ее своевременное лечение. Грамотно воспитывать ребенка, выработать у него правильную осанку - одна из основ профилактики этого заболевания. Ортопеды считают, что лечение сколиоза надо начать тогда, когда его еще нет.
Исходя из этого, для того чтобы не развился сколиоз, основное внимание должно быть обращено на нарушение осанки ребенка.
Выявление сколиоза на ранней стадии его развития (до того, как произойдет искривление позвоночника и это заметит неспециалист) и, соответственно, своевременно начатое лечение дают желаемые результаты. Поэтому профилактические осмотры, проводимые в детских коллективах, считаются лучшим оружием в борьбе против сколиоза, так как они дают возможность своевременно выявить и исключить дальнейшее развитие тяжелых степеней деформации позвоночника.
Родители должны знать, что нельзя сажать и ставить на ноги раньше времени грудного ребенка, тем более, если ребенок физически слаб.
Нельзя также длительно и неправильно держать малыша на одной и той же руке. Надо следить за ребенком во время сна. При неправильном положении в мягкой постели в одной и той же позе происходит неправильное развитие позвоночника. Надо следить также за позой играющего и сидящего ребенка, добиться, чтобы он прямо держал спину. Привычка сидеть "нога на ногу", а также стоять, опираясь на одну ногу, может вызвать отклонение и деформацию позвоночника.
В школе во время занятий педагоги должны обращать внимание на неправильную позу сидящего ученика, указывать на это учащимся и добиться устранения всех причин, вызывающих нарушение осанки и развитие сколиоза, поэтому, чтобы у учащихся не выработалась неправильная привычная поза при сидении, время от времени им необходимо менять место сидения, освещение рабочего места и положение по отношению к доске и кафедре учителя.
Надо следить также, чтобы они сидели за партами, соответствующими их росту. Это особенно необходимо в первые четыре года учебы, когда у детей могут развиться и сформироваться характерные привычки.
Необходимо, чтобы дети привыкли лежать и спать только на спине или на животе и обязательно на жесткой постели, подушка должна быть маленькой и плоской. Положение на спине и животе разгружает позвоночник ребенка, уравновешивает тонус мышц и устраняет неравномерное давление на позвонки и межпозвонковые диски (хрящи).
Чтение книг в постели недопустимо. У ребенка должно оставаться время для игр на свежем воздухе, питание должно быть полноценным, богатым витаминами.
При сидении спина ребенка должна касаться спинки стула, руки должны лежать на столе до локтей, книга должна располагаться под углом 45° и находиться на расстоянии 30 см от глаз, освещение должно быть достаточным и падать с левой стороны.
А в положении стоя голова ребенка должна быть чуть поднятой, тело выправленным, плечи слегка опущенными и отклонены назад, грудь чуть вперед, живот втянутым.
Ношение постоянно в одной руке тяжелой сумки также может способствовать развитию бокового искривления позвоночника. Поэтому учащимся рекомендовано носить, хотя бы до пятого класса, ранец.
Многие родители загружают детей во внеурочное время дополнительными занятиями, например, заставляют учиться музыке, несмотря на отсутствие желания и таланта.
Занятия, по отношению к которым у ребенка нет способности и интереса, весьма нежелательны. Как бы ребенок ни был занят в школе и семье, у него должно оставаться время для отдыха, активных игр и гуляния на свежем воздухе, занятий спортом.
Большое значение в профилактике сколиоза имеет физическое развитие ребенка. Выработка правильной осанки должна начаться с раннего возраста. Физические упражнения и массаж, начатые еще с 2-3-месячного возраста, способствуют правильному формированию опорно-двигательного аппарата. Для этого грудных детей с 2-3 месяцев необходимо класть на живот.
В этом положении дети стараются поднять голову, что вызывает напряжение и укрепление мышц шеи и спины, что способствует формированию правильной осанки.
Для общего развития и укрепления мускулатуры рекомендуются активные игры на свежем воздухе (такие виды спорта, как волейбол, баскетбол, плавание, зимой лыжи и катание на коньках). Однако нельзя чрезмерно увлекаться этими играми, и спортивные занятия не должны быть очень утомительными.
