Практические задания для самостоятельной работы

(для студентов ЗФО)

Лексические нормы русского литературного языка

Задание 1.Определите, в чем состоит смысловое различие паронимов. Употребите их в словосочетаниях. Используйте один из словарей:

Н.П. Колесников. Словарь паронимов русого языка.

О.В. Вишнякова. Словарь паронимов русского языка.

С.И. Ожегов. Словарь русского языка.

Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка.

Абонемент – абонент, бережливый – бережный, доверчивый – доверительный, дипломат – дипломант – дипломник, заглавный – главный, зайти – выйти, генеральный – генеральский, невежа – невежда, одеть – надеть, обсудить – осудить, оценить – расценить, опустить – упустить, обосновать – основать, одинарный – ординарный, практик – практикант, поступок – проступок, праздный – праздничный, педагогичный – педагогический, представить - предоставить, понятный – понятливый, реальный – реалистичный, рассвет –расцвет, раздражение – раздражительность, столб –столп, соседский – соседний, сытый – сытный, тяготиться – тяготеет, удачный – удачливый, хозяйский – хозяйственный, экономный – экономичный – экономический.

Задание 2. Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения. Используйте словарь иностранных слов.

Адаптация, альянс, альтернатива, антипод, апартеид, беспрецедентный, брифинг, гегемон, декларация, дестабилизация, диссидент, догматизм, доктрина, инсинуация, интеграция, интенсификация, конгломерат, конфронтация, манипуляция, мораторий, пакт, постулат, прагматизм, суверенитет, хунта, элита, эмбарго, спонсор, менеджер.

Задание 3.Раскройте скобки, выбирая подходящие слова. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

1.(Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоравшегося (пожара, пожарища) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (работали, сработали) в декабре строители. 7. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 8. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 9. На (сборочном, сборном) пункте было много народу. 10. Он (снискал, сыскал) к себе уважение и добрую славу.

Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка.

Задание 4.Правильно произнесите слова.

Афера, опека, бытие, современный, одновременно, зев, хребет, шлем, истекший, комбайнер, колер, свекла, маневры, желчь, околесица, скабрезный, береста.

Задание 5.Обозначьте словесное ударение, проверив себя по словарю.

Агрономия, алкоголь, алфавит, аналог, анатом, афера, аристократия, баловать, блокировать, бомбардировать, валовой, вероисповедание, выборы, выговоры, газопровод, генезис, группировать, диспансер, добыча, документ, досуг, еретик, завидно, задолго, избалованный, индустрия, исподволь, каталог, каучук, квартал, клеить, корысть, кухонный, мизерный, мышление, намерение, некролог, монолог, никчемный, новорожденный, обеспечение, облегчение, одновременный, оптовый, осведомить, памятуя, пасквиль, подростковый, похороны, на похоронах, предложить, премировать, прецедент, приданое, ремень, свекла, силос, сироты, созыв, столяр, таможня, уведомить, углубить, умерший, феномен, ходатайство, христианин, цемент, черпать, щавель, эксперт, экспертный, средство, средства, сосредоточение.

Задание 6.От данных существительных образуйте формы Им. п. множ. числа, запишите их, проверив по словарю, обозначьте в них ударение.

Бухгалтер, год, директор, инженер, инспектор, катер, корпус, лагерь, мех, лифт, ордер, порт, профессор, слесарь, токарь, торт, трактор, хлеб, хор, цех, шофер, шулер, якорь.

Морфологические нормы русского языка

Задание 7.Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетание.

Бюллетень рельс туш бутыль заусениц(а) сандалия

Домище рояль тюль вермишель манжет(а) туфля

Занавес толь табель ваниль мозоль тушь

Картофель тополь ферзь вуаль сажень фланель

Овощ туннель шампунь

Такси, бра, попурри, монпансье, кофе, сирокко, контральто, колибри, какаду, кенгуру, цеце, шимпанзе, куле, мисс, маэстро, Капри, Килиманджаро.

