Разработка конспекта лабораторно-практического занятия

Лабораторно-практическое занятие является одним из видов как теоретического, так и практического обучения. В основе этой организационной формы обучения находится лабораторно-практическая работа, которая занимает промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и является важным средством связи теории и практики. Лабораторно-практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний (в теоретическом обучении), развития умений и навыков практической деятельности и самостоятельного экспериментирования (в практическом обучении и самостоятельной работе).

По дидактическим задачам лабораторно-практические работы могут быть иллюстративными и исследовательскими. Лабораторно-практические работы, на которых обучающиеся работают над уже известными вопросами, после того как педагогом установлены определенные положения, сделаны выводы, раскрыты закономерности и причинно-следственные связи, проведены необходимые демонстрации, являются иллюстративными. Лабораторно-практические работы, результаты которых заранее неизвестны обучающимся, когда опытные исследования предшествуют тем выводам, которые содержатся в учебниках, являются исследовательскими. Ряд работ, особенно в вузах могут носить комплексный иллюстративно-исследовательский характер.

В зависимости от организации лабораторно-практические работы могут быть фронтальными и нефронтальными. При фронтальных лабораторно-практических работах все студенты учебной группы выполняют одинаковое задание, работая на однотипном оборудовании индивидуально или небольшими звеньями. Нефронтально проводятся лабораторно-практические работы иллюстративного характера после изучения части курса.

Руководство лабораторно-практическими работами осуществляется в форме инструктирования, основной задачей которого является создание у обучающихся ориентировочной основы деятельности для наиболее эффективного выполнения задания. Поэтому важной составляющей частью конспекта лабораторно-практического занятия является инструкционная карта.

Инструкционная карта – форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления о приемах и действиях при выполнении работ. Инструкционные карты раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. Наличие инструкционной карты позволяет каждому студенту многократно в процессе выполнения учебно-производственных работ обращаться к указаниям, содержащимся в ней, что обеспечивает возможность обучающимся постоянно осуществлять самоконтроль.

По итогам лабораторно-практических работ обучающиеся представляют письменный отчет, который обычно оформляется в порядке выполнения домашней работы.

Структура лабораторно-практического занятия, как правило, состоит из следующих частей и этапов:

1. Вводная часть:

1) входной контроль подготовки студента (повторение теоретических знаний, необходимых для выполнения работы);

2) вводный инструктаж (знакомство студентов с целью и содержанием предстоящей работы, анализ инструкционных карт, технологической документации, показ способов выполнения отдельных операций, предупреждение о возможных ошибках).

2. Основная часть:

3) выполнение студентов лабораторной работы;

4) текущий инструктаж (разъяснения преподавателем выполняемых студентами действий в случае необходимости);

3. Заключительная часть:

5) оформление отчета о выполнении задания;

6) заключительный инструктаж (подведение итогов выполнения работы, разбор допущенных ошибок и выявление их причин, сообщение результатов работы каждого, объявление о том, что необходимо повторить к следующему занятию).

По усмотрению преподавателя могут быть добавлен этап защиты лабораторно-практической работы.

При подготовке плана-конспекта лабораторно-практического занятия необходимо придерживаться структуры, представленной в инструкционной карте к лабораторной работе №18 «Разработка конспекта урока теоретического обучения». Отличием является описание хода урока, который в конспекте лабораторно-практического занятия следует (но не обязательно) представить в форме инструкционной карты (табл.).

Таблица – Инструкционная карта

№ п\п Задание Алгоритм действий Результат, критерии контроля
       

Кроме того, в ходе урока необходимо подготовить эталоны по заданиям для облегчения проверки и разработать требования к письменному отчету и критерии оценки лабораторно-практической работы.

Задание на практическую работу:

1. По рабочей программе дисциплины определить тему учебного занятия.

2. По календарно-тематическому плану выявить внутрипредметные и межпредметные связи, а также запланированные методы и средства обучения.

3. Оформить титульный лист конспекта учебного занятия, на котором следует указать учебное заведение, ФИО преподавателя, название дисциплины, аббревиатуру учебной группы, в которой проводится занятие, курс, год разработки.

4. На втором листе зафиксировать тему занятия, тип и вид занятия, цель и задачи занятия, формы работы студентов, методы и средства обучения, указать межпредметные и внутрипредметные связи.

5. Составить поэтапную схему проведения лабораторно-практического занятия с указанием времени по каждому этапу.

6. Представить подробное описание хода лабораторно-практической работы по каждому этапу. Он включает в себя серию заданий для выполнения. В конспекте этот этап может быть представлен инструкционной картой для обучающихся в табличной форме (табл.).

7. Подготовить эталоны по заданиям для облегчения проверки.

8. Разработать требования к письменному отчету и критерии оценки лабораторно-практической работы.

9. Оформить список литературы, которая использовалась при составлении конспекта.

10.Оформить приложения к конспекту урока (при наличии).

Наши рекомендации