Нередки случаи, когда в школе на уроках физкультуры детей заставляют делать сложные физические упражнения, при этом не учитывают физическое развитие и возможности каждого ученика. Поэтому в школе к физическим занятиям должны подходить дифференцировано, с учетом конституции и физических возможностей учащихся, так как от чрезмерной мышечной нагрузки можно получить обратный, отрицательный результат. Дети со сколиозом II-III-IV степени должны быть освобождены от физического труда и уроков физкультуры в школе.
Своевременное принятие профилактических мер: укрепление организма ребенка, лечебная корригирующая гимнастика, массаж, плавание, дает возможность избавить детей от выраженных деформаций и способствует нормальному развитию позвоночника.
Вывод практической части: Опираясь на данные теоретической части, я тщательно изучила нарушения осанки и сколиоз у детей. Используя эту информацию, я составила особенности ухода за детьми, изучила, какими методами проводится лечение сколиоза и составила план профилактики заболевания.
Заключение
В своей работе я раскрыла с разных точек зрения, причины заболевания, признаки болезни и основные методы лечения.
Задачи курсовой работы решены полностью на основе детального изучения теоретического материала с последующим применением его на практике.
Данная тема остаётся актуальной, так как развитие болезней спины и одновременно разнообразие методов выявления этих болезней и лечения вместе с устранением побочных явлений лечения современной медициной открыты не полностью.
Подводя итог своей работе, хотелось бы ещё раз отметить, что сколиоз – болезнь сложная, но излечимая.
Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника. Но главное – от самого желания больного излечиться и исправить свой образ жизни.
Самое главное в лечении и профилактике: утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых – необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания. А это и есть нормальный и типичный (здоровый) образ жизни.
Приложение 1.
Осмотр маленьких детей.
Приложение 2.
Слева правильная осанка, справа – сутулость.
Приложение 3.
Сколиоз.
Приложение 4.
Комбинированный сколиоз.
Приложение 5.
Клиническая картина сколиоза. Рентгенологический снимок.
Приложение 6.
Параметры мебели в зависимости от роста ребенка (см).
Рост ребенка | Высота сиденья от пола | Высота спинки стула от пола | Расстояние от сиденья до столешницы | Высота стола |
До 130 | ||||
131-145 | ||||
146-160 | ||||
161-175 | ||||
176 и выше |
Приложение 7.
Группы здоровья школьников. Статистика в России.
Приложение 8.
Диетатерапия при сколиозе.
- Очень важно употреблять достаточное количество продуктов, богатых белками, особенно, если сколиозом болеет школьник. Именно эти вещества, распадаясь на аминокислоты в организме, влияют на его развитие и рост, а также обогащают его энергией. Источниками белка являются арахис, фасоль, горох, осетровая икра, творог, мясо тунца, горбуши, палтуса, а также куриное мясо, мясо кролика, говядина, индейка, нежирная баранина.
- Обязательно употребление достаточного количества фруктов и овощей, так как они содержат максимум витаминов и микроэлементов.
- Полезно разнообразить свой рацион кашами (рис, гречка, овсянка, перловка, манка, пшено), а также макаронными изделиями, так как они не только являются углеводами и насыщают организм энергией, но и содержат полезные вещества, такие как медь (в макаронах), бор, железо, магний и др. (в кашах).
- Врачи рекомендуют увеличить потребление продуктов с витамином Е в этот период, так как он не только является антиоксидантом, но и принимает участие в формировании костной ткани. Он содержится в рыбе, орехах, сухофруктах (кураге и черносливе), шпинате, облепихе, щавеле, овсянке и ячневой крупе. Однако в последнее время ученые заговорили о том, что чрезмерное поступление этого витамина в организм негативно влияет на костную ткань. Информация достаточно противоречива и в настоящий момент тщательно изучается, проводятся эксперименты, но употреблять или не употреблять эти продукты решать только Вам.