Задание 8.Существительные поставьте в форму Р. п. , мн. числа:

Апельсин, баклажан, блюдце, боты, вафли, ведро, дно, комментарий, коррективы, килограмм, княжна, квашня, копна, кольцо, кружево, кочерга, копье, кресло, курица, крыльцо, медведь, мандарин, место, носок, оладьи, полотенце, помидор, ружье, простыня, серьга, туфля, чулок, шило, ясли.

В форму Т.п.

деньги, стены, пол-литра, толь, повидло, двери

Задание 9.Выберите правильный вариант

Трое юношей, три девушки, трое студентов, 22 ножниц, 22 штуки ножниц, 22 пары ножниц, обеими руками, обоими руками, двестипятидесятилетие города, двухсотпятидесятилетие города

Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров. Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвертого года. Я обоими руками голосую за нее. Добавьте полтора полных стакана муки. Корабль находился на орбите 383 суток. Машины стояли у обоих ворот. Из 21 участника соревнования выделялись трое спортсменок.

Синтаксические нормы

Задание 10.Найдите ошибки в согласовании, в употреблении местоимения и логические ошибки.

1. Недорослями называют людей, плохо воспитанными своими родителями.2.Над прудом склонились серебристые ивы, касающимися ветвями земли.3.Поэма написана простым языком, изображавшим крестьян.4.Яков Лукин начинает вредить. Искалечен скот. Он был организатором бабьего бунта.5.Учитель работает с живыми людьми, каждый из которых требует участия. С совершенно разными мальчиками и девочками, к каждому надо подобрать свой ключик. 6.Эти люди каждым шагом приближают новую светлую жизнь. Они не могут жить в несправедливости, они борются за неё.

Задание 11.Раскройте скобки, поставив существительное в нужной падежной форме. При необходимости используйте предлоги. В случае затруднения обращайтесь к словарю.

Согласно (приказ), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), заведующий (кафедра), оплатить (проезд), заплатить (проезд), выпить (молоко), дать (сдача), следить (порядок), контроль (исполнение).

Задание 12.Исправьте предложения; укажите ошибки.

1. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся к переизданию. 2. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 3. Произведя ряд расчетов, задача была решена. 4. Дойдя до реки, мы устроили привал. 5. Заметив со всех сторон лодки и людей, стадо диких коз объял ужас. 6. Проработав над темой три года, было получено новое задание. 7. Придя в лес, солнце село. 8. В тот день, выезжая из парка, тормоза барахлили. 9. Дорога покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Функциональные стили речи.

Задание 13.Отредактируйте предложения таким образом, чтобы они соответствовали научному стилю.

1. В своей курсовой работе я хотела бы ответить на такие вопросы… 2. Авторы этих статей думают, что… 3. Выводы оказались неожиданными, на первый взгляд просто сумасшедшими. 4. Однако вначале необходимо разобраться, есть ли угроза энергетического голода. 5. Мне кажется, что первый способ решения данной проблемы более целесообразный. 6. Стоит представить какой будет польза от этого исследования. 7. Компьютерный вирус – это сильный паразит! 8. Изучение материалов дает свои плоды.

Задание 14.Прочитайте текст. Составьте его план и коротко изложите содержание, используя средства логической речи.

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых, для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, чтобы она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке (А.А. Леонтьев).

Задание 15.В данные фрагменты включите цитаты

А) как самостоятельное предложение

1. Проблему, что есть культура и что есть цивилизация, нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо культура есть явление духа, действующее согласно закономерностям его энергетики.

«Множество людей полагает вполне возможной замену слова «культура» цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень «культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как «цивилизация» в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни» (Н.К. Рерих)

б) используйте цитату после двоеточия

1. Один из крупнейших и глубочайших русских философов Н.А. Бердяев определял культуру следующим образом…

«Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» (Н.А. Бердяев)

2. Машинная, техногенная цивилизация подменяет культуру развлекательной индустрией, на базе которой возникает «массовая культура», призванная обслуживать материю общества, а отнюдь не питать его дух. Бердяев с горечью пишет…

«…старая Европа изменила своему прошлому, отреклась от него. Безрелигиозная мещанская цивилизация победила в ней старую священную культуру» (Н.А. Бердяев).

В) включите цитату в авторское предложение после подчинительного союза.

