Тифлопедагогика как наука, её становление и развитие

Министерство образования Российской Федерации

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Б.К.ТУПОНОГОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Москва 2001

риг*"'

УДК 376 ББК 74.3

Б.К. Тупоногов. Теоретические основы тифлопедагогики.Учебное пособие -М.:АПК и ПРО, 2001.-68 с.

ISBN 5-8429-0061-0

Рецензенты:

В.З.КАНТОР - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой ос­нов коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

Н.В ЛЕОНОВА - директор Московской школы-интерната №5 для слабовидя­щих детей. Заслуженный учитель школы РФ.

В пособии изложены основные теоретические положения тифлопедагогики, определены её объект, предает, задачи и методологические основы этой науки. Представлены основные законы и закономерности, принципы целостного тиф­лопедагогического процесса.

В книге впервые определено и показано место коррекции в общеобразова­тельном процессе, дана структура коррекционно-педагогической работы, её формы организации.

Пособие предназначено для широкого круга педагогов-дефектологов: сту­дентов преподавателей, исследователей, работников специальных школ и дош­кольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения.

ББК74.3

©АПКиПРО,2001

ISBN S-8429-0061-0

© Б.К. Тупоногов, 2001

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ

ГЛАВА I. ТИФЛОПЕДАГОГИКА. ЕЁ ОБЪЕКТ,

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ТИФЛОПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЁ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

В ходе исторического развития человеческого общества постоянно осуще­ствляется передача подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Сначала эта передача осуществлялась неосознанно, интуитивно и не определялась как социальная сфера деятельности человека. Затем эта деятель­ность выстраивается целеустремлённо, осознанно с выходом на обществен­ную структуру - школу с чётко определённей программой и необходимостью научного обоснования данного процесса и тех условий, материальных средств, которые в нём используются. Так возникла педагогика. Этот термин появился в Древней Греции и дословно переводится на русский язык как детовождение. Педагогами называли в то время людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, выполняли функций наставничества.

Вместе с необходимостью обучать и воспитывать нормально развиваю­щихся детей встаёт вопрос: «А как быть с детьми, у которых нарушено зре­ние?» «Могут ли слепые и слабовидящие обучаться?» «Если да, то как, какие приёмы и способы использовать для этой деятельности, какие средства и орга­низационные формы ...?»

В 1784 г., в Париже открывается первая-, государственная, школа для слепых детей. Основал её французский педагог, основоположник тифлопедагогики Ва­лентин Гаюи (1745-1822). Он положил начало систематическому обучению и воспитанию слепых, разработал содержание и методы работы с этими детьми.

Постепенно общеобразовательные учреждения этого типа создаются и в других странах. Возникает необходимость в разработке теории и практики обу­чения детей со зрительными дефектами, зарождается тифлопедагогика (от греч. typhlas - слепой) как наука. В буквальном переводе - это педагогика слепых.

По мере становления и развития этой отрасли педагогики она охватывает и другие категории детей со зрительной депривацией. В настоящее время тифло­педагогика - это наука о воспитании, обучении и развитии детей и взрослых с нарушением зрения.

Становлению и развитию этой науки способствовали труды чешского педа­гога Яна Амоса Коменского (1592-1670), который на смену уклада старой схо­ластической школы предлагает новые принципиальные положения, правила и методы обучения. Автор «Великой дидактики» выдвигает прогрессивную про­грамму «... всех учить всему», «... учить сокращённо, приятно и основатель-

но...» с тем, чтобы превратить школу «...в храм света, порядка, мира и спокой­ствия».

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) выдвигаег те­орию умственного развития детей, делает попытку обосновать соотношение обучения и развития.

Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) вно­сит большой вклад в обоснование принципов самодеятельности и творческой активности учащихся, он выделяет и обосновывает два способа преподавания: развивающе-излагающий и развивающе-вопросительный (эвристический).

Наш великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) психо­логически и педагогически показал необходимость внедрения в школьную прак­тику идей, выдвинутых его предшественниками, дидактических принципов са­мостоятельности, активности, наглядности. Его заслугой является целостное и систематизированное рассмотрение практически всех проблем обучения и воспитания детей.

