Единственное и множественное число имён существительных
Парамонова Л.Г.
П 18 Стихи для развития речи. - СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, БИНОМ, 2004. — 208 с: ил. — (Коррекционная педагогика)
ISBN 5-89815-435-3
Занимательное путешествие в мир слов значительно расширит словарный запас ребенка и научит правильно строить речь.
УДК376:811.161.1 ББК 74.3
© ДЕЛЬТА, 2004
ISBN 5-89815-435-3© КАРО, 2004
Светлой памяти Парамонова Павла Михайловича, подавшего мне идею изложить правила русского языка встихах
Автор
Предисловие
Одна из важнейших задач, стоящих перед ребёнком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно спешное обучение в школе. А это означает, что он должен научиться правильно произносить все звуки речи, приобрести достаточно больной словарный запас, научиться правильно (в соответствии с законами грамматики) объединять слова в предложения и предложения в навык высказывания.
Успешно выполнить эту «программу» удаётся далеко не всем детям. Многие из них по тем или иным причинам отстают в своём речевом развитии и приходят в школу с недостаточно сформировавшейся устной речью, что существенно осложняет весь процесс их окольного обучения.
Частой причиной задержки речевого развития детей является их так называемая семейно-педагогическая запущенность. Родители в этих случаях полагают, что нет никакой необходимости как-то специально заботиться о развитии речи ребёнка, да к тому же и не умеют этого делать. Ребёнок в таких семьях оказывается полностью предоставленным самому себе: что сумеет самостоятельно усвоить из речи окружающих его людей, то и останется при нём. К сожалению, чаще вcero он усваивает далеко не то, что ему надлежало усвоить, и не в том объёме.
Предлагаемая вниманию читателей книга призвана убедить их втом, что о полноценном речевом развитии каждого ребёнка необходимо проявлять специальную и, главное, своевременную заботу. Именно своевременный «толчок» способен стимулировать речевое развитие ребёнка и направить это развитие в нужное русло, открывая тем самым путь к дальнейшему самостоятельному обогащению и усовершенствованию речи.
Содержание книги нацелено на обогащение словарного запася детей и развитие грамматического строя речи. (Вопросу формирования правильного звукопроизношения уделено внимание в нашем пособии «Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи». СПб., «Дельта», 1996). Представленный в книге речевой материал поможет решить обе названные выше задачи в ненавязчивой и доступной для детей дошкольного возраста форме. Этот материал, снабжённый необходимыми пояснениями и иллюстрациями, распределён по соответствующим разделам, каждый из которых преследует вполне конкретные цели.
В первом разделе, рассчитанном на обогащение словарного запаса детей, целенаправленно подобраны имена существительные, глаголы имена прилагательные, наречия, которые ребёнок постепенно и непроизвольно усвоит.
Второй раздел предусматривает практическое ознакомление ребенка с правилами изменения слов, что позволит ему научиться согласовывать слова между собой, употреблять их при построении предложений в правильной грамматической форме.
В третьем разделе дан речевой материал на словообразование благодаря чему ребёнок сможет в практике речевого общения познакомиться с правилами образования новых слов от уже имеющихся Овладение этим умением очень важно как для обогащения словарного запаса ребёнка, так и для овладения им правилами правописания слов.
Выделение названных трёх разделов условно. Оно предпринята лишь для обеспечения большей ясности изложения, а также с целью более чёткого обозначения основных направлений работы. В действительности же процессы овладения словарным запасом и грамматическим строем речи протекают у ребёнка в неразрывном единстве, что важно постоянно учитывать в ходе занятий.
Хочется обратить внимание читателей ещё на два обстоятельства:
1. Многие дети даже в школьном возрасте не понимают выражений, состоящих из хорошо знакомых, но расположенных в несколько необычном порядке слов. Одну из причин этого мы видим в следующем. Даже в школе в качестве образца для подражания детям обычно даются только предложения с прямым порядком слов (кто из нас не
помнит «классическое» МАМА МЫЛА РАМУ?). Поэтому ребёнок просто не привык к восприятию «перевёрнутых» выражений и его приходится специально этому учить. Так не лучше ли уже в раннем детстве наряду с наиболее типичными фразами дать ему для слухового восприятия и полностью понятные по смыслу, но не вполне обычно
построенные «конструкции»? Пусть он научится как можно раньше понимать их смысл! Ввиду этого в предлагаемом здесь речевом материале мы сознательно не придерживаемся только прямого порядка слов. Приведём лишь один конкретный пример, касающийся образования относительных прилагательных от имён существительных. Вместо «правильно построенной» фразы ЛЕДЯНОЙ ДОМ СТРОЯТ ИЗО ЛЬДА, А СНЕЖНЫЙ ДОМ - ИЗ СНЕГА мы даём следующее четверостишие:
ИЗО ЛЬДА строят дом ЛЕДЯНОЙ,
А ИЗ СНЕГА, конечно, СНЕЖНЫЙ.
Жить в домах этих можно зимой,
Пока солнышко греет нежно.
Нам представляется, что таким путём дети дошкольного возраста постепенно приучатся свободно понимать любые и к тому же довольно часто встречающиеся в нашей речи выражения с «нестандартным» порядком слов.
2. Нередко дети с трудом овладевают пониманием очень широко используемого в русском языке переносного значения слов, что затрудняет для них и понимание смысла многих высказываний.
(Например, на вопрос о том, что значит ЗОЛОТЫЕ РУКИ, ребёнок отвечает, что РУКИ СДЕЛАНЫ ИЗ ЗОЛОТА). По этой причине в первом разделе книги приведено достаточно много глаголов и имён прилагательных, употреблённых в переносном значении.
Основной задачей работающего с ребёнком взрослого является объяснение смысла переносных выражений, а также целесообразности их использования в речи по причине их краткости и «меткости».
Приведённый в книге речевой материал неодинаков по своей сложности, что позволит использовать его для детей с разным уровнем речевого развития: родителям предоставляется возможность подбирать в пределах каждого раздела доступные для того или иного конкретного ребёнка задания. Не следует ограничивать лишь самыми элементарными упражнениями тех детей, которые имеют достаточно высокий уровень развития речи. Детей же с более низким уровнем речевого развития нужно постепенно и целенаправленно «приподнимать» в процессе проводимой с ними работы.
Доброго Вам пути!
Раздел 1
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Для свободного владения речью ребёнок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью. По этой причине на специальные упражнения по обогащению словарного запаса ребёнка не следует жалеть сил и времени, тем более что результаты таких упражнений не заставят себя долго ждать.