1. Казалось бы, в научную биографию должны включаться только социально значимые факты, но никак не бытовые «мелочи». Однако не возникает ли в результате такого подхода мертвая схема образа? Да и само понятие «мелкого» факта неопределенно. Плутарх говорил…

«Часто какой-нибудь ничтожный поступок… лучше обнаруживает характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов» (Плутарх).

2. Известны и пессимистические («финалистские») концепции дальнейших судеб нашей цивилизации. Например, российский ученый Л. Лесков пишет…

«Испытав стремительный подъем, космические цивилизации неизбежно гибнут: либо утрачивая вкус к жизни в кущах «потребительского рая», либо задохнувшись в технологических отходах, либо, наконец, сгорев в огне ракетно-ядерных катастроф» (Л.В. Лесков).

Повторение правил орфографии и пунктуации

Задание 16.Прочитайте текст, выделите орфограммы и прокомментируйте их. Объясните постановку знаков препинания.

Живопись импрессионистов

Во второй половине 19 века во Франции начала работать гру(п,пп)а молодых художников (в)начале (ни, не)кому (не)извес…ных и (не)признан…ых официальной пре(с,сс)ой. Теперь их имена знает всякий инт…(л, лл)…гентный человек это Мане и Моне, Ренуар , Дега, Сислей, Писарро. Эти живописцы (в)первые в истории иску(с,сс)тва (с,з)делали для себя правилом писать не в мастерской а под открытым небом на берегу реки в поле в лесу.

После выставки их работ в Париже этих художников стали называть импрессионистами от франзу…ского слова impression что значит «впеч…тление». Это слово как (ни)какое другое отр..зило своеобразние их работ потому что в них художники передавали свое (не)посредствен…ое впеч[1]тление от увиден…ого. Импрессионисты (по)новому подошли к изображению мира всего того что мы каждый день видим (во)круг (не)замечая поэтичности самых простых предметов.

Главным для художников стал свет постоян…о м…няющийся (в)течении…дня воздух в который как(бы) погружены предметы и фигуры людей. В их картинах чу…ствовался ветер который дышит свежестью и ар…матом цв…тущих садов нагретая со…нцем земля и (не)кошен…ая трава. Они стремились ра(с, сс)м…треть и показать удивительное б…гатство цвета в природе.

Один из импрессионистов художник Моне написал Лондон в туман…ый день. Увид…в картину на выставке лондонцы уд…вились они сч…тали что туман бывает (мутно)серым а художник нарисовал его в (красно)б…гровых тонах. Но посм…трев на эту стран…ую картину и выйдя на улицу туман…ую (Л, л)ондонскую улицу зрители уб…дились что живописец был прав туман казался красным. В нем как(бу…то) отражались красные дома из кирпича которых очень много в этом городе. Художэник показал людям то что без него они может быть (ни)когда и (не)заметили(бы).

Нельзя сч…тать что путь импрессионистов в большое и(с,сс)ку(с,сс)тво бвл легок. Сейчас (не)без…нтересно вспомнить что в последнее время в…лись горячие споры о том можно ли серьезно восприн…мать эту живопись. (не)кто обв…нял смелых н…ваторов в том что их п…лотна это (н…)что иное как по…делка под истин…ое и(с,сс)ку(с,сс)тво.

(С)начал… импрессионистов (не)признавали их живопись казалась слишком смелой и (не)обычной над ними см…ялись. (Ни)кто (не)хотел покупать их картин и г…ниальные живописцы жили в бедности пр…бывая в бе(з,с)вес…ности (не,ни) год и (не,ни) два. Однако н… бедность н… голод (не)могли заставить их отказаться от своих убеждений.

Прошло много лет (не)которых из художников(импрессионистов) уже (не)было в живых когда (на)конец их и(с,сс)ку(с,сс)тво было призн…но. Теперь музеи всего мира г..рдятся картинами таких мастеров как Мане Ренуар Дега и другие. Истина оказалась сильнее пр…дра(с,сс)удков и ложных пр…дставлений. Победила красота и весно молодое (не)ув...да…мое (не)повлас…ное времени высокое и(с,сс)ку(с,сс)тво.

Наши рекомендации