Духовно-нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства 2 страница

3. Потаповская, О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - 14с.

Беляева В. К.. МДОУ № 4 «Пчёлка»г. Йошкар-Ола МУЗЫКА В НРАВСТСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Музыкальное воспитание оказывает важное значение в эстети­ческом и нравственном становлении личности ребенка. Средства­ми музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу.Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. Нравственное воспитание является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социально - духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определенной мере способствующее гармонизации ее общественного бытия. Для наиболее успешного нравственного воспитания дошкольников средствами музыки необходимо:1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение рассказов на ту или иную музыку; 2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением.4. Проводить музыкально-обрядовые игры.5. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения. Музыка занимает особое место в воспитании нравственности детей, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так: - осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения; - развитие у детей чувства патриотизма; - развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям; - выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям; - формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия; - формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным; - формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости; - формирование навыков культуры поведения и др. Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания.

Восприятие музыки, безусловно, зависит от личности, соприкасающейся с этим искусством. Формирование музыкально-эстетической культуры личности - своеобразного показателя развития самого человека - является одной из важнейших целей эстетического воспитания. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект. По мысли В.А.Сухомлинского: "Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Специфика действия музыки на нравственность человека связана с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием.

Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, на основе которого расширяются знания, и совершенствуется способность наслаждаться музыкой.

Для правильной организации нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект - стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное - это “школа чувств”, которые формируются благодаря особому свойству музыки - вызывать сопереживание слушателей.

Нравственное воспитание средствами музыки главным образом сосредоточена в трех направлениях:

- попытаться раскрыть творческие способности к самостоятельному творчеству;

- приобщить детей всех возрастов к окружающим их звукам; рассматривать звуковую картину мира как музыкальное сочинение, главным композитором которого является человек, эмоционально оценивать это звучание, чтобы совершенствоваться;

- определить то звено или ту общую точку, где могли бы встретиться все искусства для совместного гармонического развития.

Ведущими признаками, определяющими нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокийуровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. Поэтому, развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Зыкова Е. Н.

ГУ РМЭ РЦ ДиП с ОВЗ «Журавушка»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

В последние годы происходит активное реформирование системы образования и воспитания. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако эмоциональное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья, Ведь эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека. "Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", - так утверждали древние мудрецы.

Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств.

В ГУ РМЭ РЦ ДиП с ОВЗ «Журавушка» приезжают отдыхать особые дети, Дети с ОВЗ, дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей, зачастую лишённые тепла родительской ласки. Часто они не умеют общаться и, конечно, проявлять свои эмоции. На занятиях музыкой многие из них впервые начинают петь, понимать, слушать и слышать музыку.

При планировании занятий нами предложена трёхступенчатая система эмоционального развития детей посредством музыки:

1 ступень - знакомимся с миром эмоций в музыке (детям предлагаются загадки на тему «эмоции» и соответствующие этой эмоции музыкальные фрагменты, например радость - композиция «Сюрприз!»);

2 ступень - учимся выражать свои эмоции (предлагается серия игр направленная на обучение оценивать и проявлять свои эмоции, например «Мешочек с эмоциями», «Волшебные карты» и т. д.)

3 ступень - учимся понимать эмоции других и сами создавать эмоциональную среду (детей учат понимать эмоции других людей, слышать эмоции в музыке, а также знакомят со способами борьбы с негативными эмоциями, например игра «Музыка и эмоции», «Я дарю тебе музыку» и т. д.)

В целом замечается повышение общего уровня эмоциональной стабильности детей, преобладание позитивных установок над негативными, происходят изменения в эмоциональной сфере, меняются взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции.

Мы убеждены, что задача гармоничного развития детей предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Так давайте же дарить друг другу положительные эмоции и научим этому наших детей.

Литература

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е.А. Медведева и др.- М., 2001.

2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекдионной педагогики / Под ред. СластенинаВ.А. и М., 2000.

3. Жавинина О., Зац Л.Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. 2003. № 5.

4. Жирякова Л.А., . Развитие эмоциональной сферы ребенка: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2009.

5. Карабанова О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. - М., 1997.

6. Киселева П.В тональности до-мажор // Учительская газета. 2004. 2 марта.

7. Маркус Л.И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время // Сделай сам. 1990. № 3.

