Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей старшего школьного возраста
Введение. Формирование двигательных умений и навыков необходимо для гармоничного развития школьника, его физического развития, нравственно-волевых черт личности и повышение интереса к доступным видам двигательной деятельности.
В процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности в процессе занятий физическими упражнениями. Целенаправленность действий, организованность, дисциплинированность, всё это в совокупности содействует формированию всесторонне развитой личности (А.И. Быкова, Е.Н. Вавилова, Н. И. Красногорский, Л. С. Выготский, А.В. Кенеман, Э.Я.Степаненкова, Н.В.Полтавцева и другие). [1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., 2. Максименко А.М., 3. Матвеев Л.П.].
Цель работы – выявление особенностей формирования двигательных умений и навыков у детей старшего школьного возраста.
Методы исследования. Литературный и интернет обзор, педагогический анализ.
Результаты и их обсуждения. В ходе изучения литературных источников и обобщения передового опыта специалистов практиков по физической культуре подтверждается теоретические сведения, что двигательные умения и навыки сформированные у школьников старшего возраста, являются фундаментом для их дальнейшего совершенствования и позволяет в перспективе достигать более высоких результатов, в том числе к будущей профессиональной и спортивной деятельности. В процессе формирования двигательных умений и навыков у старших школьников вырабатывается способность легко обогащать свой опыт, овладевать более сложными движениями, различными видами деятельности.
При освоении технических движений необходимо шире использовать материалы программы по учебной дисциплине «Физическая культура и здоровье», основы видов спорта: лёгкая атлетика, гимнастика, акробатика, атлетическая гимнастика(юноши), спортивная аэробика (девушки), а также игровые виды спорта(волейбол, баскетбол, гандбол и футбол). При этом необходимо строго учитывать закономерности и последовательность освоения движений с учётом положительного переноса умений и навыков. Формирование двигательных умений и навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, в различных видах метаний улучшается техника их выполнения, и повышаются количественные показатели. Формирование двигательного навыка зависит и от правильного подбора методов и приёмов обучения.
Умения и навыки, накопленные в начальной школе, являются базой и способствуют дальнейшему формированию и совершенствованию на 2-ых и 3-их ступенях общего среднего образования, то есть в средней и старшей школе. Это позволяет укреплять организм, его функции, успешнее овладевать трудовыми действиями. Коллективное выполнение физических упражнений(особенно в игровых видах спорта), гармоничность и сплоченность всех действий, выразительность, красота каждого движения, свободное владение всеми частями тела, хорошая осанка, формируются на занятиях по гимнастике, акробатике и других дисциплинах.
Выводы. Таким образом, процесс формирования двигательного навыка по утверждению учёных и практиков имеет следующие особенности и закономерности: образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер; рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется; результаты растут скачкообразно - со взлетами и спадами; на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники.
Литература
1.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2000.
2.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001.
3.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. 3-е изд. – СПб.: издательство «Лань», 2003.