Представленный в этом разделе книги речевой материал систематизирован по частям речи, что даёт возможность избежать «однобокости» в обогащении словаря и пополнить его всеми основными частями речи. В отношении каждой из них в дальнейшем будут даны необходимые пояснения.
Имеющиеся в этом разделе (равно как и в других) иллюстрации не только помогут сделать предстоящую работу интересной для ребёнка, нои обеспечат более точное понимание им всех усваиваемых слов (дети нередко изображённого на картинке ВОЛКА называют ЛИСОЙ, не замечая отсутствия у него столь характерного для лисы пышного хвоста, а КУРИЦУ считают ПЕТУХОМ, опять-таки не обращая внимания на её«бедный» хвост и небольшой гребешок). Вот почему при работе с картинками нужно обязательно обращать внимание ребёнка на наиболеетипичные для данного животного (или предмета, действия, признака) черты.Вэтом случае у ребёнка за каждым употребляемым им словом будет стоять достаточно отчётливое представление об обозначаемом этим словом предмете или явлении, что сделает его речь более осознанной.
ИМЕНА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
В процессе речевого общения мм обычно говорим о тех или иных одушевлённых и неодушевлённых предметах — о людях, животных растениях, продуктах питания, одежде, мебели, игрушках, книгах театрах, картинах, городах, странах, явлениях природы и т.п. Такой «предмет» обычно присутствует и в любом задаваемом нами вопросе, поскольку мы всегда спрашиваем человека О ЧЁМ-ТО. Уже из одного этого должно быть ясно, сколь необходимо наличие в речи каждого человека достаточно большого запаса имён существительных, а и постепенное накопление этого запаса начинается с детства. И чем правильнее будет помощь, оказываемая взрослыми на первом этапе овладения «предметным словарём», тем успешнее сможет ребёнок в дальнейшем самостоятельно пополнять этот словарь.
Весь употребляемый нами в речи «предметный словарь» объединяется в определённые логические группы (ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕ НИЯ, МЕБЕЛЬ, ФРУКТЫ и т.д.), что позволяет нам достаточно успешно ориентироваться в бесконечном «море предметов». Но этой причине очень важно помочь ребёнку как можно раньше почувствовать эту систему и воспользоваться ею, а не обогащать его словарь хаотично. Именно на это и ориентирован весь раздел, посвященный именам существительным.
Сначала ребёнку предлагаются три задания, рассчитанные на то, чтобы заставить его задуматься, насколько разные предметы «подходят» друг другу. После этого можно будет перейти к работе над остальными логическими группами существительных, что окажется для ребёнка уже более понятным. Особое внимание уделено названия ям детёнышей животных и птиц, которых дети также должны уметь называть правильно.
Давай-ка подумаем, что же здесь лишнее: КАРТОФЕЛЬ, ПИЛА, ОГУРЕЦ, ПОМИДОР... Три из картинок подружатся с ПИЩЕЮ, А для четвёртой подходит ТОПОР.
Решим и другую задачу на «лишнее»: КЛУБНИКА, МАЛИНА, ЧЕРНИКА и КОТ... Какие картинки подружатся с ВИШНЕЮ? Какая с ЖИВОТНЫМИ в дружбе живёт?
А дальше найдём мы хороших друзей Для КРЕСЛА, ЖУКА и столовых НОЖЕЙ.
Каких же ты знаешь ПТИЦ? Галок, скворцов, уток, синиц
Дятлов, дроздов, сорок и ворон - Птицы летят к нам с разных сторон
Я знаю кукушек, грачей, голубей, И сов, и орлов, и ещё журавлей. Известны мне чайки, стрижи, воробьи, Прекрасные лебеди и соловьи.
К птицам относятся гуси, павлины, Аисты, ласточки, но не дельфины!
МЕБЕЛЬ давай перечислим мы вместе: Сервант и тумбочка, мягкое кресло, Шкаф и диван, стол и кровать... Что ты ещё можешь назвать?
Давай-ка с тобой мастерить. Какие возьмём ИНСТРУМЕНТЫ? Нам важно топор не забыть, Лежит он в чехле из брезента.
Найди молоток и щипцы, Да клещи, пилу и рубанок. Отвёртку и дрель поищи. Работать начнём спозаранок.
На ТРАНСПОРТЕ ездим мы все постоянно. Автобусы возят нас всех непрестанно, Трамваи, троллейбусы... Есть и метро, Которое спряталось очень хитро.
Вот в небе над нами летят самолёты, И в них за штурвалом, конечно, пилоты. По морю большие плывут корабли, С бортов их давно уж не видно земли.
Мы знаем ещё мотоциклы, мопеды И очень удобные велосипеды. Конечно, есть лодки и есть катера, Но нам на картинки взглянуть уж пора!
Ты знаешь, какая бывает ПОСУДА И как без неё нам приходится худо? Попробуй поесть без тарелки и ложки... Без миски никак не накормишь и кошки!
Кофейники, чайники, чашки, стаканы — О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи... Всегда всю посуду в порядке держи.
Проверь хорошенько, мы всё ли назвали, Что наши художники нарисовали?
К ОДЕЖДЕ относятся брюки, жилеты, Платья, костюмы, пальто и жакеты. Тёплые шубки мы носим зимой, А на плащи переходим весной.
ИЗ ОБУВИ знаем мы валенки, Тапочки, туфли, ботинки, Сапожки для деточек маленьких... Что видишь ещё на картинке?
Какие ты любишь ИГРУШКИ? Вот кубики, кукла, юла, А вот надувная лягушка Лежит на полу у стола.
Мне нравятся плюшевый мишка И серый задумчивый слон, Ещё — длинноухий зайчишка, Хотя и трусливенький он.
ОВОЩИ — это капуста, Свёкла, морковь, помидоры, Укроп, что растёт очень густо. Поспеют все они скоро.
Вспомним ещё про салат, Про лук, огурцы и чеснок, Про редьку, редиску, шпинат И про картофель, дружок.
К ФРУКТАМ относятся сливы, Яблоки, груши, бананы, Лимоны и апельсины (Любят их есть обезьяны).
Мне нравятся очень ЦВЕТЫ — Тюльпаны, ромашки и лилии. Надеюсь, их любишь и ты, Они очень нежные, милые.
А вспомни-ка ландыш, жасмин, Сирень и черёмуху белую. В траве колокольчик один Вдруг поднял головку несмелую...
