Адания, направленные на совершенствование навыка чтения
Прочитайте правильно ... (слоги, слова, текст).
Прочитайте столбики слов.
Читайте чётко и ясно.
Найдите и прочитайте слова, которые начинаются с буквы ... , слога ... .
Найдите слова, которые пишутся с большой буквы.
Прочитайте скороговорку.
Отчётливо произносите каждый звук.
Ученик учил уроки,
у него в чернилах щёки.
Прочитайте слоги согласно стрелкам.
ма | ла | ва |
ко | ши | та |
ря | ла | на |
ша | ро | на |
ре | би | ши |
на | бя | ки |
о Прочитайте слова согласно стрелкам. Читайте чётко и ясно.
гусь тушь печь конь
рысь тишь дочь рань
путь тюль речь даль
пить моль течь боль
Правильно почитайте слова. Найдите самое длинное слово.
Сок чай заря перец
Рот мир редис перо
Сом соль море сахар
Сук рис река газета
Прочитайте слова. Для этого просмотрите каждое слово до конца и назовите его целиком (обучение чтению слов целиком).
лес лето кукла дождик дом поле слово сказка шар стол книга молоко лук часы вилка машина
Прочитайте. Отчётливо произносите каждый звук
(подготовительная работа перед чтением нового текста, направленная на отработку умения читать слова
со стечением согласных).
ра - тра - стра - страна
во - тво - ство - детство
ро - кро - крою - открою
ёрз - мёрз - мёрзнет
Найдите и подчеркните слова, которые пишутся
с большой буквы. Сколько таких слов вы нашли?
Найдите и прочитайте слова-названия ... (животных, деревьев, цветов, транспорта...).
Прочитайте слова молча. Для этого плотно сожмите губы, приложите к ним палец. Старайтесь, чтобы губы не шевелились (Упражнение "Губы»).
Прочитайте слова молча. Вслух произносите только названия домашних животных.
Кит, тигр, гусь, сом, волк, конь, барсук, енот, корова, лиса, рак, медведь, уж, утка, ёжик, ёрш, лещ, синица, овца, окунь, петух, коза.
Задания, направленные на анализ текста
- Прочитайте текст, подчеркните непонятные слова.
- Прочитайте текст, отметьте слова, трудные для чтения.
- Прочитайте текст, поставьте в словах знак ударения.
- Найдите и прочитайте все восклицательные (вопросительные) предложения.
- Прочитайте их с необходимой интонацией.
- Прочитайте выразительно первый абзац текста.
- Молча прочитайте текст (отрывок).
- Найдите и подчеркните понравившиеся вам слова и выражения.
- Подчеркните среди имён персонажей, указанных на карточке, те, которые встречаются в данном произведении .
- Найдите среди данных слов те, которые характеризуют главного персонажа произведения. Подчеркните их.
добрый, злой, трудолюбивый, богатый, бедный, усталый,
ленивый, мудрый, заботливый.
Для учащихся со средним уровнем обучаемости
подбираются задания конструктивного характера.
- Прочитайте слова. Найдите и подчеркните другие слова, которые в них спрятались.
Хлев, уточка, столб.
Щель, зубр, коса,
Смех, скот, экран.
Олень, клещ, удочка.
- Соберите рассыпавшиеся пословицы и поговорки.
Родная сторона - мать, коли делать нечего.
Слово не воробей, тем и рады.
Скучен день до вечера, вылетит - не поймаешь.
Чем богаты - всякий молод.
В зимний холод чужая - мачеха.
- Прочитайте рассказ, в котором перепутались части. Обозначьте в квадратах правильный порядок частей рассказа. Прочитайте его правильно.
Собака на сене
Корове захотелось сенца, она подошла, под сарай; засунула голову и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на неё.
Собака лежала под сараем на сене.
Корова отошла и сказала: .
- Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт
Л. Толстой
- Найдите и прочитайте предложение, относящееся к рисунку (иллюстрации).
- Прочитайте текст, подберите другое название
- Найдите в тексте пословицу. Объясните её значение.
- Найдите в тексте отрывок, к которому подходходит
данная пословица.
- Составьте рассказ о главном персонаже по опорным словам (по плану).
- Восстановите последовательность развития событий в рассказе Н. Носова "На горке", 2 класс (работа с деформированным планом).
Горка засыпана песком. (3)
Снова можно кататься! (5)
Строительство горки. (1)
Возвращение ребят. (4)
Котька сидит дома. (2)
Ступеньки. (6)
Для учащихся с высоким уровнем обучаемости
подбираются задания исследовательского (творческого) характера.
- Прочитайте слова, Поменяйте и запишите в них
вторую букву. Какие новые слова у вас получились?
вилки - волки мишка - м _ шка,- м _ шка
кит-к_ т дом- д_м- д_м
орёл - о _ ёл балка - б _ лка - б _ лка
бетон - б _ тон люк - л _ к - л _ к
- Прочитайте слова. Составьте из них другие слова
с этими же буквами. Запишите их.
