Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. Детская риторика.
Педагогическая риторика — это вид частной риторики, а именно теория и практика эффективного речевого общения в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.
Иногда в синонимическом смысле по отношению к указанному термину используется термин учебная гомилетика – учение о проповедовании, рассматривающее проповедь к народу в форме ораторской речи.
Фактически педагогическая риторика связана со школьной педагогикой, а в её пределах – с мастерством обучающего монолога и учебного диалога, речевым поведением и риторическим образованием учителя (риторической же стороной вузовского преподавания является академическое красноречие).
Педагогическая риторика основывается на общих законах такого предмета, как риторика, а также современных достижениях коммуникативной лингвистики, общей и возрастной психологии, педагогики, социологии и других социальных наук. Она необходима как часть профессиональной подготовки учителя, которая, к сожалению, в последнее время, оставляет желать лучшего.
Наличие проблем, как личного, государственного или глобального масштаба, конечно, откладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность педагога, на формирование отношений – «учитель-ученик» и, как следствие, на все качество обучения. Но, то, что сейчас позволяют себе учителя по отношению к ученикам, не укладывается ни в какие рамки эстетики и морали.
Да, во многом этому способствуют сами ученики и их родители, которые считают, что при наличии денег возможно и позволительно все. И получается, «палка о двух концах»…
На базе категорий, законов и принципов общей риторики может быть создана модель профессиональной речевой подготовки учителя в рамках частной – педагогической – риторики.
Педагогическая риторика как разновидность частной риторики обеспечивает решение проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя, так как позволяет конкретизировать основные положения общей риторики, продемонстрировать специфику применения правил риторики в реальной речевой практике, определить теоретический и практический аспекты овладения профессиональной речью.
При этом и в данном случае следует иметь в виду не только сугубо практические цели педагогической риторики (осмысление путей овладения речью как средством передачи знаний, совершенствования умений, решения воспитательных задач и т. п.), но и ее возможности в формировании речевого педагогического (риторико-педагогического) идеала, в воспитании качественно иного “производителя риторического поступка”, - говорящего и пишущего, творящего в высоко нравственной системе координат, где, по словам Н. Кошанского, “сила чувств” соединяется с убедительностью и “желанием общего блага” (см.: Л. Г. Антонова. Письменные жанры речи учителя. Ярославль, 1998, С. 14).
Таким образом, понятие риторического идеала как категории общей риторики конкретизируется в частной педагогической риторике.
Сказанное означает, что в процессе формирования коммуникативной компетентности будущего учителя необходимо пробудить у студентов стремление к постижению и достижению в той или иной степени риторического идеала и идеала педагогико-риторического, суть которого обусловлена спецификой педагогического речевого общения (см.: А. К. Михальская. Педагогическая риторика. История и теория. М., 1998, С. 283-285).
Курс педагогической риторики должен вызвать у студентов размышления о сути человеческого общения и общения педагогического, о тех нравственных ценностях, которые лежат в основе этого общения, что будет способствовать формированию у них взглядов, идей, суждений, вкусов, имеющих общекультурную ценность (см.: Т. А. Ладыженская. Краткая объяснительная записка к программе “Школьная риторика” // Школьная риторика. Методический комментарий. 5 класс. М., 1996, С. 5).
При этом необходимо принимать во внимание еще одно обстоятельство. Обязательным условием востребованности риторического знания является его прикладной характер. Теоретические положения риторики всегда направлены на практическое применение, на решение реальных задач, связанных с жизнедеятельностью человека. Знания, получаемые в курсе риторики во многом (но не во всем) носят так называемый инструментальный характер (знания о способах дятельности), что обеспечивает формирование коммуникативно-речевых умений, коммуникативной компетентности говорящих и пишущих.
Таким образом, курс педагогической риторики позволяет решить одну из важнейших задач профессиональной подготовки учителя – формирование коммуникативной компетентности педагога, что предполагает:
- овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
- овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями;
- осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;
- овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;
- овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;
- развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач;
- познание студентами сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого (педагогико-риторического) идеала как образца педагогического общения.
Такова концепция курса педагогической риторики, которая позволяет решить сформулированные выше задачи.
Курс педагогической риторики может быть реализован на любых факультетах высших учебных заведений педагогического профиля. Он рассчитан на 100-140 часов аудиторной работы, но может быть минимизирован с учетом специфики задач обучения.
Предлагаемый в программе материал может быть освоен в виде лекционного курса и обязательных лабораторных (практических) занятий, так как только в этом случае возможно решение основных задач курса, обеспечение его практической направленности.
В процессе реализации курса предусматривается выполнение студентами письменных и устных заданий на основе анализа видеозаписей, постоянных целенаправленных наблюдений за речью в различных ситуациях общения, в том числе и профессионального. Кроме того, в течение семестра проводится не менее двух контрольных работ.
Специфика изучения курса “Педагогическая риторика” связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, монографий, которые указаны в списках литературы к каждому разделу и которые в определенной степени помогут преподавателю и студенту в осмыслении программного материала.
Курс педагогической риторики более десяти лет в различных вариантах и модификациях читается в МПГУ. Данная программа скорректирована с учетом реальной практики преподавания этой дисциплины на филологическом факультет МПГУ.
При составлении программы были использованы учебно-методические материалы (программы, учебные пособия для школы и вузов, методические разработки и комментарии), подготовленные членами кафедры риторики и культуры речи МПГУ, материалы научных исследований аспирантов и докторантов кафедры, монографии, учебники, статьи преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских институтов. Основой содержания раздела программы “Педагогический речевой (педагогико-риторический) идеал” являются идеи и методологические подходы к решению этой проблемы, разработанные проф. А. К. Михальской.