Любые цветы хороши
И даже простые подснежники.
Их рвать никогда не спеши —
Они очень хрупкие, нежные!
ЯГОДЫ — это крыжовник, Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника.
Ёлочка колючая, Стройная рябинка, Ивушка плакучая, Тонкая осинка,
Липа бледнолистая, Дуб большой, могучий И сосна смолистая, Что растёт над кручей,
Лиственница нежная И красавец-клён, Берёзка белоснежная... В ДЕРЕВЬЯ я влюблён!
Стрекозы и бабочки, всем нам знакомые, -Это всё разные НАСЕКОМЫЕ. Сюда подойдут ещё пчёлы, жуки, И мухи, и осы, и все пауки.
К ДИКИМ ЖИВОТНЫМ относятся волки,
Злые они, часто воют под ёлкой,
Лисы, которые в норах живут |
И зорко лисят от врагов стерегут,
Мишка лохматый, что спит всё в берлоге, Белки игривые — ах, недотроги! Тигры храбрейшие, сплошь полосатые, Львы, у которых есть гривы косматые,
И обезьяны, такие проказницы, Вечно смеются и весело дразнятся, Здесь же слоны величавые, важные, Да быстроногие барсы отважные.
К ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ мы тех отнесём, С которыми в тесном контакте живём: Коровы и лошади, овцы и козы, Мы их укрываем в тепле от мороза, |
Их кормим и поим, коль надо — стрижём, Их ласково гладим, всегда бережём. Они к нам привязаны, очень послушны И к голосу нашему неравнодушны. |
Одни нам дают молоко и сметану, Другие нас возят везде неустанно, |
А третьи наш дом охраняют, Еду от мышей сберегают. |
Теперь постарайся узнать, ДЕТЁНЫШЕЙ как называть. Запомни названия эти, Должны их усвоить все дети!
Запомни котят и мышат, Ежат, лягушат, медвежат, Утят, и гусят, и цыплят, И маленьких ласковых львят.
Посмотри на картинки внимательно, Малышей всех найди обязательно.
У КОРОВЫ есть славный ТЕЛЁНОК, Он безрогий и очень смешной. Встал на ножки он прямо «с пелёнок», Сам находит дорогу домой.
У КОЗЫ игривые КОЗЛЯТА, Они скачут весело бочком, Ростом они меньше, чем телята, Мама кормит деток молочком.
У СВИНЬИ ПОРОСЯТА пищат, Нет щетинки у тех поросят, Носики у них пятачком, Хвостики загнулись крючком.
Деток ОВЦЫ называют ЯГНЯТАМИ, Они очень милы и шустры И охотно играют с ребятами. У ягняток копытца остры.
У КРОЛЬЧИХИ множество КРОЛЬЧАТ, Все поближе к маме сесть хотят. Очень уж пугливы эти детки, А живут они обычно в клетке.
У ЛОШАДКИ моей ЖЕРЕБЁНОК. Голосок у него ещё тонок. Он всегда рядом с мамою ходит, Ни на шаг от неё не отходит. |
ДЕТЁНЫШ ОСЛА - ОСЛЁНОК, Он любит ослицу-мать. Крупнее он, чем козлёнок. Приятно с ним поиграть.
Появилась КОШКА на пороге, А КОТЯТА всё ещё в дороге, На ходу все весело играют, Потихоньку маму догоняют.
Родились У СОБАКИ ЩЕНКИ. Они с мамой живут в конуре. Им пока не нужны поводки — Они время проводят в игре.
У СЛОНИХИ родился СЛОНЁНОК, Длинный хобот его ещё тонок. Мать-слониха сынка бережёт И от хищных зверей стережёт.
У ЛИСИЦЫ - ЛИСЯТА в норе, Она прячет их глубоко: Пусть проводят время в игре, Ведь уходит лиса далеко! |
У ВОЛЧИЦЫ ВОЛЧАТА в логове, Но выходят они погулять. Мама смотрит, шалят не много ли — Очень любят волчата играть. |
У МЕДВЕДИЦЫ игривый МЕДВЕЖОНОК. Стал шалить он чуть ли не «с пелёнок». Мама в речке иногда его купает, То нашлёпает, то нежно приласкает.
ДЕТИ ЛЬВОВ — это милые ЛЬВЯТА, У них нет ещё гривы пока. Жмутся к маме они, как котята. Любят вволю поесть молока.
ЛЯГУШАТА живут на болоте, Скачут около мамы-ЛЯГУШКИ, Привыкают с детства к охоте — Комары им нужны и мушки.
У ЩУКИ - зубастый ЩУРЁНОК. Родился он прямо в воде. Он очень проворен и тонок И плавает вольно везде.
УТЯТА — детёныши УТКИ, Сами вслед за мамой идут: Потеряются если малютки, Где потом они маму найдут?
Из яиц показались ГУСЯТА (Их родители — пара ГУСЕЙ.) Покрупнее они, чем цыплята, И немножечко их посильней.
У ВОРОНЫ в гнезде ВОРОНЯТА, А У ГАЛКИ ГАЛЧАТА сидят, Так прожорливы эти ребята, Есть они постоянно хотят!
У АИСТОВ родился АИСТЁНОК -Прекрасный, но беспомощный птенец. По виду он крупнее, чем утёнок. Как нежно смотрит на него отец!
У КУРИЦЫ много ЦЫПЛЯТ, Все жёлтенькие, пушистые. Они очень тонко пищат. Головки у них — золотистые.
У ОРЛИЦЫ - ОРЛЁНОК в гнезде, То гнездо — на вершине горной. И парит тот орлёнок везде — Он растёт таким непокорным!
ГЛАГОЛЫ
Необходимость обогащения словарного запаса ребёнка глаголами объясняется их важной ролью в предложении. Ведь вся наша жизнь и жизнь окружающей нас природы связаны с непрерывным движением, с какими-то изменениями, событиями. Мы постоянно что-то делаем, совершаем те или иные поступки, и для обозначения всех этих действий и поступков в языке имеются .специальные слова. Без глагола нельзя построить ни одного предложения, если не иметь в виду редко употребляемые назывные предложения, состоящие только из имени существительного (типа: «НОЧЬ. ЗИМА. МОРОЗ»). Поэтому бесконечно обеднённой выглядит речь ребёнка, не располагающего достаточно большим и разнообразным запасом глагольных слов. Такой ребёнок обычно называет лишь самые обиходные действия: ЕСТ, СПИТ, ХОДИТ, БЕГАЕТ, ОДЕВАЕТСЯ, УМЫВАЕТСЯ, СМОТРИТ, СЛУШАЕТ, ГУЛЯЕТ, ИГРАЕТ, ЛАЕТ, МЯУКАЕТ и т.п. Из-за недостатка глагольных слов он не может сказать, например, что лиса КРАДЁТСЯ, что волк ОХОТИТСЯ, что дождь МОРОСИТ или что листья с деревьев ОСЫПАЮТСЯ. Значит, речь его будет бедной, неполноценной.
