Особенности воспитания и развития детей 1-го года жизни
Период от 1 до 2,5—3 мес. У ребенка продолжают развиваться движения, появляются предречевые реакции, действия с игрушками.
Движения. Так, к месяцу малыш пытается поднять и удержать голову, лежа на животе; появляется осознанная улыбка. К 1,5 мес у ребенка наблюдаются значительные изменения мимики. К 3 мес поддерживаемый за туловище малыш может находиться в вертикальном положении; он достаточно хорошо держит голову; упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах; лежа на животе, опирается на предплечья и в такой позе может находиться несколько минут.
Речь. Уже к 1,5 мес ребенок способен тренировать речевой аппарат. Голосовые реакции совершенствуются — крик становится дифференцированным: по характеру крика можно определить, голоден ли ребенок, ощущает ли боль, хочет спать или его необходимо перепеленать. В определенной последовательности развиваются предречевые реакции: в 1,5 мес—гуление,в 2—3 мес— гуление.
Игра. К 1—1,5 мес у ребенка возникает зрительное и слуховое сосредоточение на игрушку, подвешенную над его грудью, а к 2 мес, спокойно бодрствуя, он рассматривает погремушки, следит глазами за ними. Случайно коснувшись игрушки, опущенной над грудью, ощупывает ее, а к 3 мес берет в руки кольцо от погремушки.
Развитие эмоций. Периоды непрерывного активного бодрствования постепенно увеличиваются до 1,5 ч. К 3 мес у ребенка можно часто наблюдать так называемый комплекс оживления, когда в ответ на разговор взрослого он, радостно улыбаясь, повизгивает и одновременно оживленно двигает руками и ногами.
В период от 2,5—3 до 5—6 месяцев у ребенка продолжают совершенствоваться движения, речь, игра, расширяется круг внимания, усложняются связи с внешним миром.
Движения. Стремясь достать игрушку, ребенок в 4 мес из положения лежа на спине поворачивается на бок, к 5 месяцам — со спины на живот, а к 6 месяцам — с живота на спину. Развивается мимика: быстрее и более четко подражает соответствующей мимике взрослого.
Речь. Продолжают развиваться предречевые реакции: к 4 месяцам — свирель ; к 5 месяцам подолгу певуче гулит, произнося нараспев различные звуки, к 6 месяцам начинает произносить слоги «ма», «ба», «па» и др., лепетать.
Игра. Примерно к 4 месяцам дети начинают различать цвет и форму предметов. Ребенок стремится схватить яркую игрушку, затем обследует ее губами, языком, деснами. Его внимание больше привлекают крупные игрушки, но в то же время удобные и вызывающие новые ощущения.
Развитие эмоций. К 4 месяцам ребенок громко смеется и «комплекс оживления» возникает у него даже без воздействия взрослого — малыш радуется при виде одной только игрушки.
В период от 5—6 до 9—10 месяцев у ребенка резко возрастает интерес к окружающему: взрослым, детям, животным, игрушкам и другим предметам.
Движения. В этом возрасте у детей развиваются движения, при помощи которых они активно перемещаются, изменяют положение тела, чтобы лучше увидеть взрослого или добраться до игрушки.
Речь. Продолжает развиваться речь: в 7—8,5 месяцев лепечет слоги «ба-ба-ба», «дя-дя-дя» и т. д., в 8,5—9,5 месяцев повторяет слоги с разнообразными интонациями (модулированный лепет), в 9,5—10 месяцев произносит первые слова, состоящие из повторных слогов «мама», «папа», «ам-ам» (есть).
Игра. Ребенок 7 месяцев рассматривает игрушку более внимательно, чем прежде, может также одновременно в обеих руках держать по игрушке.
В период от 9—10 до 12 месяцев происходит дальнейшее развитие движений, речи, игры, эмоций.
Движения. Дети уже много и достаточно быстро ползают, переползают невысокие предметы, взбираются на горку (из трех ступеней), спускаются с нее. К 11 месяцам они начинают стоять без поддержки
Речь. Для ребенка 11—12 месяцев некоторые слова, произносимые взрослыми, приобретают обобщающий характер; он показывает глаза у куклы, мишки и у мамы; по просьбе «дай куклу» приносит любую из находящихся в его поле зрения.
Игра. Дети продолжают знакомиться со свойствами игрушек, усложняя действия с ними.
Развитие эмоций. Эмоциональный мир ребенка к году расширяется и углубляется: зарождается чувство любви к матери, появляются дружеские отношения с другими детьми.