Большое значение для становления и развития тифлопедагогики имели труды французских философов и просветителей XVIII в. ЖЖРусссо (1712-1778), К. А. Гельвеция (Ш5-1771). Д. Дидро (1713-1784), которые считали, что благодаря обу­чению и воспитанию подрастающего поколения можно переустроить общество в прогрессивном направлении. В связи с этим совершенно не случаен тот факт, что первая школа для слепых детей была организована именно во Франции.

Д. Дидро в своей работе «Письма о слепых в назидание зрячим» высказы­вает и обосновывает идею о том, что, развивая возможности сохранных орга­нов чувств, слепые люди в состоянии познавать реалии существующего мира, что для них необходимо создать специальные условия и средства обучения.

В.Гаюи организовал первую школу для слепых не только во Франции, но при его непосредственном участии было создано первое учебное заведение для слепых детей в России (1807г.), и на базе этого, в дальнейшем, организованы первые специальные школы (в 1881 г. в Петербурге, в 1882 г. в Москве).

С организацией первых школ для слепых детей возникает потребность в разработке содержания, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания учащихся. Закладываются основы тифлопедагогики как науки об обучении воспитании и развитии детей с нарушением зрения.

В XVIII и в начале XIX столетия разрабатываются различные приёмы и Способы обучения слепых детей, но все они основываются на довольно узком практицизме, а в ряде случаев и с прямым нарушением научности изучения предметов. Тем не менее прогрессивным является то, что закладываются кор-рекционные основы предметного преподавания, изучаются возможности так­тильного восприятия, использования других сохранных анализаторов в учеб­ном процессе (И. Кни, И. Клейн, Ф. Цех, П. Биллей, А.И. Скребицкий и др.).

Создаются специальные пособия и наглядные средства обучения незрячих (В. Гаюи, Л. Брайль, М. Кунц и др.). 4

Для поднятия уровня образования слепых и слабовидящих до цензового, которое получают зрячие люди, необходимо было пересмотреть само отноше­ние к людям, имеющим дефекты зрения и, в первую очередь, с социальных позиций. Л.С.Выготский один из первых вышел на принципиальные позиции решения этой проблемы. По этому поводу он писал: «Сама по себе слепота не делает ребёнка дефективным. Она сама по себе не есть дефективность, т.е. не­достаточность, неполноценность, болезнь. Она становится ею только при изве­стных социальных условиях существования слепого. Она есть знак разницы между его поведением и поведением других. Специальное воспитание победит дефективность». (1924, б).

Это воззрение Л.С. Выготского легло в основу первой программы, которая была подготовлена в нашей стране в 1928 г. для школ слепых В. А. Гандером, П.Я. Ефремовым, Л.В. Занковым, Д.И. Зоричевым и Г.А. Успенской. Она во многом определила важнейшее положение для развития отечественной тифлопедагоги­ки: возможность обучения и воспитание детей с нарушением зрения на уровне содержания образования зрячих людей. Центральной идеей в тифлопедагогике стала идея формирования личности слепого или слабовидящего, подготовки их к жизни и труду в обществе, их социально-трудовая адаптация и реабилитация.

В ходе развития тифлопедагогики она всё больше приобретает статус само­стоятельной педагогической науки, которую мы можем определить как об­ласть человеческой деятельности, где происходит разработка и теоретическое осмысление объективних знаний о действительности. А именно о ученике, имеющем зрительные ьарушения, о тифлопедагоге, о их совместных действи­ях. Сюда относятся специальные методы, средства, организационные формы обучения и воспитавия слепых и слабовидящих учащихся. Такая деятельность может осуществляйся и как наука и как практический процесс. Главная функ­ция тифлопедагогики состоит в научном обосновании практики обучения и воспитания лиц с дефектным зрением и её необходимо в первую очередь учи­тывать при определении предмета тифлопедагогики.

Наши рекомендации