Приведённый ниже речевой материал насыщен различными глаголами (в том числе и с переносным значением), характеризующими действия наиболее известных детям животных, а также сезонные изменения в природе. Постарайтесь объяснить ребёнку значение всех I этих слов и позаботьтесь о том, чтобы как можно большее/их количество вошло в его активную речь.
Птичка гнёздышко птенчикам ВЬЁТ, А коза всё ЖУЁТ и ЖУЁТ... Лошадь СКАЧЕТ, копытами БЬЁТ, Плавно в озере рыбка ПЛЫВЁТ.
Белка семечки быстро ЛУЩИТ, Ловко ПРЫГАЕТ, словно ЛЕТИТ. Мирно косточку Шарик ГРЫЗЁТ, МАШЕТ хвостиком взад и вперёд.
Кот МЯУКАЕТ, песни ПОЁТ, ЖИТЬ спокойно мышам НЕ ДАЁТ. Кошка любит сметанку ЛИЗАТЬ, Да на тёпленькой печке ЛЕЖАТЬ.
Волки по полю РЫЩУТ, БЕГУТ, А ужи всё ПОЛЗУТ и ПОЛЗУТ... РОЕТ норку в земле чёрный крот И потом в ней спокойно ЖИВЁТ.
Свинка ХРЮКАЕТ, кошка МЯУКАЕТ, Петух ПОЁТ, медведь РЕВЁТ.
Кукушка КУКУЕТ, голубь ВОРКУЕТ, Жук ЖУЖЖИТ, комар ЗВЕНИТ.
Утка КРЯКАЕТ, лягушка КВАКАЕТ, Змея ШИПИТ, корова МЫЧИТ.
Чайки так плавно КРУЖАТ над водой, Низко к воде СПУСКАЮТСЯ, Издали кажется даже порой, Будто они КУПАЮТСЯ.
Лиса осторожно КРАДЁТСЯ, СТУПАЕТ на землю тихо, Сучки ОБОЙТИ ей придётся — Иначе СПУГНЁТ зайчиху.
Мышка БЕГАЕТ быстро, ПРЯЧЕТСЯ часто в норке, Всё ПОДБИРАЕТ чисто: Крошки, хлебные корки.
Бабочка МАШЕТ крыльями, ПОРХАЕТ с цветка на цветок, Её от дождя обильного СПАСАЕТ зелёный листок:
Летний дождь ЗАШУМЕЛ по крыше, БАРАБАНЯТ капли в стекло. Шум дождя мы всё ещё СЛЫШИМ, А на небе уж снова светло.
Ясное солнышко утром ВЗОШЛО, Радость всем птичкам оно ПРИНЕСЛО. Лес весь ПРОСНУЛСЯ, листвой ЗАШУМЕЛ, Ярко на солнышке ЗАЗЕЛЕНЕЛ.
ОТШУМЕЛИ уж птичьи стаи, Весь ОСЫПАЛСЯ грустный лес, И на лужах льдинки НЕ ТАЮТ, Голубь СПРЯТАЛСЯ под навес.
ПРИГОРЮНИЛАСЬ вся природа, Только тихо ЖУРЧИТ ручеёк. ИЗМЕНИЛАСЬ очень погода, ПОСИДИ-КА дома, дружок!
Зима РАССЫПАЛА холодные снега,
И ЗАШУМЕЛА за окошком вьюга.
Под белым снегом СКРЫЛИСЬ пышные луга,
Их ЗАМЕЛА метелица-подруга.
УСНУЛ спокойным сном продрогший лес, МОЛЧАТ деревья, и ПРИТИХЛО поле, И скупо СВЕТИТ солнышко с небес — Оно ГРУСТИТ о светлой летней доле.
Плавают рыбы, дельфины, ОБЛАКО в небе ПЛЫВЁТ. Могут ли плавать машины? Может ли плыть самолёт?
Идёт собака, кот идёт, И ДОЖДЬ ИДЁТ, и ГРАД... Ещё ЧАСЫ ИДУТ вперёд, Хоть на столе стоят.
Проснулся утром малыш, Начал свой день «трудовой». ПРОСНУЛСЯ сонный КАМЫШ, Шумит над тихой водой.
Спят усталые дети, СПЯТ ДЕРЕВЬЯ зимой, СПЯТ ПОЛЯ на рассвете, СПИТ СУГРОБ под сосной.
Воет волк в чистом поле. ВОЕТ ВЕТЕР в трубе, Словно плачет в неволе О печальной судьбе.
Мы встречаем друзей и ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ, НОВЫЙ ГОД мы привыкли ВСТРЕЧАТЬ. Утром СОЛНЦЕ ВСТРЕЧАЕМ, а ночью - ЛУНУ. Что ещё можно в жизни встречать?
Бежать могут взрослые, дети и звери. БЕГУТ ПОЕЗДА — в это можно поверить. БЕГУТ также быстрые ВОЛНЫ на море, И ВЕТЕР БЕЖИТ на широком просторе.
ВРЕМЯ может ИДТИ и ТЯНУТЬСЯ, Может МЧАТЬСЯ, ЛЕТЕТЬ и БЕЖАТЬ. Не успеешь порой оглянуться, Как его невозможно догнать.
Можно сеять горох, можно сеять овёс, Можно СЕЯТЬ ДОБРО или ЗЛО. Если людям одно лишь добро ты принёс, Значит в жизни тебе повезло.
Растаять весной может снег, Может и лёд растаять. РАСТАЕТ любой ЧЕЛОВЕК, Тёплый твой взгляд встречая.
Приносят книги, приносят цветы, ПРИНОСЯТ добрые ВЕСТИ, И РАДОСТЬ можно в дом ПРИНЕСТИ -Пусть живёт она с нами вместе.