- При сколиозе очень важно добавить в свой рацион продукты с витамином С, например, черную смородину, шиповник, сладкий перец, цитрусовые, киви, облепиху, жимолость, капусту разных видов и землянику. Польза данного витамина в его важной роли при образовании костной ткани.
- Употребление витамина D при лечении сколиоза также необходимо, так как он отвечает за регуляцию обмена кальция и фосфора в организме и положительно влияет на рост костной ткани. Он содержится в некоторых видах рыбы (скумбрия, семга), в куриных яйцах, сметане и сливочном масле.
- Полезно добавить в свой рацион морепродукты и морскую капусту, так как они содержат фосфор и полиненасыщенные жирные кислоты, которые укрепляют позвонки и улучшают работу межпозвонковых дисков.
- Очень важно есть как можно больше молочных продуктов, творога, сыра, разных видов орехов, бобовых, овсянки и ячневой крупы, так как они обогащают организм кальцием, который играет важную роль в формировании костей.
- Употребление продуктов с витамином А помогает организму усваивать кальций и фосфор, которые необходимы для формирования и укрепления костей. Источники данного витамина – морковь, дыня, облепиха, абрикосы, желтая тыква, яйца, печень рыб и животных.
- Также организм нуждается в этот период в витаминах группы В, при этом особенно полезными являются витамины В1, В2, В6 и В12, которые не только участвуют в обменных процессах в организме, но и укрепляют коллагеновый каркас костей. Их источниками являются бобовые, шпинат, пшеничный хлеб, гречка, печень животных, говядина, нежирная свинина, грецкие орехи, картофель, растительное масло.
Опасные и вредные продукты при сколиозе:
Нельзя употреблять много жирного, копченого, сладкого и мучного, так как эти продукты приводят к развитию ожирения и, как следствие, к дополнительной нагрузке на позвоночник.
Чрезмерное употребление соли и жиров животного происхождения отрицательно влияет на суставы и кости.
Рекомендуется ограничить потребление кофе и крепкого черного чая, так как кофеин, который в них содержится, вымывает кальций из костей.
Противопоказаны алкоголь и курение, так как они отравляют организм токсинами.
Приложение 9.
Народные средства при лечении сколиоза.
При лечении сколиоза народная медицина советует спать на жесткой кровати, оборудовать рабочее место мебелью, подходящей по росту, заниматься плаванием, делать обливания холодной водой, а также выполнять комплекс несложных упражнений, направленных на укрепление мышц спины.
1. Нужно взять гимнастическую палку и положить ее себе на плечи за головой, обхватив при этом руками. Необходимо посидеть в таком положении некоторое время. Очень важно, чтобы спина и шея были обязательно выпрямлены. Выполнять это упражнение рекомендуют дважды в день по 15 минут.
2. Нужно встать ровно у стены, не прислоняясь к ней. Однако пятки, спина и голова должны соприкасаться со стеной. В таком положении необходимо стоять 1 раз в день по 10-15 минут.
3. Необходимо лечь на 2-спальную, ровную кровать (лучше, если она будет достаточно жесткой), подложив под спину параллельно позвоночнику валик из простыни размерами 100х4 см. В таком положении, максимально расслабившись, нужно лежать дважды в день по 10 минут.
4. Для выполнения следующего упражнения понадобится обыкновенный турник. Необходимо висеть на нем на вытянутых руках, расслабив спину и ритмично поворачивая тело то вправо, то влево на 60 градусов. Чем дольше вы сможете выполнять это упражнение, тем лучше.
Нельзя резко спрыгивать с турника, чтобы не вызвать болевые ощущения в спине. Сначала необходимо напрячь спину и, повисев еще пару секунд, спрыгнуть.
Эти упражнения хорошо помогают на ранних стадиях заболевания. Существуют и другие комплексы, однако прежде чем приступить к тренировкам, лучше проконсультироваться с врачом, чтобы определить какая из них поможет именно Вам!
Если сколиоз вызывает боли в спине, их можно облегчить компрессами или травяными ваннами.
5. К больному месту необходимо прикладывать раскатанное тесто из ржаной муки, предварительно замешанное на скипидаре.