8. Попова Л.А., Эмоциональное развитие дошщкольников: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2009.

9. Седунова Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования // Музыка в школе. 2004

10. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. 2003. № 5.

Полозова Л.Н.

ФБДОУ «Детский сад

«Золотой петушок» УФСИН по РМЭ

г. Йошкар-Ола

ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОЗРОЖДЕНИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В настоящее время семья практически отчуждена от образовательного процесса, что является одной из главных проблем современной педагогики и психологии. Печальный факт нашего времени - материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, гражданственности, патриотизме.

На основе этого на базе нашего МДОУ ведется организованная работа в едином коллективе «дети-педагоги-родители».

Цель: Обратиться к истокам своей семьи, формируя при этом у детей мотивацию на доброе отношение к близким, на совместную деятельность с родителями посредством музыкального искусства.

Задачи:

1.Формировать чувство уверенности в себе через возможность обоснованно уважать и гордиться своими родителями.

2. Воспитывать гордость за своих предков.

3. Знакомить детей и родителей с музыкальным искусством, имеющим подлинную художественную ценность.

Определяющую роль в возрождении семейного воспитания играет искусство и, в частности, музыкальное. Однако музыка постепенно уходит из семейного воспитания, что связано с несогласованностью семейного, дошкольного и школьного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки, как действенного вида искусства в духовно-нравственном становлении ребенка.

«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые пела мне мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан такт, когда отец играл на фортепиано… Я часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано, слышанные от него пьесы с гармонией»,- вспоминает композитор Н.А.Римский-Корсаков.

Этот пример, лучшая иллюстрация того, сколь благотворны были в России традиции «домашнего музицирования». Практически у всех людей знакомство с музыкальным искусством - будь то пение, танец или игра на инструменте - начиналось в семье. Из поколения в поколение души людей питал фольклор, заменявший крестьянину оперу или симфонические оркестры. А путь к ним начинался в избе, от песен и причетов бабушки. В связи с этой проблемой на первом этапе работы было проведено анкетирование с родителями по теме: «Какое место занимаем музыка в вашей семье».

На втором этапе работы с родителями, проанализировав результаты и получив удовлетворительный ответ, проведено анкетирование с родителями по теме: «Основы нравственности». Результаты анкетирования выявили высокую заинтересованность родителей в воспитании добрых, трудолюбивых, уважающих старших детей.

Велика роль совместной деятельности детей и родителей. Когда дети видят заинтересованность родителей - результативность музыкального воспитания детей гораздо выше. Отрадно заметить, как родители с большим желанием участвуют в проведении праздничных утренников - играют роли на праздниках, исполняют песни, принимают участие в пошиве костюмов и т.д.

Важно строить знакомство детей с искусством на материале, имеющим подлинную художественную ценность. В связи с этим, организовываются поездки в театр, на концерты. В этом направлении также ведется работа с родителями. Например, мама Данила Ш.- актриса марийского национального театра оперы и балета им. Э.Сапаева, участвует в наших концертах, а дети с удовольствием слушают ее высокопрофессиональное мастерство. Бабушки и дедушки также принимают активное участие в праздниках, посвященных Международному Женскому Дню, Дню Защитников Отечества и Дню Победы.

Дети очень рады, когда вместе с ними на сцене исполняют частушки их родители, когда в роли Деда Мороза и Снегурочки родители Димы - актеры русского Академического театра драмы им. Г.Константинова - Синьковский Ю.А. и Охотникова Ю.В.

Родители активно откликнулись на конкурс «Музыкальные инструменты из бросового материала». Инструменты оказались очень неожиданными и интересными, на которых дети музицируют, играют в оркестр. Особую неповторимость составляет то, что они сделаны собственными руками. Так же был проведен ряд конкурсов таких, как: «Сударыня - рукодельница», «Семейная реликвия», «Герб семьи», «Лучший семейный ансамбль», «Мама, папа, я - музыкальная семья». Была выпущена газета «Моя семья и счастливые моменты». Оформлен фотоальбом «Музыкальные праздники в детском саду». Ведется альбом совместного творчества детей и родителей «Музыкальные фантазии детского сада», в котором дети вместе с родителями сочиняют колыбельные; после прослушивания произведений на музыкальных занятиях рисуют рисунки. Разработаны и проведены консультации с родителями: «Празднуем Пасху», «Праздник в семье», «Музыкальный фольклор, как средство воспитания детей в семье», «Веселая масленица» и др.