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Все окружающие нас предметы отличаются друг от друга но разным признакам: по цвету, форме, величине, весу; некоторые предметы различаются также по вкусу, запаху, температуре и т.п. Все эти свойства предметов выражаются в нашей речи при помощи имён прилагательных. Чем полнее характеризуется предмет по присущим ему признакам, тем точнее выражается мысль. Так, с самого детства мы знаем о том, что лиса ХИТРАЯ, волк ЗЛОЙ, а заяц ТРУСЛИВЫЙ, и именно благодаря этим чётко обозначенным признакам очень хорошо представляем себе «характер» названных животных. Кроме того, употребление в речи имён прилагательных придаёт ей образность и красоту, оживляет и украшает её. Например, по-разному будут восприняты нами такие выражения: ВДАЛИ ВИДНЕЛОСЬ МОРЕ и ВДАЛИ ВИДНЕЛОСЬ СИНЕЕ БЕЗБРЕЖНОЕ МОРЕ или НАСТУПИЛА НОЧЬ и НАСТУПИЛА ПРОХЛАДНАЯ ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ — перед глазами встают совершенно разные картины. По этой причине имена прилагательные так широко используются в художественной литературе, особенно в поэзии. Нередко употребляются они и в переносном значении (ГОВОРЯЩИЕ ГЛАЗА, ЛЁГКАЯ ПОХОДКА), чему в конце главы уделено специальное внимание.
К сожалению, в речи многих детей имена прилагательные почти полностью отсутствуют или они крайне однообразны (ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, БОЛЬШОЙ...). Вряд ли нужно говорить о том, насколько это обедняет речь детей и как далеко отодвигает их от красочного восприятия окружающего мира. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с детства понимал и ценил красоту нашей речи и чтобы его собственная речь формировалась правильной и образной, чему во многом способствует её обогащение именами прилагательными.
В предлагаемом ниже речевом материале приведены не только широко распространённые имена прилагательные, но и более редко встречающиеся. Не нужно огорчаться, если не все они войдут в активную речь детей -- важно, чтобы ребёнок задумался над ними, научился понимать их смысл и представлять себе скрытые за ними образы. Признаки, по которым характеризуются или сравниваются
предметы (ЦВЕТ, ФОРМА и т.п.), в тексте специально выделены, поскольку ребёнок должен постепенно усвоить все эти «параметры» (многие дети, например, на вопрос о ВКУСЕ сахара отвечают, что он БЕЛЫЙ).
Кошки ПО ЦВЕТУ бывают разные, Только не синие и не красные — Чёрные, белые, рыжие, Серые, дымчато-сизые.
Вишни ПО ВКУСУ сладкие, Кислые, кисло-сладкие. Соль же всегда солёная, Даже когда «варёная». Кислая ягода — клюква. Бывает ли горькой брюква?
ПО ФОРМЕ своей так различны предметы... Что можно овальным назвать? В чём формы квадратной ты видишь приметы? В чём круглую можно узнать?
Камень ПО ВЕСУ тяжёлый, Его нелегко поднять, А пух совсем невесомый — В воздухе может летать.
Сравним-ка ПО ВЕЛИЧИНЕ Медведя и осу: Ведь уместится вся оса У мишки на носу!
Жук БОЛЬШЕ муравья, Но МЕНЬШЕ птицы, Грач больше воробья, Крупней синицы.
Бывает гриб БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ грибок, Их мы найдём с тобой, Когда придём в лесок.
Верёвка ТОНЬШЕ, чем канат, Но ТОЛЩЕ нитки, Деревья, что в саду стоят, ВЫШЕ калитки.
У волка хвост всегда ДЛИННЕЙ, Чем у оленя,
Река же ШИРЕ, чем ручей, — В том нет сомненья.
КОРОЧЕ стали дни зимой, Чем были летом, Но мы не будем, мой родной, Грустить об этом.
Поле ШИРОКОЕ, Море ГЛУБОКОЕ, Горы СКАЛИСТЫЕ, Сосны ВЕТВИСТЫЕ. Небо ВЫСОКОЕ, Очень ДАЛЁКОЕ, Солнышко ЯСНОЕ, Утро ПРЕКРАСНОЕ.
Птицы КРЫЛАТЫЕ, Тигры УСАТЫЕ, Мыши ЛЕТУЧИЕ, Змеи ПОЛЗУЧИЕ.
Белки ПРОВОРНЫЕ, Овцы ПОКОРНЫЕ, Зайцы ТРУСЛИВЫЕ, Чайки КРИКЛИВЫЕ.
ЛЁГКИЙ ветерок прошелестел в тиши, Чуть пошевелил ГУСТЫЕ камыши И вспугнул в них стаю ДИКИХ уток — БЕДНЫМ уткам тут уж не до шуток!
У ёлочки КОЛЮЧИЕ иголки, Цвет хвои у неё ТЁМНО-ЗЕЛЁНЫЙ. ТРУСЛИВЫЙ зайка смотрит из-под ёлки, Под ней он прячется зимой СТУДЁНОЙ.
На улице СИЛЬНЫЙ мороз И ЯСНОЕ, ЗВЁЗДНОЕ небо. Нам зиму волшебник принёс, Хотя никогда он здесь не был.
ХОЛОДНЫЕ и НЕЖНЫЕ снежинки Укрыли землю МЯГКИМИ сугробами. Они легки, как МЕЛКИЕ пушинки, И кажутся такими недотрогами.
Всех разбудила РАННЯЯ весна, Проснулась даже СТАРАЯ сосна, Стряхнули сон ЗАДУМЧИВЫЕ ели, И звонко птички ПЕВЧИЕ запели.
Отгремели ЛЕТНИЕ грозы, ЗОЛОТИСТАЯ осень пришла, По утрам НЕБОЛЬШИЕ морозы, Листопады она принесла.
Умолкает уж ПТИЧИЙ гомон, И туманится СОЛНЕЧНЫЙ луч. Птичьи стаи стремятся к дому, И орлы не летят с ГОРНЫХ круч.
Красив ОСЕННИЙ парк в своём уборе: Вот ивушка склонилась над водой, Вот ЖЁЛТЫЙ лист плывёт, как лодка в море, Он краскою покрашен ЗОЛОТОЙ.
Ещё летают бабочки, стрекозы, Ещё слышны и ПТИЧЬИ голоса, Но уж увяли на кустах все розы, И как-то посветлели небеса.
ЗАДУМЧИВАЯ ЛАСКОВАЯ осень К нам тихо, незаметно подошла, БАГРЯНЫЙ свой наряд на лес набросив, ХОЛОДНЫЕ туманы принесла.
