Лексикология

1. Предмет и задачи лексикологии. Особенности лексики по сравнению с единицами других уровней языка. Учебные словари; характеристика 2 словарей - по выбору студента; анализ словарных статей в этих изданиях

2. Слово как единица лексики. Номинативная функция и лексическое значение слова. Структурные признаки слов. Характер связей между внешней формой и значением. Анализ одной словарной статьи из толкового словаря, в которой обстоятельно определяются структурные и семантические признаки слова (статья рассматривается по выбору студента).

3. Лексическое значение слова. Факторы, обусловливающие лексическое значение слов. Основные аспекты изучения лексического значения слов в современной лингвистике. Лексическое и грамматическое значения слов. Анализ лексического значения слова, подчеркнутого в тексте.

4.Понятие лексико-семантической системы. Парадигматические и синтаг­матические отношения в лексике. Анализ парадигматических и синтаг­матических отношений слова в одном из его лексических значений (по выбору студента). Понятие семантического поля.

5.Структура лексического значения слова. Денотативный, сигнификативный и прагматический аспекты определения лексического значения. Вопрос о коннотации и ее видах. Сема как минимальный компонент значения. Типы сем. Закон семантического согласования слов. Семное варьирование. Анализ структуры значения подчеркнутого в тексте слова.

6.Слова однозначные и многозначные. Смысловая структура многозначных слов. Регулярность многозначности и основные разновидности полисемии. Роль многозначных слов в речи. Анализ смысловой структуры многозначного слова, имеющего 3-4 значения (по выбору студента), составление схемы смысловой структуры.

7.Типы лексических значений слова. Статья акад. В.В. Виноградова "Основные типы лексических значений слова". Определение типов лексических значений слов, подчеркнутых в тексте.

8.Переносные метафорические значения слов. Распознание и толкование переносных значений. Типы метафорического переноса слов, их анализ.

9.Переносные метонимические значения слов. Типы метонимического пере­носа наименований. Сужение и расширение лексических значений. Анализ метонимического переосмысления слов в тексте.

10.Лексические омонимы и смежные с ними явления. Типы лексических омонимов. Анализ омонимических соответствий, имеющихся в предложенном тексте.

11.Разграничение омонимии и многозначности (этимологический, словообра­зовательный, синтаксический и семантический способы дифференциации многозначности и омонимии). Анализ примеров многозначности и омонимии, встречающихся в предложенном тексте.

12.Словари омонимов и характеристика лексических омонимов в толковых словарях. Экспрессивные свойства омонимов и их роль в речи. Анализ омонимов и их функций в предложенном тексте.

13.Лексические паронимы, семантические и структурные типы паронимов. Словари паронимов. Паронимия и парономазия в поэтической речи. Особен­ности синтагматических связей паронимов. Анализ системных соотношений слов, подчеркнутых в тексте.

14. Лексические синонимы. Типы лексических синонимов и их функции в речи. Анализ одного синонимического ряда из 3-4 слов (по выбору студента).

15.Структура синонимического ряда. Вопрос о доминанте синонимического ряда. Синонимия и многозначность слов. Определение (по словарям) синони­мических соотношений для разных значений многозначного слова (по выбору студента).

16.Словари синонимов. Семантически и стилистически оправданное употреб­ление лексических синонимов в речи. Ошибки, возникающие в результате неточного выбора синонимов. Анализ синонимических соотношений слов в предложенном тексте.

17.Антонимия слов. Семантическая структура антонимических оппозиций, методика их анализа. Типы лексических антонимов. Антонимия и полисемия. Антонимо-синонимические парадигмы слов. Определение (по словарям) антонимических противопоставлений для разных значений многозначного слова (по выбору студента).

18.Семантические функции антонимов в речи. Стилистические фигуры, основан­ные на антонимах. Словари антонимов. Анализ экспрессивных свойств я функций антонимов в предложенном тексте.

19.Формирование лексико-семантической системы языка. Исконно русская лексика: общеславянская, восточнославянская, собственно русская. Тематические группы и структурно-семантические особенности слов этих лексических пластов. Этимологические словари.4-2 примеров слов, принад­лежащих к разным пластам исконно русской лексики (по выбору студента).

20.Иноязычная и заимствованная лексика. Признаки заимствованных слов и \/ разные степени их ассимиляции. Варваризмы. Экзотизмы. Вопрос о целесообраз­ности использования заимствованных слов в речи. Интернациональные лекси­ческие единицы в русском языке. Словари иностранных слов. Анализ иноязычных слов в предложенном тексте.

21. Сферы использования русской лексики. Лексика общеупотребительная и ограниченного применения. Научные термины, особенности их лексических значений и системных связей. Правила использования научных терминов в речи. Словари лингвистических терминов. Анализ одного из словарей (по выбору студента).

22. Диалектизмы, виды лексических диалектизмов и их роль в языке. Диалектные словари. Анализ диалектизмов и их функций в предложенном тексте.

23. Жаргонная лексика и ее социальная сущность. Необходимость противодействовать жаргонизации речи. Анализ семантических и структурных особенностей 2-3 жаргонных слов, рассматриваемых в словарях "Новых слови значений" (по выбору студента).

24. Функционально-стилистическая дифференциация лексики и ее экспрессивно-эмотивная характеристика. Нейтральная и стилистически окрашенная лексика. Отражение стилистической и эмоциональной окраски единиц в словарях. Анализ стилистически окрашенных слов и их функций в предло­женном тексте.

25. Разговорно-бытовая лексика и ее основные разновидности. Семантические и структурные признаки слов , закрепленных за разговорным стилем языка (анализ 3-4 слов, имеющих разговорную окраску, -по выбору студента). Вопрос о просторечии и его соответствии литературным нормам.,

26. Книжная лексика: общекнижные слова; лексика научного, делового стилей и публицистики. Вопрос о литературно-художественных стилях. Установить, к какому стилю относится предложенный текст, аргументировать свои выводы.

27. Активная лексика русского языка и его пассивный состав. Устаревшие с лова, их типы: архаизмы и историзмы. Виды архаизмов. Функции устаревших слов в речи. Анализ устаревших слов и их функций в предложенном тексте.

28. Новые слова, изменения лексических значений слов в общеязыковом употреблении и авторские окказионализмы. Словари новых слов и значений. Анализ структурных разновидностей и семантических особенностей 2-3 новых слов (по выбору студента).

Наши рекомендации