поднос (дно, ).
игрушка ( игра, ).
- В начало или в конец слова добавьте букву так,
чтобы получилось новое слово.
роза г пар к сто г
вол к утка ш очки т
осы к кран э враг о
корь я стол б уха м
(Гроза, волк, косы, якорь, парк, шутка, экран, столб,
стог, точки, овраг, муха.)
- В данных словах замените одну согласную букву другой так, чтобы получилось новое слово.
Ногти, лапка, зубы, киска, песок, галка, балка. Норка, клин, тоска, свет, рамочка, полено, орёл. (Когти, папка, шубы, миска, лесок, палка, банка.
Корка, блин, доска, цвет, мамочка, колено, осёл.)
- Докажите, что данное произведение является
сказкой (стихотворением).
- Почему текст так называется? Обоснуйте ответ.
- Выберите группу исполнителей и проинсценируйте отрывок произведения.
- Выберите группу исполнителей и составьте по данному отрывку живую картинку.
- Прочитайте текст и подумайте, как автор относится к главному герою. Докажите словами текста.
- Найдите в тексте описание главного героя. Расскажите о нём, используя авторские слова и выражения
- Найдите в тексте отрывок, который следует читать радостно, печально, строго, с возмущением и Т.д. Прочитайте его выразительно.
- Найдите в тексте образные слова и выражения.
Объясните их значение.
- Подготовьте пересказ произведения от своего имени.
- Придумайте продолжение сказки.
- Придумайте рекламу произведения.
Дифференциация по объёму
- Прочитайте первый абзац (часть) текста.
- Обратите внимание на правильность чтения слов.
- Прочитайте текст. Подготовьте выразительное
чтение понравившегося вам отрывка.
- Подготовьте выразительное чтение всего текста.
- Прочитайте первую часть текста. Подготовьте
её подробный пересказ.
- Прочитайте текст. Подготовьте его подробный
пересказ по опорным словам.
- Прочитайте текст. Подготовьте его краткий пересказ, воспользовавшись памяткой. 1.
- Прочитайте текст. Найдите и подчеркните главное предложение первого абзаца.
- Прочитайте текст. Найдите и подчеркните главное предложение в каждом абзаце.
- Прочитайте текст. Найдите и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль произведения.
- Прочитайте текст. Выполните задание №2 1. 2. Прочитайте текст. Выполните задания №2 1, 4. 3. - Прочитайте текст. Выполните все задания, размещённые после него.
- Выберите из данных пословиц ту, которая подходит к данному произведению.
- Подберите пословицу, которая подходит к произведению (из специального раздела учебника, словаря пословиц и поговорок).
- Найдите в тексте предложение, которое является пословицей. Вспомните, какие пословицы на данную тему вы_ знаете.
Дифференциация по уровню творчества
- Составьте разбросанные слова.
е з и м н е (зимнее), т р о у (утро)
- Составьте рассказ на тему "Зимнее утро» по
опорным словам.
- Сочините своё четверостишие о зиме или зим
нем утре.
- Подберите и запишите рифмы к словам: Небеса
Иней
Снежок
- Придумайте маленькое стихотворение по рифмам:
Ковром - серебром
Бело - замело
Запишите его.
- Сочините маленькое стихотворение на тему"Зима». Запишите его.
- Выберите из данных словосочетаний образные слова и выражения, которые встречаются в тексте.
- Найдите и подчеркните образные слова и выpaжения, которые встречаются в тексте
- Придумайте собственные образные слова и выражения, с помощью которых можно описать зимнее утро
- Подготовьте подробный пересказ отрывка произведения.
- Подготовьте подробный пересказ текста.
- Подготовьте пересказ от имени одного из персонажей произведения (от имени неодушевлённого предмета, встречающегося в произведении).
Примерные задания для организации дифференцированной работы Подготовительная работа перед чтением (разминка перед чтением)
- Прочитайте лесенку слов. Помните: читаете первое
слово, смотрите сразу же на второе, постарайтесь его понять. (Упражнение направлено на расширение оперативного чтения учащихся, кроме того, в словах выделены жирным шрифтом сочетания букв, сложные для чтения.)
чижи
щеглы
стрижи
птенцы
щеглята
ласточки
воробышки
пернатые друзья
- Прочитайте лесенку слов, начинающихся с буквы д. Допишите два новых слова. Помните, что каждое последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего
до
дом
дача
диван
д_____________ (дерево)
д_______________ (деревня)
3. Самостоятельно составьте лесенку слов, начинающихся с буквы д. Помните, что каждое последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего.
Д___________________(до)
Д___________________(дом)
Д___________________(дача)
Д___________________(диван)
Д___________________(дерево)
Д___________________(деревня)
Подготовительная работа перед чтением Упражнения направлены на развитие у детей умения предугадывать, предвосхищать - умения антиципации.