Хоть остаётся ещё ЯСНЫМ небо И СОЛНЕЧНЫЙ ласкает землю луч, Но вот уже желтеют скирды хлеба, И ДОЖДЕВЫХ дождёмся скоро туч.
РАЗВЕСИСТЫЙ дуб-великан Спокойно стоит у залива, Не страшен ему ураган И ВОДНОЙ стихии приливы.
ПОРЫВИСТЫЙ ветер порой
Тот дуб очень сильно ломает,
Но дуб НЕСГИБАЕМЫЙ мой
Вновь ветви свои расправляет.
На берёзке уж раскрылись почки,
Показались КЛЕЙКИЕ листочки.
На стволе красавицы-берёзки
ЧЁРНЕНЬКИЕ УЗКИЕ полоски.
Иголки СОСНОВЫЕ ДЛИННЫЕ
И ветви сосны СМОЛИСТЫЕ
Под ЛЁГКИМ ОСЕННИМ инеем
Нам кажутся СЕРЕБРИСТЫМИ.
УГРЮМЫЕ ели В ДРЕМУЧЕМ лесу
Развесили лапы МОХНАТЫЕ.
КАРМАННЫЙ фонарик сюда принесу,
Мы здесь поиграем с ребятами.
Говорим мы: «СЕРЕБРЯНЫЙ ИНЕЙ»,
Хотя в инее нет серебра.
Он как будто немножечко синий,
Виден он на деревьях с утра.
Я люблю СЕРЕБРИСТУЮ ИВУ
И люблю СЕРЕБРИСТУЮ ЕЛЬ -
Оба дерева очень красивы,
Словно их серебрила метель.
Бывают тёплыми дни.
Тёплым может быть вечер.
С людьми, что душой нам сродни,
ТЁПЛОЙ бывает ВСТРЕЧА.
Когда говорят: ЗОЛОТЫЕ РУКИ,
То значит — они умелые.
Такие руки не любят скуки,
Прекрасно работу делают.
Если речь о СВЕТЛОЙ ГОЛОВКЕ,
То эта головка умная:
Задачи решает быстро и ловко,
Над ними долго не думая.
Мы ДЛИННЫЙ ЯЗЫК заиметь не рады:
Он много болтает лишнего,
И СЕРДЦА ЖЕЛЕЗНОГО нам не надо:
Оно не жалеет ближнего.
НАРЕЧИЯ
Наречия обозначают признак действия. Они указывают на то, что любое действие может совершаться разным способом (например, ХОРОШО, ПЛОХО), в разном месте (ВВЕРХУ, ВБЛИЗИ), в разное время (УТРОМ, ВЕСНОЙ), с разной целью (НАЗЛО, НАРОЧНО) и т.п. В связи с этим и принято выделять несколько групп наречий, самые употребительные из которых мы здесь рассмотрим.
Если говорить, например, о беге, то бежать можно БЫСТРО (МЕДЛЕННО), НЕУКЛЮЖЕ, ГРАЦИОЗНО, ВПРИПРЫЖКУ, КРАСИВО, БОДРО, ВЕСЕЛО, «ТРУСЦОЙ» и т.п. Делать что-либо можно ДОБРОСОВЕСТНО, АККУРАТНО, СТАРАТЕЛЬНО, БЕРЕЖНО, НЕРЯШЛИВО, ТОРОПЛИВО, ВПОПЫХАХ, РАЗМЕРЕННО, УВЕРЕННО (НЕУВЕРЕННО), УМЕЛО (НЕУМЕЛО), ЛОВКО (НЕЛОВКО), УМНО (ГЛУПО) и пр. Взглянуть на человека или ответить ему можно ДОБРО (НЕДОБРО, ЗЛО), ЛАСКОВО, ПРИВЕТЛИВО (НЕПРИВЕТЛИВО), ЗАИСКИВАЮЩЕ, УКОРИЗНЕННО, СЕРДИТО, СУРОВО, СТРОГО, РАЗДРАЖЁННО, ГРОЗНО, ВИНОВАТО, ПОКОРНО, БЕГЛО, ВСКОЛЬЗЬ, РАССЕЯННО, РАСТЕРЯННО, ВНИМАТЕЛЬНО (НЕВНИМАТЕЛЬНО), НАСМЕШЛИВО, ИСПУГАННО, РАСТРОГАННО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ЖИВО, ЖЁСТКО (МЯГКО), СКРОМНО (НЕСКРОМНО), ИСКРЕННЕ (НЕИСКРЕННЕ), ЛУКАВО, КОКЕТЛИВО, СДЕРЖАННО, СПОКОЙНО, ВЕЛИКОДУШНО, ВЕЖЛИВО (НЕВЕЖЛИВО), БЕСЦЕРЕМОННО, ПРИМИРИТЕЛЬНО, ВРАЖДЕБНО (ДРУЖЕЛЮБНО), ВСТРЕВОЖЕННО, и т.д. Всё это наречия образа действия, благодаря которым перед нами действительно встаёт тот или иной образ, помогающий лучше и глубже понять, как совершается действие (все приведённые выше наречия и отвечают именно на этот вопрос).
Наречия образа действия, характеризующие погодные условия или различные состояния людей в данный момент, обычно употребляются без глагола настоящего времени, который при этом только подразумевается (на улице ТУМАННО, человеку ГРУСТНО). В русском языке просто не принято говорить, что на улице «есть туманно», однако для обозначения прошедшего и будущего времени глагол при этих наречиях употребляется (БЫЛО ТУМАННО, БУДЕТ ГРУСТНО.
Другая группа наречий характеризует место действия. Так, действие может происходить ВВЕРХУ, ВНИЗУ (ВЫСОКО, НИЗКО), СЛЕВА, СПРАВА, ВБЛИЗИ (БЛИЗКО, БЛИЗЕНЬКО), ВДАЛИ (ДАЛЕКО, ДАЛЕКОВАТО), РЯДОМ (РЯДЫШКОМ), ВПЕРЕДИ (СПЕРЕДИ), СЗАДИ (ПОЗАДИ), ПОСРЕДИНЕ (ПОСРЕДИ) и т.п. Можно прийти ИЗДАЛЕКА или отправиться ВДАЛЬ, спуститься СВЕРХУ или подняться ВВЕРХ (ВВЫСЬ), нырнуть ВНИЗ (ВГЛУБЬ) или вынырнуть СНИЗУ и т.д. Все эти наречия отвечают на вопросы о месте действия: Где? Куда? Откуда? Часто употребляются и сравнительные формы наречий места, например: ВЫСОКОВЫШЕ (ПОВЫШЕ), ДАЛЕКО-ДАЛЬШЕ (ПОДАЛЬШЕ), БЛИЗКО-БЛИЖЕ (ПОБЛИЖЕ), НИЗКО-НИЖЕ (ПОНИЖЕ), СЛЕВА-ЛЕВЕЕ и т.п. Усвоение ребёнком наречий места и их сравнительных форм чрезвычайно важно для понимания им пространственных отношений между предметами, в связи с чем в предлагаемом ниже речевом материале этому также уделено внимание.