6. Также можно пропустить через мясорубку сырой картофель и корень хрена, перемешать их и, накрыв больное место бинтом, выкладывать на него полученную смесь. Сверху повязать теплый шарф или пуховый платок. Убрать, когда начнет сильно жечь кожу.
7. Также можно сделать настойку из измельченных листьев алоэ, 100г меда и 0.5 ст. водки. Ею пропитывают хлопчатобумажную ткань, которую затем прикладывают в виде компресса на больное место на ночь.
8. Кроме того, избавится от боли помогают хвойные ванны. Для этого измельченные хвойные ветки помещают в 10-литровую емкость с водой и, поставив ее на огонь, кипятят ее в течение 10 минут. Полученный отвар настаивают в течение 4 часов и процеживают, а затем выливают в ванну. В такой ванне необходимо сидеть не более 30 минут.
Приложение 10.
Основные методики массажа при сколиозе
При проведении массажа в домашних условиях от сколиоза необходимо подготовить ровную и жесткую поверхность. Ребенок должен лечь на живот и согнуть руки. Голову необходимо повернуть в противоположную сторону от искривления. Лечебный массаж при сколиозе следует начинать с мышц ног, затем бедер, живота и в последнюю очередь спины. Техника массажа при сколиозе спины в принципе ясна – укрепить слабые мышцы и расслабить напряженные. При различных типах сколиоза массаж требуется соответствующий.
Первый случай – с-образный грудной сколиоз: массаж спины начинается с поглаживания спины. Сначала массируется вогнутая сторона, затем выпуклая. Далее разминаются длинные и широчайшие мышцы кругообразными движениями, мышцы межреберных промежутков — прямолинейными движениями. Далее массажируется шея и трапециевидная мышца – здесь динамика и длительность массажа на всей поверхности не должны отличаться. Приемы массажа следует чередовать с поглаживанием и потряхиванием. Цель первых сеансов – максимально расслабить мышцы шеи и выпуклой части спины. Далее следует укреплять и стимулировать мышцы противоположной части спины. Также необходимо массировать мышцы груди – они нуждаются в расслаблении, и мышцы живота – с целью укрепления.
Второй случай – с-образный сколиоз поясничного отдела позвоночника. Здесь массаж, как и в предыдущем случае, начинается с поглаживания спины, затем проводятся приемы «выжимания». Последовательность массажа здесь такая же, как и выше – сначала вогнутая сторона, затем выпуклая. Первое – это разминка длинных и широчайших мышц спины кругообразными и кольцевыми движениями, затем мышцы межреберных промежутков массируются прямолинейно. Далее нужно помассировать поясничную область, использую прямолинейные и кругообразные движения. Следующий этап – это массаж тазовой области в следующей последовательности: поглаживание, «выжимание», разминание крестца и гребня подвздошной кости. После этого оказываем давление на выпуклую часть спины, стараясь «вернуть» позвоночник на место. Заключительный этап – это массаж мышц ног. Особое внимание уделяется ноге со стороны выпуклости. Последовательность при массаже передней поверхности: бедро, коленный сустав, голень; на задней: бедро, коленный сустав, икроножная мышца.
Третий случай – s-образный сколиоз. Здесь массаж выполняется и на поясничный, и на грудной отдел позвоночника по методике, рассказанной выше.
Продолжительность курса массажа составляет 10-12 сеансов, повторять его стоит два-три раза в год в зависимости от степени искривления и самочувствия.
Приложение 11.
Базовый комплекс физических упражнений при сколиозе.
Такой комплекс направлен на укрепление мышц позвоночника и формирование правильной осанки. Среди упражнений, направленных против сколиоза есть отдельные упражнения: в положении стоя, лежа на спине и животе, а также в положении стоя на четвереньках. Обязательным условием выполнения упражнений является их ежедневный ритм, который должен стать новой и хорошей привычкой.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
· Не рекомендуется делать упражнения на вытягивание позвоночника и совершать вращательные движения;
· Позвоночник вытягивать можно лишь пассивно, имея опору под собой, нельзя висеть на перкладине;
· Лучше всего упражнения начинать с минимальной нагрузкой на позвоночник, постепенно переходя на более сложные и длительные упражнения;
· При появлении болей в спине во время занятий необходимо остановить выполнение упражнений и проконсультироваться со специалистом;
· Упражнения для ног рекомендуется чередовать с упражнениями для плечевого пояса.