1. Расшифруйте слова, в которых пропущены буквы. Вы получите фамилии известных писателей.
М – ршак, Ч – к - вский , П – шк-н
2. Расшифруйте слова (каждая чёрточка соответствует букве):
Маши - - , моло - - , картоф - - - , чело - - -, земля - - - -.
3. Прочитайте строки из известных стихотворений,
вспомните, кто их автор.
Д -_бр -_й д -кт - р А -_б -_л -_т!
-н п – д д -_р -_в -_м с -_д -_т.
В –т к –к -_й р -_сс -_янн -_й
С - л -ц - Б -сс – йн -й.
Тема: Русская народная сказка «У страха глаза велики» (2 класс) Задания для анализа содержания текста
1. Подчеркните среди имён персонажей те, которые встречается в сказке.
Бабушка-старушка, зайчик-побегайчик, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка, царевна-лягушка, мышка-норушка.
2. Найдите и запишите всех персонажей сказки.
Подчеркните среди них тех, кто является людьми.
3. Найдите и запишите всех персонажей сказки. Подчеркните среди них тех, кого можно назвать главными действующими лицами.
Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль» (2 класс) Задания для развития умения читать выразительно
1. Найдите в тексте слова лисы (журавля, автора). Подумайте, с какой интонацией их надо читать. Подготовьтесь прочитать их выразительно.
2. Подготовьтесь прочитать сказку по ролям. Найдите и отметьте в тексте слова лисы, журавля, автора. Подумайте, с какой интонацией их надо читать. Подготовьтесь прочитать их выразительно.
3. Подготовьтесь к чтению сказки по ролям.
Тема: Николай Носов «Заплатка» (2 класс)
Задания для предугадывания названия текста
1. Отгадайте название рассказа, который будете
читать. Для этого прочитайте слово справа налево.
акталпаЗ
2. Отгадайте название рассказа, который будете читать. Для этого расставьте буквы по росту.
ЛаЗПакат
3. Отгадайте название рассказа, который будете читать зал - л + платок - о + а
Задания для анализа содержания текста
1. Среди слов, записанных на карточке, подчер...; те те, которые встречаются в рассказе Н. Носова «Заплатка».
Бобка. порошок, забор. мама. заяц, сестра, низ ножик. лопата, пуговица. лоскуток. карандаш. рубака, снег.
2. Прочитайте слова, добавив недостающие гласные буквы. Все эти слова встречаются в рассказе Н. Носова
«Заплатка».
Гвздь, штн, двр, нтк, зплтк, штнн, ббк, пгвц.
(Гвоздь, штаны, двор, нитка, заплатка, штанина_
Бобка, пуговица.)
3. Восстановите зашифрованные слова, добавьте недостающие буквы. Все эти слова, кроме одного встречаются в рассказе Н. Носова «Заплатка». Какс:..,
слово лишнее?
Гвздь, штн, двр, ИГЛК, нтк, зплтк, ШТНН, лпт, ббк, пгв(Гвоздь, штаны, двор, иголка, нитка, заплатка, штанина, лопата, Бобка, пуговица. Лишнее слово "лопата'
Задания для обобщения прочитанного
1.Найдите среди записанных слов те, которые, обозначают чувства Бобки после того, как он сначала порвал штаны, а затем сам зашил их.
Бобка порвал штаны Бобка сам зашил штаны
радость
огорчение
тоска
гордость
смелость
возмущение
обида
веселье
досада
удовольствие
презрение
удовольствие
2. Выберите правильный ответ и подчеркните его
1. Как зовут мальчика в рассказе Н. Носова "Заплатка»?
а)Борька;
б)Бобка:
в) Вовка.
2. Какие штаны были у мальчика?
а) солдатские:
б) милицейские;
в) лыжные.
3. Кого мальчик попросил зашить штаны?
а) бабушку;
б) маму:
в) сестру.
4. Мальчик вырезал заплатку величиной с:
а) яблоко;
б) кулак;
в) огурец.
5. Мальчику удалось крепко и аккуратно пришить заплатку:
а) сразу;
б) во второй раз:
в) с третьей попытки.
6. Дети во дворе назвали Бобку:
а) молодцом:
б) героем;
в) солдатом.
3. Разгадайте кроссворд. Из букв в выделенных
клетках составьте слово, которым можно назвать и
Бобку, и ребят, правильно разгадавших этот кроссворд.
1. Что не научился пришивать Бобка? (Пуговица.) 2. Кем нельзя было назвать Бобку в рваных штанах? (Солдат.)
3. То, из чего Бобка выкроил заплатку. (Материя.) 4. Куда вышел Бобка в порванных штанах? (Двор.) 5. С помощью какого предмета Бобка пришил
заплатку на штаны? (Иголка.)
6. Куда Бобка пришил заплатку? (Штаны.)
7. Что пришил Бобка? (Заплатка.)
8. Отверстие от гвоздя на Бобкиных штанах. (Дырка.)