Позже всех других наречий ребёнок усваивает наименее «наглядные» для него наречия времени, указывающие на время действия и отвечающие на вопрос когда? (как долго?). Любое действие (событие) может происходить РАНО (РАНОВАТО, СПОЗАРАНОК), ПОЗДНО (ПОЗДНОВАТО), УТРОМ, ВЕЧЕРОМ (ВЕЧЕРКОМ), ДНЁМ, НОЧЬЮ, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, ПОСЛЕЗАВТРА, ВЧЕРА, ПОЗАВЧЕРА, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ЗИМОЙ, ВЕСНОЙ, ДАВНО (ИЗДАВНА), НЕДАВНО, ПРЕЖДЕВРЕМЕННО, ПОСТОЯННО, СЕЙЧАС, ТОТЧАС, СРАЗУ, СКОРО, НЕМЕДЛЕННО и пр. О трудности понимания детьми характеристик времени могут свидетельствовать нередко задаваемые ими вопросы. Так, если малышу пообещали на «завтра» что-то приятное, то он почти сразу же начинает спрашивать: «А сейчас уже завтра?», «А сегодня уже завтра?»
Значение различных наречий, за исключением наречий места и некоторых наречий времени, на картинках изобразить довольно трудно. По этой причине постарайтесь как можно более доходчиво объяснить ребёнку значения приводимых ниже наречий и возможно чаще Употребляйте их в дальнейшем в своей речи. Кстати сказать, это очень Полезно и в воспитательных целях, поскольку большинство наречий образа действия носит «оценочный» характер: ХОРОШО или ПЛОХО поступил ребёнок? АККУРАТНО или НЕРЯШЛИВО он оделся? ВЕЖЛИВО или НЕВЕЖЛИВО поздоровался? СТАРАТЕЛЬНО или
НЕБРЕЖНО убрал игрушки? ЛАСКОВО или ЖЕСТОКО обошёлся с куклой, медвежонком? И т.н. Ведь все эти нравственные оценки поведения в дальнейшем ниоткуда не возьмутся, если они не будут воспитаны в человеке с раннего детства.
С детьми играть, конечно, лучше ДРУЖНО И ПОНАПРАСНУ ссориться не нужно. ПРИВЕТЛИВО здоровайся с подружкой, ОХОТНО ей давай свои игрушки.
Маму люблю я так НЕЖНО, Веду себя очень ПОСЛУШНО. Буду учиться ПРИЛЕЖНО -Мы к школе готовимся ДРУЖНО.
Рыбы плывут ГЛУБОКО, Птицы парят ВЫСОКО, Звёзды от нас ДАЛЕКО, До них долететь НЕЛЕГКО.
Ласточки летают ВЫСОКО, Самолёты летают ВЫШЕ, Стрекозы и бабочки — НИЖЕ.
На этой картинке река ДАЛЕКО,
А лес за рекой — ещё ДАЛЬШЕ.
Всех БЛИЖЕ к нам домик. Представить легко,
Куда мы дойти сможем раньше.
Пруд расположен СПРАВА от дороги, А СЛЕВА от дороги — тополя. ВДАЛИ чернеют горные отроги, А перед ними — нивы и поля.
УТРОМ встаём, умываемся, ДНЁМ играем, гуляем. ВЕЧЕРОМ спать собираемся, НОЧЬЮ спим, отдыхаем.
ЗИМОЙ снега и морозы, ВЕСНОЙ прилетают птицы, ЛЕТОМ мелькают стрекозы, ОСЕНЬЮ ветер злится.
Проходит БЫСТРО солнечное лето, И вот НЕЖДАННО осень на пороге. Теперь нам ДОЛГО ждать весны привета — Уже зима спешит к нам по дороге.
Ходит лиса ОСТОРОЖНО, Лапки ступают МЯГКО, Но зайца поймать ей СЛОЖНО, ВМИГ убежит БЕЗ ОГЛЯДКИ.
На улице то ЖАРКО, то ТЕПЛО, То ХОЛОДНО, а то ТУМАННО. Вот небо тучами заволокло, И лёгкий ветерок подул НЕЖДАННО.
Перед дождём и ПЫЛЬНО, и ТЕМНО, От шелеста листвы ещё и ШУМНО, Жучки под листья спрятались ДАВНО, И заяц сел под куст БЛАГОРАЗУМНО.
Вот хлынул дождь, ударил СИЛЬНО гром, И очень ЯРКО молния блеснула... СПОКОЙНО мы сидели за столом, А кошка рядышком спала под стулом.
Раздел2
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Правилами изменения слов, как и всеми другими сторонами речевой функции, ребёнок овладевает в практике речевого общения. Происходит это постепенно и обычно заканчивается примерно к трём-четырём годам. До этого возраста в речи детей наблюдаются так называемые детские аграмматизмы, выражающиеся в ошибочном образовании грамматических форм (например, УХИ, ОКНЫ) и в неправильном согласовании слов (БОЛЬШАЯ КОТ, ПЯТЬ ЗЕРКАЛОВ).
Число ошибочно употребляемых ребёнком грамматических форм по мере овладения фразовой речью постепенно сокращается. При этом раньше всего обычно усваиваются наиболее типичные для русского языка и поэтому значительно чаще употребляемые в речи окружающих формы слов. Так, например, из окончаний множественного числа имён существительных ребёнок гораздо раньше усваивает формы типа КНИГИ, СТОЛЫ, чем типа ДОМА, ДЕРЕВЬЯ. (Последние формы он в течение некоторого времени обычно отождествляет с первыми: ДОМЫ, ДЕРЕВЫ.) Подобные же закономерности наблюдаются и в отношении усвоения окончаний имён прилагательных, глаголов и пр. Поэтому в период становления у ребёнка речи очень важно помочь ему в усвоении грамматических норм языка. Сделать это молено путём «показа» (в виде примеров правильных речевых образцов) достаточно большого количества соответствующих словосочетаний (интересные КНИГИ, по высокие ДОМА, ДЕРЕВЬЯ; БОЛЬШАЯ кошка, но БОЛЬШОЙ кот и т.п.).
