Воспитательная концепция С.Т. Шацкого
Семинар, 2 вопрос
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни: «А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях». Мировоззрение Льва Николаевича было противоречивым. В различные периоды его жизни оно во многом определяло его педагогические взгляды и деятельность. Условно можно выделить три периода.
1 период. Основная деятельность. 1859-1962
Благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей. Создание школы свободного воспитания. Резкая критика и отрицание существующей школы. Пропаганда идей свободного воспитания и их реализация в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна».
В Яснополянской школе Толстым была предпринята попытка реализовать на практике идеи свободного воспитания. Как теория была претворена в жизнь, свидетельствуют отрывки из журнала «Ясная поляна» (март-апрель 1862 г. ): «Школа помещается в двухэтажном каменном доме. Две комнаты заняты школой, одна — кабинетом. . . (физическим). Предметов - 12, классов - 3, учеников - всех 49, учителей - 4, уроков в продолжение дня от 5 до 7. . . Предметы по расписанию распределяются следующим образом: 1) чтение механическое и постепенное; 2) писание; 3) каллиграфия; 4) грамматика; 5)священная история; 6) русская история; 7) рисование; 8) черчение; 9) пение; 10) математика; 11) беседы из естественных наук; 12) закон божий». «Уроков на дом не задают. . . . Никакого урока, ничего сделанного вчера, он (ученик) не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке». «Садятся они, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконнике, полу и кресле. По моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. . . Школьники - люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие такие же потребности, какие и мы. . . Им весьма легко будет дойти до заключения, что надо подчиниться известным условиям для того, чтобы учиться». «Учителя составляют планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованию учеников».
2 период. Методический. 70-е годы
Написание «Азбуки», «Новой азбуки», «Книги для чтения», составление курса арифметики. В 1874 г. статья «О народном образовании» (рассмотрение вопроса о школе с позиции патриархального крестьянства: примитивные сельские школы). Буквослага-тельный метод обучения грамоте. Особенности учебных книг Л. Н. Толстого: высокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Преобладает форма художественных рассказов из русской жизни, особенно деревни. Много материала на нравственные темы. Ценный вклад в детскую литературу. «Новая азбука» и «Книги для чтения» выдержали свыше 30 изданий.
3 период. Религиозно-нравственный. 70-90-е годы
В основе воспитания и образования - «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям, всепрощение: «Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания»
Ведущие педагогические идеи Л. Н. Толстого (разных периодов)
«Глубокая любовь и уважение к ребенку, гуманистический подход к его воспитанию».
«Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».
Показал несостоятельность абстрактной педагогики, оторванной от практики: «Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ».
Школа должна давать детям широкий круг знаний, всесторонне развивать их творческие силы.
Учение должно основываться на интересе: «Всякое учение должно быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью».
Детей надо учить так, чтобы они самостоятельно формулировали выводы, вытекающие из наблюдений, опытов. Изучать предметы и явления надо преимущественно в естественной обстановке.
Толстой призывает к творческому поиску, эксперименту. Школа может стать орудием образования только тогда, «когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией. . .
Воспитательная концепция С.Т. Шацкого
Термин «воспитание» С.Т.Шацкий употреблял в широком и узком смысле. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т. д. — большим педагогическим процессом. С.Т.Шацкий справедливо утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо немедленно отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, на словах соглашающихся с установками педагогов, а поступающих вопреки им. Поэтому задача школы — изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка для того, чтобы, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия советских общественных организаций и населения района.
«С точки зрения связи школы с окружающей средой С.Т.Шацкий выделял три возможных типа школы:
1. Школа, изолированная от окружающей среды.
2. Школа, интересующаяся воздействиями среды, но не сотрудничающая с ней.
3. Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействий среды на ребенка».
Школы первого типа организуют учебно-воспитательный процесс в рамках учебного учреждения, считая, что социальная среда обычно учит детей только плохому, а задача школы — выправить эти воздействия и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики.
Для школ второго типа характерен определенный интерес к среде, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая иллюстративная школа широко пользуется лабораторными методами, она активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.
Школа третьего типа, над практическим воплощением которой С.Т.Шацкий работал в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функции организатора, регулятора и контролера детской жизни.
Во-первых, такая школа организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая жизненный опыт ребенка, его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые широко использовались в общественно-полезной деятельности. Во-вторых, взяв на себя функции центра воспитательной работы с детьми, школа «связывалась» с теми сферами среды, где проходил процесс формирования ребенка (семья, улица, деревня и т. д.), внимательно изучала средства воздействия среды на ребенка, их эффективность и, реконструируя их, добивалась усиления положительных влияний среды и нейтрализации отрицательных. И, наконец, школа выступала в окружающей среде как проводник влияния партии на полупролетарские и непролетарские слои населения, активный фактор переустройства жизни на социалистических началах. Вместе с советскими и партийными организациями школа работала над повышением культуры местного населения, улучшением быта, созданием благоприятных условий для достижения целей социалистического воспитания.
При такой постановке вопроса школа ставила перед собой сложные задачи, и было бы ошибкой утверждать, что все школы справлялись с этими требованиями. Только передовым учреждениям, в основном входившим в число опытно-показательных учреждений, это было под силу. Они имели хорошо подготовленные кадры, опыт работы, материальное снабжение выше среднего и, что особенно важно, значительное число разнотипных учреждений, расположенных на одной территории.
Вальдорфская педагогика
Рудольф Штайнер и его последователи решили в корне изменить систему школьного обучения, создать такую школу, где ребенок бы развивался гармонично, систему, в которой сочетались бы и знания об окружающем мире, и эстетическое воспитание, и обучение практическим навыкам.
Хотя первая школа нового типа была открыта, как уже говорилось, для детей рабочих фирмы Вальдорф Астория, в нее очень быстро влились дети и из других слоев общества. То есть с самого начала в вальдорфской школе был устранен отбор по социальному и материальному признаку – отметим, революционное по тем временам нововведение!
Вальдорфская школа изначально была ориентирована на личность ребенка независимо от его интеллекта, возраста, национальности. Именно поэтому вальдорфскую педагогику нередко называют «педагогикой равных возможностей».
В течение многих столетий в европейской педагогике бытовало мнение, что ребенок – это «недоделанный взрослый», которого – методом кнута и пряника – надлежит усовершенствовать, чтобы он занял надлежащее ему по рождению и материальному положению место в обществе. Вальдорфцы были одними из первых, кто заговорил о том, что детство – уникальный период в жизни человека, что ребенок обладает безграничными творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не стремиться поскорее сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, как можно полнее раскрыть свой творческий потенциал, насладиться всеми прелестями раннего возраста.
Вальдорфцы категорически выступают против раннего развития интеллекта. В частности, обучение чтению и письму здесь начинается крайне поздно, поскольку, считают педагоги этого направления, обучение абстрактным дисциплинам можно начинать лишь тогда, когда сформировался эмоциональный мир ребенка. А это, согласно вальдорфской педагогике, происходит лишь после того, как у ребенка молочные зубы сменятся на коренные. Что, конечно, очень поздно с точки зрения любой другой современной педагогической системы. Хотя, с другой стороны, выпускники вальдорфских школ успешно поступают в университеты, становятся преуспевающими специалистами.
Вальдорфская группа – разновозрастная, и маленькие дети легко и естественно учатся здесь, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить. Все как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается повседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежку, шьет кукол, а время от времени присоединяется к своим питомцам, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле. Так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере обычного детского сада.
В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке.
Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.