Тема: Онтогенез связной речи

Вопросы для изучения:

1. Этапы становления связной речи в онтогенезе.

2. Развитие диалога.

3. Развитие монологической речи детей.

Задания для подготовки к занятию:

1.Выписать определение понятий «диалогическая речь», «монологическая речь», «эгоцентрическая речь», «ситуативная речь», «контекстная речь».

2.Составить схему «Классификация видов и форм речи» (по материалам книги В.А. Ковшиков, В.П. Глухов Психолингвистика).

3.Составить таблицу «Сравнительная оценка монологической и диалогической форм речи»(электрон. вариант лекции №6).

4.Выполнить тестовые задания:

Задание 1.Что такое ситуативная речь?

1 – речь, смысловое содержание которой становится понятным лишь в контексте конкретной ситуации;

2 – речь, продуцируя которую ребенок говорит лишь “со своей точки зрения” и не пытается стать на точку зрения собеседника;

3 – речь, понятная слушателю вне зависимости от той ситуации, в которой имеет место данный речевой акт.

Задание 2.Какие параметры определяют развитие связности речевого высказывания в дошкольном возрасте?

1 – опознание словесного состава предложений;

2 – умение использовать разнообразные средства связи;

3 – семантический отбор лексических средств, адекватность грамматического оформления;

4 – самостоятельное образование новых слов;

5 – представление о структуре и типологии текстов.

Задание 3.Наличием каких факторов определяется характер ведения диалога?

1 – степенью подготовленности говорящих;

2 – отношением собеседников к высказыванию;

3 – информативной и связывающей ролью интонации;

4 – особенностия использования паралингвистических средств;

5 – конкретной обстановкой общения.

Форма отчета:

таблица, ответы на тестовые задания.

Литература: основная, дополнительная

Список литературы

Основная

1. Баскакова, И.Л., Глухов, В.П. Практикум по психолингвистике/И.Л.Баскакова, В.П.Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 192 с.

2. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф.Седова. – М., 2004. – 319 с.

3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Изд. РГПУ, 2008. – 472 с.

4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики /В.П.Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2008.-352с.

5. Ковшиков, В.А., Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности/В.А.Ковшиков, В.П.Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2007. – 318 с.

6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) / Л.Н. Ефименкова. – Москва: Просвещение, 1985. – 112 с.

7. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии) / Е.М. Мастюкова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

8. Психолингвистика: Учебник для вузов / Под ред.Т.Н.Ушаковой. – М., 2006.- 416 с.

9. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Изд. Института психотерапии, 2001. – 240 с.

10. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи : учеб. пособие / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Дополнительная

1. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Книга для логопеда / Е.Н. Винарская. – Москва: Просвещение, 1987. – 160 с.

2. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: III тур, 2003. – 318 с.

3. Крылова, Н.Л. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи / Н.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Л.Г. Ефремова. – М.: Просвещение, 1993. – 144 с.

4. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 1999. – 160 с.

5. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики: Учеб.для студ.вузов, обуч.по спец. «Психология»/ А.А.Леонтьев. 3-е изд.- М.;СПб: Смысл; Лань, 2003. - 287 с.

6. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник / Отв.ред.Л.И.Белякова. – М., 2005. - 151с.

7. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия для студ. высш. Учеб. завед / Под общ. ред. В.К. Радзиковской. М.: Академия, 2007.- 464 с.

8. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. - М.: ПЕСЭ: Логос, 2004.- 319 с.

9. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: Учеб.пособ. для студ.высш.учеб.заведений/ Р.М.Фрумкина. М.: Академия, 2003.-321 с.

10. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С.Н. Цейтлин. – СПб.:ИД «МиМ», 1997. – 192 с.

Наши рекомендации