В рамках сотрудничества с социальным приютом «Теплый дом» проводится благотворительная акция «Доброе сердце», где дети и их родители собирают необходимые игрушки и вещи для детей, оставшихся без попечения родителей. Такие мероприятия необходимы для воспитания в детях, да и в родителях чувство сопереживания, милосердия, доброты.

Таким образом, вовлекая родителей в активную музыкальную жизнь сада, родители показывают пример детям, потому, что папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальному развитию, правильно организовать досуг. А мы - педагоги должны в этом помочь. «Хорошие родители важнее хороших педагогов» - именно так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке.

На основе мониторинга в период с 2006 по 2009 год был сделан следующий вывод:

- произошло повышение уровня музыкального роста, уровня личностного роста и нравственных качеств дошкольников;

- наблюдается динамика нравственного роста у воспитанников нашего ДОУ;

- наблюдается динамика как музыкального, так и нравственного уровня, повышение составило 7 %.

На основании этого следует сделать вывод, что результат плодотворного влияния родительского примера на духовно-нравственное развитие ребенка посредством музыкального искусства успешно осуществляется через приобщение к святоотеческим традициям православной культуры.

Семенова А. В.

ГОУ ВПО МарГУ, ФПП, г. Йошкар-Ола

Научный руководитель: Лоскутова Р. Р.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Современный период развития общества характеризуется резким возрастанием роли воспитания. Даже такая фундаментальная мировоззренческая наука как философия в конце XX века обратила пристальное внимание на становление и формирование личности, проблемы воспитания индивида. Одним из своих направлений она выделила философскую антропологию, которая дает педагогике теоретическое обоснование при осмыслении человеческого бытия, целей воспитания и образования и, конечно же, уяснении смысла человеческой жизни. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется исследователями как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса, как всенарастающий духовный вакуум.

В современной науке сформировалась необходимая совокупность знаний для постановки и решения данной проблемы. Проблемой изучения и формирования нравственных и эстетических качеств личности ребенка занимались М.А.Верб, И.И.Казимирская, Б.Т.Лихачев, А.Ж.Овчинникова, Т.С.Прокофьева и другие. Развитие теории и практики эстетического воспитания дошкольников средствами музыки происходило под влиянием взглядов Б.В.Асафьева, В.М.Бехтерева, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, В.Н.Шацкой, и других, подчеркивавших необходимость этой работы, начиная с раннего возраста для нравственного и интеллектуального развития личности детей.

В XX веке сложился ряд методик массового эстетического воспитания средствами музыки, наиболее распространенными среди которых являются: система музыкально-ритмического воспитания и воспитания эмоциональной отзывчивости (эвритмика) Э.Жак-Далькроза; формирования музыкальной культуры школьников на основе целостного представления о музыкальном искусстве, опирающейся на постижение музыки через интонацию (в широком смысле) и жанра Д.Б.Кабалевского; певческо-хоровых традиций З.Кодая; единства слова, музыки и движения (музыкально-сценическая игра, театр) К.Орфа; использующая сензитивные периоды развития ребенка М.Монтессори; воспитание таланта в раннем возрасте на основе триады «учитель - мать - ребенок» Ш.Судзуки.

Таким образом, в науке имеется комплекс исследований, на которых базируется нравственно-эстетическое развитие дошкольников средствами музыки. Однако в теории и практике воспитания, отсутствуют исследования, подробно рассматривающие процесс нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки.

В нашем исследовании мы обратились к старшему дошкольному возрасту, так как, являясь сензитивным для нравственного и эстетического развития, он во многом определяет последующее становление человека.

Выше перечисленное является основанием для выбора темы исследования «Нравственное воспитание старших дошкольников средствами классической музыки».

Цель исследования - показать влияние классической музыки на нравственное воспитание старших дошкольников.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что использование классической музыки в работе со старшими дошкольниками эффективно влияет на процесс их нравственного воспитания.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме нравственного воспитания старших дошкольников средствами классической музыки.

2. Провести диагностику уровня сформированности нравственных качеств личности у современных дошкольников.

