Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности
Проблемы социального обеспечения детей сирот
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются родительского попечения в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности.
В настоящее время проблемы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальных реформ очень актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Социально-экономическая и политическая ситуация, сложившаяся в России, приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. Дети, которые остались без родителей не могут быть изолированы от общества.
Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности
В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Содействие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в реализации их прав и интересов оказывают такие государственные органы как:
- органы опеки и попечительства;
специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
органы управления образованием и образовательные учреждения (образовательные учреждения, детские дома и школы-интернаты);
комиссия по делам несовершеннолетних;
органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции;
органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, и иные учреждения органов по делам молодежи);
органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;
подразделения криминальной милиции органов внутренних дел.
Одним из самых значимых органов в государстве являются органы опеки и попечительства, которые дают в установленном порядке согласие на усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также перевод из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, не одно судебное заседание, затрагивающее права и интересы детей не проходит без участия этих органов. Органы опеки и попечительства участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 Федеральный закон № 48 от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве» (далее ФЗ № 48), если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
В Российской Федерации наряду с другими органами защиты детей функционирует комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав, образуемые органами местного самоуправления, которая в пределах своей компетенции обеспечивают защиту и восстановление прав несовершеннолетних, контроль за условиями их воспитания и содержания, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, а также принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, нуждающихся в помощи государства.
Органы управления образованием в пределах своей компетенции контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации, в области образования несовершеннолетних, осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, а также создают психолого-медико-педагогические комиссии.
Органы по делам молодежи в пределах своей компетенции оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, участвуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.
Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, а также медицинское обследование и выхаживание несовершеннолетних, и другие функции.
Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также выявляют и занимаются розыском несовершеннолетних правонарушителей.
Таким образом, существуют различные государственные органы, содействующие реализации защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в свою очередь создают все условия, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей чувствовали себя защищенными от различных неблагоприятных обстоятельств, сложившихся в их жизни, а также имели гарантии получения бесплатного образования и бесплатной медицинской помощи со стороны государства.