Каждое из необходимых упражнений выполняется по 10-15 раз, но при появлении болей можно начать и с меньшего количества.
Упражнения в положении стоя:
1. Выполняем ходьбу на месте, стараясь держать ровно осанку.
2. Поднимаемся на носочках и тянем руки как можно выше, затем плавно опускаем.
3. Тянем руки наверх, но при этом ступни ног остаются на полу, так же медленно опускаем руки.
Упражнения в положении лежа на спине:
1. В положении лежа на спине, тянем правый локоть к левому колену, затем меняем позиции.
2. Подтягиваем каждое колено к груди поочередно, фиксируем его, считаем до 5, медленно опускаем.
3. Зафиксировав руки на полу, поднимаем обе ноги и медленно стараемся наклонить их в левую, а затем в правую сторону.
4. Медленно поднимаем ноги, согнутые в коленях, к животу и делаем один хлопок руками за коленями.
5. Прижимаем плечевой пояс плотно к полу, одновременно тянем ноги и спину и считаем до 30.
Упражнения в положении лежа на животе:
1. Вытягиваем руки перед собой, затем поднимаем ноги от пола, одновременно при этом тянем мышцы спины, фиксируя в таком положении на несколько секунд. Можно покачаться взад-вперед.
2. Руки соединяем в замок за головой, затем стараемся медленно поднять голову вверх и прогнуться в таком положении, фиксируем на несколько секунд.
3. Опираемся впереди себя на ладони рук и поднимаем поочередно каждую ногу как можно выше от пола.
Упражнения в положении стоя на четвереньках:
1. Выпрямляем правую руку и тянем ее вперед, при этом левую ногу поднимаем и фиксируем в таком положении тело на несколько секунд.
2. Прогибаем мышцы спины, при этом стараемся поднять голову как можно выше, фиксируем в прогнутом состоянии спину на несколько секунд.
3. Поднимаем спину, при этом стараемся дотянуться правым коленом до головы, затем медленно меняем ногу и повторяем движение.
Подбор упражнений для каждого ребенка подбирается на основе базовых, но корректируются с учетом возраста ребенка, локализации сколиоза (грудной или поясничный отдел), стадии сколиоза. Особое внимание уделять необходимо больным с S-образным искривлениям позвоночника, которые учитывают упражнения и для грудного, и для поясничного отдела.
Список литературы:
1. http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=888
2. http://osteocure.ru/bolezni/skolioz/kompleks-uprazhnenij-lfk-pri-skolioze-1-2-3-i-4-stepeni.html
3. http://www.kdcenter.ru/kd/diseases/skolioz.html
4. Большая медицинская энциклопедия [В 30-ти т. АМН СССР]. Гл. ред. Б.В.Петровский. М.: Т.23.-1984г.-544с. [с.1140-1144]
5. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. М.–1972г.–240с. [с.32-42]
6. Вышинская Л. Сколиоз – угроза жизни подростка // "Вечерние вести", № 188 (1088), 11 декабря 2003 г – с. 8.
7. Горяна Г.А. Ваша постава. К.-1995р.-48с. [c.15-19]
8. И.К.Котешева Оздоровительная методика при Сколиозе.
9. Ишал В.А., Изаак А.П. Метод производства и графического анализа фронтальных рентгенограмм позвоночника при сколиозе. Методические рекомендации. Омск - 1974.
10. Консервативное лечение сколиоза / В.Я.Фищенко, В.А.Улещенко, М.М.Вовк. и К.-1994р.-188с.[c.5]
11. Тихонова А.Я. Применение продукции компании NSP при нарушениях осанки и сколиозе позвоночника у детей. К. - 2004г. - 80с.
12. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. сколиози кифозы. М."Медицина",1973, 75.