3. Разработать и апробировать методику экспериментального исследования по нравственному воспитанию дошкольников средствами классической музыки.

4. Подготовить методические рекомендации и практический материал по теме исследования для педагогов ДОУ и родителей.

Этапы нашего исследования:

1. Констатирующий - выбор методики исследования; проведение диагностики с детьми старшего дошкольного возраста;

2. Формирующий - формулировка выводов по промежуточным результатам, организация деятельности детей с использованием средств классической музыки;

3. Контрольный - повторная диагностика, оценка динамики показателей сформированности нравственных качеств посредством использования классической музыки, обобщение и систематизация результатов эксперимента.

В ходе первого этапа исследование по определению сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста проводились на базе МДОУ «Колосок» общеразвивающего вида с. Ронга РМЭ.

Для отслеживания эффективности работы с детьми по их нравственному развитию был составлен блок методик, включающий в себя авторские методики Р.Р.Калининой: методика «Закончи историю»; методика «Сюжетные картинки»; методика «Сделаем вместе». Этот блок методик позволил зафиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у старших дошкольников. В результате проведенной диагностики мы пришли к выводу о том, что необходима система мероприятий, повышающая уровень сформированности нравственных качеств старших дошкольников.

Наша работа находится на формирующем этапе. На этом этапе мы планируем провести музыкальные занятия с детьми. Восприятие детьми классической музыки нами предусматривается не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в часы тихих игр, свободного рисования и др. Также мы планируем провести консультации с воспитателями и родителями о влиянии классической музыки на нравственное воспитание детей.

Несмотря на то, что формирующий этап эксперимента не завершен, мы предполагаем, что проводимая нами работа по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки будет результативной и наша гипотеза о том, что использование средств классической музыки эффективно влияет на процесс нравственного воспитания старших дошкольников, подтвердится.

Бурякова Н. Ю. МДОУ №4 «Пчёлка»г. Йошкар-Ола

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Развитие личности ребёнка - вот цель, ради достижения которой прилагаем все возможные усилия мы - родители, воспитатели, педагоги. Этот процесс полон тонкостей и нюансов, но, создавая все условия для успешного личностного роста, мы смело можем выделить главный фактор – здоровое психоэмоциональное состояние ребёнка. Это – фундамент, основа основ любого педагогического процесса.

Развитие креативных способностей дошкольника, стимулирование активной творческой деятельности напрямую влияет на его психоэмоциональное состояние, процесс социальной адаптации, то есть на необходимые критерии успешного развития в целом. Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Приобщая дошкольников к музыке через различные виды музыкальной деятельности, необходимо в первую очередь иметь в виду эмоционально активное восприятие, так как это является основой музыкального воспитания. Как правило, занятия, проводящиеся с детьми в детских садах, а также подготовка и проведение праздников вовлекают дошкольников в следующие виды деятельности: это театрализованные выступления, песни, танцы, и просто двигательная активность под музыку, а так же различные игры. Каждый аспект влияет на процесс раскрытия творческого потенциала ребёнка.

Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей степени – в процессе восприятия музыки и музыкально- ритмических движениях. Танцы, да и любая двигательная активность под музыку, которая часто является элементом подвижных игр - это отличное подспорье в работе с эмоциональным состоянием ребёнка. Вообще, значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Психическая структура телесности - единственная структура психики, которая полноценно функционирует в возрасте от пяти до десяти лет.

Такие структуры, как сознание, логическое мышление, воля находятся у детей в различных стадиях становления. Опора на них не всегда является продуктивной в развитии у детей различных навыков и представлений. Более того, иногда опора на эти психические структуры оказывается бесполезной, а в худшем случае - противоестественной и вредной. Поэтому занятия, даже самые примитивные, но вовлекающие детей в двигательную активность, чрезвычайно важны, также, они являются инструментом эмоциональной разрядки, о чём тоже не следует забывать.

Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная "пружина", заложенная в ребенке самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка - одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий.

В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим близким людям, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Поистине, психическое и душевное здоровье ребенка коренится в эмоционально-телесных процессах.

Работая с детьми, замечаешь, с какой радостью они включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. А какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы или просто произвольные движения под музыку (от беготни и подпрыгиваний до забавного подражания танцевальным движениям). Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение.

Наши рекомендации