В данном разделе книги и приводится специально составленный речевой материал, предусматривающий многократное повторение нужных грамматических форм в различных словосочетаниях. Этот материал, как видно из приведённых по ходу изложения заголовков, касается разных частей речи. Его зарифмованность будет способствовать непроизвольному и прочному усвоению ребёнком правильных грамматических стереотипов, что особенно важно обеспечить в раннем возрасте.
ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Если один — то ШКАФ, Если много — ШКАФЫ. Если один — то ДЕНЬ, Если много — то ДНИ.
Если один — то ДОМ, Если много — ДОМА. Если один — то ГЛАЗ, Если много — ГЛАЗА.
Зимою пришли ХОЛОДА, ДЕРЕВЬЯ украсил мороз, Иней покрыл ПРОВОДА, Снег все ДОРОГИ занёс.
ОКНА закрыты в домах, Под снегом белеют ПОЛЯ, Гуляют МЕТЕЛИ в лесах, И тихо стоят ТОПОЛЯ.
ОЗЁРА скованы льдом, Засыпаны снегом ЛУГА. Давай на речку пойдём, Ты видишь её БЕРЕГА?
В комнате СТУЛЬЯ и КРЕСЛА, И старенький мягкий диван. Повесь все ПАЛЬТО на место, А ПЛАТЬЯ сложи в чемодан.
В лесу нужны чуткие УШИ И зоркие очень ГЛАЗА. Старайся внимательно слушать Лесные все голоса.
На земле зеленеют ЛЕСА, Но люблю я смотреть в НЕБЕСА: ОБЛАКА там плывут высоко, Ах, как жаль, что они далеко!
Мы любим МОРЯ и ОЗЁРА, Мы любим САДЫ и ПОЛЯ, РАВНИНЫ, высокие ГОРЫ — Красавица наша Земля!
Наступили летние ДНИ И короткие тёплые НОЧИ, ВЕЧЕРА покоя полны, Даже ветер шуметь не хочет.
Здесь ДЕРЕВЬЯ росли в тишине, Но остались от них только ПНИ. ПТИЦЫ любят летать в вышине И особенно — в ясные ДНИ.
На улице глубокие СНЕГА — Их намели вчерашние МЕТЕЛИ. И с речкою сравнялись БЕРЕГА, И ХЛОПЬЯ снега скрыли ВЕТВИ ели.
Стоят ДЕРЕВЬЯ словно в серебре, Порой ЗАЙЧИШКИ пробегают мимо, Сверкают ГЛЫБЫ снега на горе... Красивы эти сказочные ЗИМЫ!
Куда же идут ПОЕЗДА,
В какие идут ГОРОДА,
Какие увидим мы СТРАНЫ,
Какие МОРЯ, ОКЕАНЫ,
Какие ОЗЁРА и РЕКИ,
Какие РАВНИНЫ и ГОРЫ,
Какие БОЛОТА и СТЕПИ,
Какие степные ПРОСТОРЫ?
В гостинице большие ЗЕРКАЛА, Висят на стенах разные КАРТИНЫ. Там КОМНАТЫ зовутся «НОМЕРА», И там мы дома лишь наполовину.
Стелятся всюду ТУМАНЫ, ЛИСТЬЯ в лесу желтеют, Летят гусей КАРАВАНЫ, И НЕБЕСА светлеют.
Стали уж ДНИ короче, ДОЖДИ моросят подолгу, И удлинились НОЧИ, ПТИЦЫ летят за Волгу.
ВЕТРЫ гуляют в поле, С земли поднимают КОЛОСЬЯ, Свободно бушуют на воле, Приносят нам зимушку-гостью.
В саду нашем зреют ГРУШИ, ЯБЛОКИ, ВИШНИ, СЛИВЫ... Приятно нам ФРУКТЫ кушать, Они вкусны и красивы.
Мы любим волшебные СНЫ Про дальние жаркие СТРАНЫ. Нам снятся ВЕРБЛЮДЫ, СЛОНЫ, ЖИРАФЫ, КИТЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
Я видел во сне ОСТРОВА, Крутые высокие СКАЛЫ, Волшебные слышал СЛОВА, Да жаль, что поспал я так мало.
В сказках сказочные ГОРОДА, Говорящие ПТИЦЫ и ЗВЕРИ, КОЛДУНЫ даже есть иногда И избушка без окон и двери.
Там МЕДВЕДИ сидят за столом, В доме СТУЛЬЯ, и ЛОЖКИ, и МИСКИ, И украшены СТЕНЫ ковром, И ДЕРЕВЬЯ от домика близко.
Если ж встретятся ВОЛКИ порой, То всегда они бурые, серые, И ДОМА их под самой горой, Но найдут их ЦАРЕВИЧИ смелые!
2. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРЕДЛОГАМИ
Берёзка У ЁЛКИ, Куст ПЕРЕД ЁЛКОЙ, Грибочек ПОД ЁЛКОЙ, А заяц- ЗА ЁЛКОЙ.
Белка НА ЁЛКЕ, Ворона НАД ЁЛКОЙ, Лиса идёт К ЁЛКЕ, А ёжик -ОТ ЁЛКИ.
Книгу берём мы С ПОЛКИ. Чашку берём СО СТОЛА. Шишку срываем С ЁЛКИ, Воду берём ИЗ ВЕДРА.
Кушать садятся ЗА СТОЛ, Выходят ИЗ-ЗА стола. Нож уронили ПОД СТОЛ, Достали ИЗ-ПОД СТОЛА.
Ваза стоит НА СТОЛЕ, Люстра висит НАД СТОЛОМ, Стулья стоят У СТОЛА, Дети сидят ЗА СТОЛОМ.
Скамейка - МЕЖДУ ДЕРЕВЬЯМИ, А ЗА СКАМЕЙКОЙ - кусты, Клумба - ПЕРЕД СКАМЕЙКОЮ, НА КЛУМБЕ этой — цветы.
У рыженькой белочки домик В ДУПЛЕ, Лисичка-сестричка В ГЛУБОКОЙ НОРЕ, В БЕРЛОГЕ медведь, В ТЁМНОМ ЛОГОВЕ волк, А ворон В ГНЕЗДЕ осторожно примолк.