Тема № 41. Виды тезисов в сфере науки
2. Цель:совершенствовать умение составления тезисов к текстам по специальности
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
-определение темы, основной мысли, композиции в сочетании с языковым анализом
Студент должен уметь:
-развитие умения выступать перед аудиторией, познавательного интереса к науке
4. Основные вопросы темы:
1.Тезирование научного текста. Виды тезисов.
2.Составление тезисов различных видов
Тезирование текста предполагает деление его на смысловые части, нахождение в самом тексте тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части текста в виде тезисов.
Тезис, по определению - это положение, истинность которого должна быть доказана. Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста.
Тезисы бывают вторичными и оригинальными.
Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам и аспирантам.
Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках. Пункты тезисного плана формулируются двусоставными предложениями, выражающими содержание микротемы.
5. Методы обучения и преподавания:работа с текстом,работа в малых группах
1. Работа с текстом. Прочтите статью Д.С.Лихачева «Как выступать?». Составьте план и тезисы данного текста.
Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.
Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать, ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.
И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.
А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в выражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.
2. Работа в малых группах. Задание 1. Составьте тезисы устного выступления на одну из тем:
1. О пользе занятия спортом.
2. О необходимости знаний в жизни человека.
3. Что значит быть интеллигентным человеком?
4. Что значит любить свою родину?
5. Что значит быть толерантным человеком?
Подготовьте на основе этих тезисов сообщение и запишите его.
Задание 2. Основные ошибки при составлении тезисов:
1. Мысль не раскрыта, а только названа: повторяет пункт плана другими словами.
2. Неточность и расплывчатость при передаче основных мыслей текста.
3. Тезисы не связаны между собой, один должен вытекать из другого.
4. Много лишних слов, не несущих смысловой нагрузки.
Текст для тезирования.
Задание 3. К данным тезисам подберите и запишите антитезис.
1. Сохранение культурной среды задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Сохранение окружающей среды – задача более важная, чем сохранение культурной среды 2. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни. 3.Любовь к родине начинается с любви к родному дому, памятникам истории своей страны 4.Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он равнодушен и к своей стране.
2. Учеными установлено, что некоторые животные понимают «язык» других животных. Так, большие морские черепахи понимают сигналы дельфинов. Сотни черепах приплывают для откладки яиц к побережью Никобарских островов в Индийском океане. Но они не сразу выходят на берег, а ждут особого сигнала, который подают им дельфины, оценивая обстановку на побережье. В подходящий момент с помощью специального звука они дают понять, что можно двигаться к берегу. И только тогда черепахи выходят откладывать яйца. Любопытно, что новорожденных черепашек дельфины охраняют, отгоняя от берега их врагов.
6. Литература:
Основная литература:
1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.
2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.
Дополнительная литература:
1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.
2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)
3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.
4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.
5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.
6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.
7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)
8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)
7. Контроль:тесты